Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).
статья по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).
Мы не ставим цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнка отношения к школе, учению; развитие необходимых форм общения со сверстниками, но учитывая особенности темы и целей исследования, посчитали необходимым, выделить интеллектуальную готовность и сформированность специальных функций анализа и синтеза речевых компонентов, как показателя уровня подготовки к обучению грамоте.
Методика № 1.
«Тестовая беседа» С.А. Банкова.
Данный метод позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности, является первичным обследованием готовности ребенка к школе. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создаст атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Тесты позволяют провести исследование деятельностного компонента ребенка возрастные особенности использования.
Методика используется для детей 5 -7-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
1. Запас представлений ребенка об окружающем мире;
2. Ориентирование в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности;
3. Мотивация к обучению грамоте.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов на тест готовности к обучению грамоте:
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы : «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:
№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№ 8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с № 15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению грамоте.
Делая вывод, хочется отметить, если ребенок ответил на большинство вопросов без затруднений, мы можем предположить, что у него достаточно развита интеллектуальная готовность к обучению грамоте.
Методика № 2.
Данная методика показывает сформированность звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, а также готовность к обучению грамоте.
1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи логопеда.
• Ребёнок не справляется с заданием.
2. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь"».
• Ребёнок правильно выполняет задание.
• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью логопеда.
3. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Р | О | З | А |
Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.
- Задание: найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч").
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("ш").
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г").
Оценка результатов:
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.
• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью логопеда.
6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи логопеда.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи логопеда или не справляется совсем.
- Логопед показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.).
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу логопеда.
Данная таблица показывает уровни и показатели сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, а также готовность к обучению грамоте:
№ | Уровни | Показатели |
1 | Низкий (Н) | Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки. |
2 | Средний (С) | Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры. |
3 | Высокий (В) | Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры. |
Уровни готовности к обучению грамоте исходя из данной таблицы:
«В» – высокий уровень;
«С» – средний уровень;
«Н» – низкий уровень.
Методика № 3.
Абстрактное мышление (по Й. Ерасеку).
Назначение: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.
Оборудование: бланк теста на определение уровня «Вербального мышления».
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Процедура: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
Тест на определение уровня вербального мышления
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
2. Утром мы завтракаем, а днем?
3. Днем светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что?
6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?
7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…
8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь?
9. Почему у всех автомобилей тормоза?
10. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
11. Чем различаются гвоздь и винт?
12. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
14. Какие ты знаешь транспортные средства?
15. Чем отличается молодой человек от старого?
Шкала оценки:
I уровень – 24 и более – очень высокий уровень готовности к обучению грамоте.
II уровень – от 14 – 23 – высокий уровень готовности к обучению грамоте.
III уровень – от 0 –13 – средний уровень готовности к обучению грамоте.
IV уровень – (- 1) – (-10) – низкий уровень готовности к обучению грамоте.
V уровень – (-11) и менее – очень низкий уровень готовности к обучению грамоте.
Методика № 4.
Методика «Чего не хватает?»
(концентрация)
Автор: Немов Р.С.
Цель: выявление уровня концентрации внимания.
Возраст: для детей с 4 лет.
Стимульный материал: 7 картинок с изображением предметов, на которых не хватает какой - либо существенной детали.
Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования – 25 секунд.
Анализ результатов:
- 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
- 8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
- 6 – 7 баллов (норма) – время поиска заняло от 31 до 35 секунд.
- 4 – 5 баллов (средний) – время поиска составило от 36 до 40 секунд.
- 2 – 3 балла (низкий) – время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.
- 0 – 1 балл (очень низкий) – время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.
Методика № 5.
Методика «Разрезные картинки»
(целостное восприятие)
Автор: С.Д. Забрамная
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки
Возраст: для детей с 3 лет.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Анализ результатов:
- Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
- Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
- 1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
- 2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
- 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
- 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Методика № 6.
Методика «Найди отличия»
(устойчивость и переключаемость внимания)
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Возраст: 4-7 лет.
Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Инструкция: «На этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Анализ результатов:
- 16 – 17 баллов – высокий уровень;
- 13-15 баллов – выше среднего;
- 8-12 баллов – средний уровень;
- 4-7 балла – ниже среднего;
- 0-3 балла – низкий уровень.
Методика № 7.
Методика «10 картинок»
(зрительная память)
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
8-10 – высокий уровень
6-7 – хороший уровень
4-5 – средний уровень
3 и меньше – низкий
Методика № 8.
Методика «10 слов»
(слуховая память)
Автор: А.Р. Лурия
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Возраст: 5-7 лет.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».
Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.
Слова: гриб, слон, мяч, зонт, улитка, дом, груша, ёлка, юла, мышь.
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.
8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
Методика № 9.
Методика «Четвертое лишнее»
(образно-логическое мышление, классификации)
Автор: Е.Л.Агаева
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Возраст: 4-5 лет.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Методика № 10.
Методика «Кто что любит»
(мышление-классификация)
Цель: исследование мыслительной операции – классификации, запаса общих представлений ребенка.
Стимульный материал: изображения животных и того, что они едят.
Инструкция: перед ребенком кладут картинки в ряд и под ними вместо инструкции соответствующие изображения. После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений.
Инструкция обработки:
1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла - принимает задание, но не может разложить изображения в в соответствии , т. е. у ребенка низкий уровень сформированности кругозора, но после обучения может выделить разложить картинки в правильном соотношении.
3 балла - принимает задание, уверенно может разложить изображения в порядке их соотношения.
Проведение данного диагностического обследования на предмет готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показывает нам, интеллектуальную готовность и сформированность специальных функций анализа и синтеза речевых компонентов, как показателя уровня подготовки к обучению грамоте.
Работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.
Целенаправленное систематизированное использование разработанных программ коррекционно-развивающего обучения, которые включают коррекцию и развитие речи и других высших психических функций, благотворно влияет на процесс формирования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Поэтому формирование готовности к обучению грамоте является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — умственное, физическое, нравственное, эстетическое. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Мы знаем, что компенсорные возможности детского организма велики, при правильном подходе, адекватном обучении и необходимом лечении даже устрашающие диагнозы постепенно теряют свою актуальность. От того, смогут ли взрослые понять особенности ребенка, создать условия, в которых обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности и корректировать нежелательные тенденции в развитии, зависит личностное становление ребенка, возможность его дальнейшей самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»
Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...
Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия
В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей. Родители узнают, как через игру можно развивать лексико-грамматический строй речи ребенка....
Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (обзор отечественной и зарубежной научно-методической литературы).
Многочисленные исследования особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление...