Сообщение к родительскому собранию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
консультация (средняя группа) на тему
Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо знать свое прошлое, свое место в мире природы и людей. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_rod.sobraniyu_priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение к родительскому собранию на тему:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Подготовила и провела: Воспитатель д/с 1206 «Семицветик» гр. «Ромашки» Чугунова О.Л.
10.04.2014г
Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо знать свое прошлое, свое место в мире природы и людей. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура.
К сожалению, перемены, произошедшие в нашей стране привели к тому, что у нас практически отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия. Исчезли идеалы человека-труженика, воина-защитника Отечества, забыты семейные бытовые традиции, обычаи, почитание и уважение старших, секреты «Лада в семье». Поэтому именно народная культура способна восстановить связи прошлого, настоящего и будущего. И этот процесс познания, как говорят исследователи и ученые должен начаться как можно раньше, с молоком матери ребенок должен впитать в себя культуру через колыбельные песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки, произведения русского декоративно-прикладного искусства. Использование в работе с детьми, освоение ими культурного наследия русского народа, формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, и оказывает особое влияние на эмоциональные и нравственные стороны развития личности.
Цель - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского народа: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Именно дошкольный возраст благоприятен для этого. Какими же средствами мы можем возродить утраченные ценности? Включение ребенка в различные виды деятельности, основанные на интересах народного творчества.
Родители здесь должны быть активными участниками и помощниками детскому саду. Именно в семье начинается для ребенка открытие мира и познание самого себя.
Поэтому мы в нашей группе большую работу проводили с детьми на тему: «Семья».Проводили беседы о семье, рассматривали иллюстрации, кто чем в семье занимается. Особое внимание уделяли тому, что в семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Родители откликнулись на нашу просьбу -сделать альбомы на тему «Моя семья» Рассматривая их, дети составляли рассказы о членах семьи, а также у них воспитывались нежные, теплые отношения к членам семьи .Долго готовились к празднику- Дню Матери. Учили стихи, песни, много беседовали о мамах, учились понимать русские народные поговорки и пословицы: При солнышке тепло, при матери- добро ит.д.Праздник прошел в теплой атмосфере, дети приготовили сюрпризы-открытки для мам, а какой восторг вызвала фотосессия, где каждый узнавал себя и свою маму! Ко дню Защитника Отечества беседовали и проводили занятия о папах, наших защитниках, учили песни и стихи, готовили поздравительные открытки.
Большое место в приобщении детей к истокам русской народной культуры имеют праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все связано с трудом человека и разными сторонами общественной жизни. Так, перед проведением праздника «Масленица» беседовали- что это за праздник и как его праздновали на Руси. Отмечали, что праздник длился целую неделю: люди веселились, ходили друг к другу в гости, катались на санях, лошадях, прыгали через костер, угощались блинами, сжигали чучело Масленицы, чтоб освободить дорогу Весне, всему доброму на земле..И дети смогли ощутить Масленичное гулянье в детском саду, где артисты- цыгане, медведь ,Зима, Весна зажигательно танцевали под русские народные мелодии, зазывая и детей и взрослых плясать вместе с ними. А потом дети лакомились вкусными блинами .Дети могли наглядно познакомиться и окунуться в мир этого праздничного веселья, впитать в себя обычаи и традиции русского народа, его характер .Беседуя с детьми о весенних месяцах прибегали к народному календарю. Так отмечали, когда прилетят грачи. Заучивали пословицу и объясняли ее значение- Кто первый грача увидит, тот первый по-настоящему весну встретит. Рассматривали грачей. В уголке природы сделали совместную коллективную работу: «Весна пришла. Прилетели грачи. Расцвела мать-и-мачеха.
Также в своей работе используем фольклор. Это бесценное национальное богатство, основное средство народной педагогики. Народная мудрость гласит: «У человека, не совершившего при жизни добра- умирало не только тело, но и душа».Познание фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие, формирует духовную культуру. Русский фольклор сравнивается с живым родником чистой и светлой воды. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого –не знает ничего! Фольклор- это сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве сохранились особенности русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности..Мы приучаем детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Прибаутки, потешки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в будущее. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки и воспеваются положительные качества людей. Наши дети любят слушать сказки .Учим детей воспроизводить текст по картинке. Вечерами используем развлечения - показ сказки при помощи кукол Также используем в работе игры - драматизации.
Пословицы и поговорки часто используем в повседневной жизни: «Поспешишь - людей насмешишь», «Кончил дело- гуляй смело!» Используем фольклорные формы и как динамическую паузу между занятиями.
«Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди,
И Степан приди
,И Андрей приди
И Матвей приди…
А Антошечка, ну пожалуйста!
Велико значение для духовного и эстетического воспитания знакомство с искусством народных мастеров. Оно помогает ребенку взглянуть на привычные вещи по-новому, помогает видеть красоту окружающего мира. Знакомя детей с дымковской игрушкой обращаем внимание на то, какая она яркая, красивая, нарядная., веселая. Изготовили ее дымковские мастера в селе Дымково из глины, а потом расписали веселыми, яркими красками. Лепили с детьми из пластилина козлика, украшали узором барашка и дымковскую барыню .Каждый раз закрепляли какие элементы присущи дымковской росписи, какие краски присутствуют в узоре, откуда возникло ремесло. В группе оформили уголок по ознакомлению детей с искусством, где присутствуют изделия Хохломы, Дымки ,Гжели, Жостово .
В своей работе уделяем внимание и народным подвижным играм. Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы будем продолжать. Какие же задачи ставим перед собой?
1.Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность,
2.Знакомство с обычаями и традициями в ходе фольклорных праздников,
3.Формирование духовных качеств и эстетического вкуса.
Формы работы: Беседы, экскурсии, дидактические игры, развлечения, праздники, посиделки, заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, хороводов. Работа должна строиться на учете возрастных особенностей детей, на доступном материале, с постепенным усложнением,. должна осуществляться совместно с родителями. Родители должны быть равноправными участниками в пед. процессе. Потому что именно в семье ребенок получает первые представления о культуре. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить детский сад: любовь и преданность детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.
Чем же могут помочь родители детскому саду?
Сбор различного материала, фото по темам «Город», «Достопримечательности города», «Природа нашего края»,
Оформление стенда «Наша семья», Пошив костюмов, атрибутов к праздникам, взаимодействие с краеведческим музеем, оснащение группы предметами старины, совместное участие родителей, педагогов и детей в фольклорных праздниках, театрализованных представлениях., оформление дидактических игр, книги народной мудрости, макетов нашей улицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Сообщение на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Сообщение на тему«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Викторина с родителями...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...