Речевые игры в предматематической деятельности детей.
консультация (подготовительная группа) на тему
Цель дошкольного образовательного учреждения – всестороннее развитие и подготовка детей к школе. В число критериев готовности к школе включается и уровень развития речи и уровень развития математической деятельности, которые тесно связаны между собой, а также с другими видами детской деятельности. Как на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений происходит развитие речи детей, так и на специальных речевых занятиях закрепляются и расширяются математические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_v_predmat_deyatelnosti_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры в предматематической деятельности детей.
Цель дошкольного образовательного учреждения – всестороннее развитие и подготовка детей к школе. В число критериев готовности к школе включается и уровень развития речи и уровень развития математической деятельности, которые тесно связаны между собой, а также с другими видами детской деятельности. Как на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений происходит развитие речи детей, так и на специальных речевых занятиях закрепляются и расширяются математические знания.
Так как ведущая деятельность дошкольников игровая, занятия по сути должны представлять собой систему дидактических игр, в которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения. В ходе игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, в процессе которого развивается у детей умение оречевлять полными распространенными предложениями свои желания, оценки, выводы. Дети учатся аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Роль взрослого – подготовить и представить ребенку необходимый дидактический материал для всестороннего развития.
- Игра: «Большой – маленький», «Что больше, меньше?»
Цель: развивать речь, умение различать предметы по величине и называть их.
Шкаф – шкафчик
Цветок – цветочек
Карандаш – карандашик.
- Что больше: шкаф или шкафчик
- Что меньше: цветок или цветочек.
- Игра: «Один - много»
Цель: развивать речь детей, умение сравнивать множества.
Стол – столы
Гнездо – гнезда
Ведро – ведра
- Игра: «Какой» (предмет по цвету, форме, величине).
Цель: развивать грамматически правильную речь, умение определять цвет, форму, величину, длину, высоту.
Лимон – желтый, овальный, маленький
Тыква – оранжевая, круглая, большая.
- Игра: «Наоборот» (слова - антонимы).
Цель: развивать грамматически правильную речь, знания о величине, длине, ширине, высоте, о временных представлениях.
Большой – маленький
Белый – черный
Широкий – узкий
Толстый – тонкий
Высокий – низкий
Далеко – близко
Справа – слева
Вчера – завтра
День – ночь, утро – вечер
Осень – весна, зима – лето.
- Игра: «Посчитай»
Цель: развивать грамматически правильную речь, закреплять навыки количественного счета.
Один мальчик, два мальчика и т.д.
Одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д.
Одна кукла, две куклы и т.д.
- Игра: «Какой по счету»
Цель: развивать грамматически правильную речь, закреплять навыки порядкового счета.
Первый лимон, второй апельсин, третий огурец, четвертая груша.
- Игра: «Сосчитай слова в предложении, звуки в слове»
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, синтаксиса, количественного и
порядкового счета.
Катя лепит коричневую утку - один, два, три, четыре. В предложении всего четыре слова, первое слово – Катя, второе – лепит, третье – коричневую, четвертое слово – утку. Утка – один, два, три, четыре. В слове всего 4 звука: первый звук – у, второй - , третий – к, четвертый звук – а; 2 гласных и 2 согласных.
- Игра: «Найди место звука» (обозначь на модели слова)
Цель: закреплять навыки звукового анализа, ориентировки в пространстве, на листе бумаги.
Мак – звук м находится в начале слова
Комар – звук м находится в середине слова
Паром – звук м находится в конце слова.
- Игра: «Сравни»
Цель: развивать грамматически правильную речь, умение сравнивать предметы по размеру.
Эта пирамидка выше, а эта ниже.
Этот мяч больше, а этот меньше.
Этот шарф шире, а этот уже.
- Игра: «Расскажи»
Цель: закреплять умение последовательно излагать содержание рассказа или сказки, навыки счета.
-Разложи по порядку, последовательно сюжетные картинки от первой до последней, чтобы рассказ был понятным. Сосчитай, сколько частей в рассказе.
Так же на речевых занятиях часто используются литературные, стихотворные тексты, пальчиковая гимнастика, физ.минутки, материал которых опосредованно способствует развитию предматематической деятельности дошкольников.
- Широко расставив ноги
Словно в пляске – руки в боки
Наклонились влево, вправо, влево, вправо
Получается на славу
Молодцы
Влево – вправо, влево – вправо.
- Мы становимся все выше
Достаем руками крыши
Раз, два – поднялись
Три, четыре – руки вниз.
- Раз – два – стоит ракета
Три – четыре –самолет
Раз – два – хлопок в ладоши
А потом на каждый счет
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
- На одной ноге постой-ка
Если ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди
Да смотри – не упади
А теперь постой на левой
Если ты солдатик смелый.
- Один – два – все вставайте
Три – четыре – приседайте
Пять – шесть – повернитесь
Семь – восемь – улыбнитесь
Девять – десять – не зевайте
Свое место занимайте.
- Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, подтянуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
- Слон сильнее двух коров
Толще бегемот трех львов
Лошадь быстрее пяти лягушат
Выше жираф четырех медвежат.
- Круглый ноль.
Один за всех и все за одного.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Знать, как свои пять пальцев.
На седьмом небе.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Взрослые могут использовать дидактические игры в совместной деятельности с детьми, на прогулке, по дороге домой. Игры можно организовывать индивидуально, с небольшой подгруппой, а так же со всей группой детей. В старшем дошкольном возрасте для увеличения интереса полезно устраивать игры в форме соревнования или со взрослыми или между детьми, чтобы речевые и математические знания и навыки формировались и закреплялись легко, ненавязчиво.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Речевые игры в предматематической
деятельности детей»
ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ
«Гуси - лебели»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательно-речевые игры в физическом развитии детей
Консультация для воспитателей и родителей в виде буклета. Может быть использован как раздаточный материал на родительском собрании и мастер-классе....
Речевые игры и упражнения для детей средней группы
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...
статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет
2.1 Понятие речевые игры и упражнение . Речевые игры мы относим , к обучающим дидактические, сюжетно-дидакт...
«Речевые игры в пути» для детей 4 - 5 лет. Памятка для родителей средней группы
«Речевые игры в пути» для детей 4 - 5 лет - это памятка для родителей средней группы, включающая в себя описание семи речевых игр. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в тво...
Речевые игры для развития у детей фонематического восприятия
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ – это развитие фонематического восприятия. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше:-воспринимает и разли...
Речевые игры для психического развития детей
Речевые игры для малышей...
Речевые игры в музыкальной деятельности детей.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной вы...