Адаптация детей к условиям ДОУ в раннем возрасте.
статья (младшая группа) по теме
- Что же такое адаптация?
- Степени адаптации.
- Причины тяжелой адаптации.
- Как готовить ребенка к поступлению в ДОУ?
- Первые посещения в ДОУ.
- Как лучше прощаться?
- Фразы, ухудшающие ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.adaptatsiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Ранний возраст является наиболее уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у ребенка негативные эмоции и страхи.
Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает – тяжелая. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от многих
факторов, начиная с условий протекания беременности и заканчивая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания принятого в семье.
Различают 4 степени адаптации ребенка к ДОУ:
- При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении 1-2 недель. Преобладает спокойное эмоциональное состояние. Малыш смотрит в глаза взрослому, может обратиться с вопросом или попросить о помощи, играет рядом с другими детьми. Придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.
-Средняя адаптация длится около 20-40 дней. В этот период эмоциональное состояние ребенка нестабильно. Проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации при поддержке взрослого, наблюдая за его привлекательными действиями, либо с помощью применения телесных ощущений. На замечания и поощрения реагирует адекватно, но может нарушать установленные правила и нормы поведения.
- Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивные действия, он бурно выражает свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывает предлагаемые ему игрушки, или наоборот, тихо плачет, крепко прижимая любимую игрушку, подавленное и напряженное состояние. Длится от 2 до 6 месяцев.
- Очень тяжелая адаптация длится от полугода и более. Тогда встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в саду.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
- наличие у ребенка своеобразных привычек;
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться взрослыми при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как же готовить родителям ребенка к поступлению в ДОУ:
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским учреждением.
- Отправлять малыша в детский сад, лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
-- самостоятельно садиться на стул;
-- самостоятельно пить из чашки;
-- пользоваться ложкой;
-- активно участвовать в одевании, умывании.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Настраивать малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего..
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Все время говорить ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим!
Родителям необходимо в первые посещения ребенком ДОУ:
- Не оставлять ребенка на целый день (в течении первого месяца достаточно 2 – 3 часов).
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, сократить просмотр телевизионных передач.
- Проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Ребенок плачет. Как лучше прощаться:
Малыш плачет, потому что слезы - единственный способ, которым он может показать, что БЕСПОКОИТСЯ.
- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в событие дня).
- Скажите ребенку честно, куда и зачем вы идете (например: «Я иду в магазин за покупками» или «Я иду на работу»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда вы идете, достаточно хорошее, а дело - полезное.
- Скажите малышу, когда вы вернетесь (например: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь»). Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
- Расскажите, с кем он останется, а главное, что будет делать: «Ты будешь с воспитателем (имя воспитателя) и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать».
- Не сулите ребенку ничего за то, что он вас отпускает, но если попросит вас что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени что-нибудь (конфетку, печенье, яблоко), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него, вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Фразы, которые ухудшают ситуацию:
- «Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский сад (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?»
- «Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку (куклу)!»
- «Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»
- «Ты же большой мальчик (девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»
- «Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!»
Важно помнить, что эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ делать какие-то дела. Мамы могут сказать такие слова, просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг адаптации детей 2-3 лет Группы раннего возраста №3 «Звездочка» 2016 – 2017 учебный год.
№Ф.И. ребенкаГруппа адаптацииТяжелая Средняя Легкая 1Голотовская Камиллат 2Клашевич Сергей л3Козак Димат 4Кондрицкая Марина с 5Моголивец Женя с...
Технология адаптации детей к условиям ДОУ (младший дошкольный возраст)
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым условием развития личности ребенка, особенностями социа...
Презентация "Адаптация к условиям ДОО в раннем возрасте"
На этой страничке представлены презентация и консультация для родителей на тему :"Адаптация к условиям ДОО в раннем возрасте"https://drive.google.com/open?id=1FgwzCgEeTj9x493d34O7Kwy6lT_sLjU...
ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"
Одна из базовых ценностей ФГОС является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...
Психолого-педагогическое сопровождение детей (в том числе детей с ОВЗ), родителей, педагогов в период адаптации к условиям детского сада (ранний возраст)
Рабочие программы по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста....
Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»Литвинова Анна Владимировна .ВоспитательМетодическая разработка «Адаптация детей через игру в...
Проект по адаптации детей к условиям детского сада гр. раннего развития возраст детей 1,5-2 года «В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ»
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ.«В детский сад без слез» Актуальность проекта: Период адаптации является очень важны...