Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка
«Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
Литвинова Анна Владимировна .Воспитатель
Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к детскому саду.
Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игровой;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста: рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ №1общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников Петродворцового района Санкт -Петербурга. Группа раннего возраста «Радуга» В исследовании приняли участие 20 воспитанников (10 девочек и 10мальчиков в возрасте от 2 2. до 3 лет.).
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем ДОУ функционируют 8 групп, одна из которых - группа раннего возраста для детей от 2.2 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.
Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы осуществлялась в три этапа:
- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)
- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к ДОУ.
- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации: дети с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.
Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%, период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети находятся в состоянии психологического комфорта.
Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей (44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других –пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции. Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание.
Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 5человека (16,7%, дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение, плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.
Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.
Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация системы педагогической деятельности по использованию игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей ранего возраста.
Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Задачи игр в этот период:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
• развитие игровых навыков;
• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игры в период адаптации были условно разделены на две группы:
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период были разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.
По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было проведено повторное исследование адаптированности детей к условиям ДОУ и отношения к детскому саду.
Повторное диагностическое исследование показало, что в исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется интерес к новому.
К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что родители стали более объективно оценивать педагогические и психологические показатели адаптации собственного ребенка
Был проведен сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностики, которая показала, что показатели педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.
Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует также отметить, что уровень педагогической компетентности и включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возрастак условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала, полностью подтвердилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптация детей через игру. | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
Литвинова Анна Владимировна .Воспитатель
Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к детскому саду.
Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игровой;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста: рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ №1общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников Петродворцового района Санкт -Петербурга. Группа раннего возраста «Радуга» В исследовании приняли участие 20 воспитанников (10 девочек и 10мальчиков в возрасте от 2 2. до 3 лет.).
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем ДОУ функционируют 8 групп, одна из которых - группа раннего возраста для детей от 2.2 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.
Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы осуществлялась в три этапа:
- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)
- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к ДОУ.
- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации: дети с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.
Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%, период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети находятся в состоянии психологического комфорта.
Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей (44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других –пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции. Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание.
Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 5человека (16,7%, дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение, плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.
Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.
Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация системы педагогической деятельности по использованию игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей ранего возраста.
Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Задачи игр в этот период:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
• развитие игровых навыков;
• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игры в период адаптации были условно разделены на две группы:
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период были разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.
По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было проведено повторное исследование адаптированности детей к условиям ДОУ и отношения к детскому саду.
Повторное диагностическое исследование показало, что в исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется интерес к новому.
К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что родители стали более объективно оценивать педагогические и психологические показатели адаптации собственного ребенка
Был проведен сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностики, которая показала, что показатели педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.
Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует также отметить, что уровень педагогической компетентности и включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возрастак условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала, полностью подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Обучение детей через игру"
"Обучение через игру"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ОГНЕДЫШАЩИЕ ДРАКОНЧИКИ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО С РОДИТЕЛЯМИ ДОСУГА...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ТРИ ПОРОСЁНКА!"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО С РОДИТЕЛЯМИ ДОСУГА...
Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...
Мастер- класс к МО на тему: «Организация детского экспериментирования через развивающие игры в группе раннего возраста»
Цель: формировать благоприятные условия для ознакомления детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность.Задачи: Обучающие:- Обучать способам установления простейших связей между пр...
Методическая разработка " Квест-игра для группы раннего возраста " Мы за солнышком идем"
Квест «Мы за солнышком идем!»Участники: дети группа раннего возраста (2,6-3,6 г.)Время проведения: март (15-20 мин.).Тип проекта: развлекательно- игровой.Цель: формирование познавательной ...
Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» (группа раннего возраста)
Цель проекта: способствовать развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи проекта:-Способствовать формированию устойчивого интереса детей к художественной литера...