Сообщение на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
учебно-методический материал

Сообщение на тему

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Сообщение на тему 

«Приобщение детей к истокам русской народной культур»

Козлова Ирина Ивановна

с. Леуши

2015

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

     Ответить на эти вопросы сегодня – значит установить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

     Устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств у ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, слепо следует усвоенным правилам поведения.

      В детском саду, нередко, на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

     Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.

     Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

     Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:

- как дружба помогает победить зло;

- как добрые и миролюбивые побеждают;

- что зло наказуемо.

     Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.

      Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

      Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Многократно возвращаясь к тексту сказки.

      Во всех сказках есть персонажи, которые помогают положительному герою сохранить свои моральные ценности. Этот персонаж всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из–за внутренних или внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме проницательного героя например, старца. Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи.

        Не только малые дети, но и взрослые, старики любили слушать сказки во время сенокоса, у костров. В праздники на деревенских полянках вокруг сказочников обычно собирались многочисленные слушатели.

       Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.

       Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают, и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки.

      В детском фольклоре особое место занимают считалки, потешки, дразнилки. Их так много, как детей на земле, потому что каждый ребенок, играя, может придумать свои слова. Но какой – то стишок оказался  наиболее удачным и его начинают повторять другие.

      Воспитывая у детей положительное отношение, чувство симпатии ко

всем народам, населяющим наш край, мы знакомим детей с добрыми традициями разных народов.

      «Украсить дом» – это все равно, что на человека надеть нарядное платье. «До сорока домов по обе стороны» – это все твои соседи. И ко всем ты должен быть одинаково уважителен…

       А сколько хороших, добрых напутствий придумал русский народ ! Гости, входя в новый дом, говорили новоселам: «Совет да благ, во всех углах». Уходящему человеку желали: «Счастливого пути, как ласточка лети».

В народном творчестве отразилось отношение к тем или иным качествам человека, его поступкам. Пословицы говорят:

«Своя земля и в горести мила» (русская).

«На Родине и пасмурный день светел» (коми – пермяцкая).

«В чужом краю и своей вороне рад» (коми – пермяцкая).

     Потому что самым важным для человека считалась любовь к большой и малой родине, своей семье и родителям.

      Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.

      Устное народное творчество народов  используются во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,

      Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.

      Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.

     Театрализованные занятия, с  использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.

       Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

     Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.

     Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.

      В русском фольклоре к драматическим действиям относятся и драматические сценки, пьесы, а так же кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, синтетичность драматических действий включает в себя и создание костюмов, и использование декораций, а, нередко, и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики.

     Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

       Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями, мы учим детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

      В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, мы развиваем в детях творческие способности и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов и сказок. Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, прыжки, хлопки в ладоши, по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

       Таким образом, устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно образовательной деятельноси в старшей группе на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуре" (из истории о мужской и женской одежде0

Знакомство детей с русскими народными костюмами , их историей, традициями, приобщение  детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки), воспитание...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Обмен опытом с коллегами о приобщении детей к истокам русской народной культуры...

Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Младшая группаСентябрьПодбор фольклорного материала, оформление группы;Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;Заучивание потешки «Киска, киска, киск...

викторима с родителями на тему"приобщение детей к истокам русской народной культуры" (средняя группа)

Помочь подителям  осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главн...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

КОНСПЕКТЫ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "

1."Красивые матрёшки." (художественно-эстетическое развитие-рисование.) 2."Русские посиделки "; 3."День сказок ." (речевое развитие). -знакомство детей с народной культурой, традициями,бытом русс...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...