Кружковая работа по речевому развитию в театрализованной деятельности детей младшей группы.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 6, с. Субханкулово, г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детского сада № 6,
с. Субханкулово
__________Капустяк Л.А.
ПРОГРАММА
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ»
Авторы-составители:
воспитатель Латыпова Л.М.
Принято на педагогическом совете
Протокол № __ от ________20__ г.
Список детей
- Абсалямова Софина
- Альхамов Эмиль
- Бондарева Дарья
- Гайфуллин Тимур
- Галиев Тимур
- Густова Влада
- Евстигнеев Тимур
- Ермалаева Полина
- Идиятуллина Милена
10.Кадысев Артем
11. Костромитин Костя
12. Кутуева Ангелина
13. Нурхаметова Луиза
14. Саяпова Карина
15. Фатхутдинов Максим
16. Шакиров Иршат
17. Шамсуллина Эмилия
18. Шарипова Диана
19. Яушев Динар
20. Ямилова Аделина
21. Добровольская Валерия
Название программы: «Встреча со сказкой»
Для детей 3-4 лет
Направленность программы: речевое развитие
Название организации: МБДОУ детский сад №6, с. Субханкулово
Сроки реализации программы: один год
Пояснительная записка
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности.
Педагог М. Р. Львов в своем труде «Основы теории речи» писал: «… чтобы научиться говорить, надо говорить», т. е. необходимо, чтобы ребенок обладал определенной речевой активностью. Компонентами речевой активности, по мнению автора, являются: а) быстрота речевых реакций в диалоге, разнообразных ситуациях, б) выбор игр, увлечений, связанных с речью: заучивание и чтение стихов наизусть, детский театр и пр. ; в) быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи – фактов, лиц, сюжетов. Условиями развития речевой активности выступают: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность; б) умение преодолевать скованность, застенчивость. Занятия включают следующие части: Музыкально ритмическая разминка - это ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые: развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) ; развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.) ; развивают воображение (способности к пластической импровизации) .
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) .
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность, в старшей логопедической группе функционирует кружок по театрализованной деятельности «Волшебница». Работа кружка основана на программе «Театр — творчество — дети» авторы: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
Дыхательная и речевая гимнастика, с помощью которой у детей при помощи игр и упражнений формируется правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия). В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.) .
Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сценки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.
Гипотеза — процесс развития связной речи детей младшей группы будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.
Актуальность данной программы:
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данной программы определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально- волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность
Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель программы
Развитие связной речи и эмоциональности у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Создание атмосферы творчества и доверия для развития речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками
- Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей младшей группы;
- Обогащать словарь детей, активизировать его;
- Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
- Формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;
- Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
· Развивающие:
- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
- развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
- Развивать интонационный строй речи детей;
- Развивать речь детей как средство общения;
- Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;
- Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
· Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
- Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие познавательных процессов.
- Активизация речевой деятельности детей.
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного дыхания.
- Развитие темпо-ритмической стороны речи.
Целевые группы:
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с ОНР ( 3-4 лет)
Формы и режим занятий:
подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 15 мин.
Предполагаемые результаты:
- интерес детей к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- умение детей говорить связной речью;
- расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам;
- умение детей действовать самостоятельно;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
- умение управлять собственным телом;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.
После обучения ребенок:
- Станет более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысится речевая активность, появится живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
- Получит кроме этого в любых видах деятельности эмоциональный подъём, проявит позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучит энергию, бодрость, полюбит творческие задания, с удовольствием будет участвовать в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
- Приобретёт умение создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, являться самобытной, культурной и творческой личностью.
- Проявит интерес к театральной деятельности, театральным играм.
- расширит представления об окружающей действительности.
- Разовьёт память, мышление, воображение, внимание.
- станет более уверенным в себе, будет преодолевать робость, сопереживать.
- Повысит и усовершенствует интонационную выразительность речи
Учебно-тематический план:
Месяц | Наименование тем | Количество часов |
Первый год обучения | ||
Сентябрь 3-4 недели | Театр и его волшебный мир. | 2 |
Октябрь | Весёлый оркестр. | 2 |
Театр на фланелеграфе. | 2 | |
Ноябрь | Осень, осень, досвидания. | 2 |
Русская народная сказка «Лиса и Волк». | 3 | |
Декабрь | Показ кукольного театра «Би-ба-бо». | 3 |
Драматизация сказки Ш.Перро «Красная шапочка». | 2 | |
Январь | Чтение стихов о зиме. | 2 |
Вечер новогодних песен и танцев | 2 | |
Февраль | Бабушка - загадушка. | 2 |
Театр масок по сказке «Зимовье». | 2 | |
Март | Театр картинок «Угадай-ка». | 2 |
Теневой театр по сказке «Сказка о глупом мышонке». | 2 | |
Апрель | Пальчиковый театр по сказке «Теремок». | 2 |
Настольный театр по сказке «Теремок». | 2 | |
Май | Итоговое представление «Мы, любим, петь, танцевать, забавляться и стихи читать». | 1 |
Драматизация по сказке «Курочка ряба» для родителей. | 3 | |
Итого: | 36 |
Содержание программы
- активизация деятельности детей: упражнения для социально-эмоционального развития детей, упражнения на развитие мимики, коррекционно-развивающие игры;
- активизация компонентов речевой деятельности: упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика, для развития интонационной выразительности, логоритмика, пальчиковый игротренинг;
- активация речи в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения, знакомство с текстом, жестами, мимикой, движениями, костюмом, декорациями, праздники, развлечении, посильна помощь в изготовлении атрибутов.
Теоретические знания
- повышение темпа развития речи в целом за счет включения дошкольников в творческую деятельность; активация речи в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения, знакомство с текстом, жестами, мимикой, движениями, костюмом, декорациями, праздники, развлечении, посильна помощь в изготовлении атрибутов.
- Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
- Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность
- Формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) ;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе, правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
- активация речи в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения, знакомство с текстом, жестами, мимикой, движениями, костюмом, декорациями, праздники, развлечении, посильна помощь в изготовлении атрибутов.
- расширяет представления об окружающей действительности.
- Усовершенствует исполнительские умения.
- Развивает память, мышление, воображение, внимание.
- Повышает и усовершенствует интонационную выразительность речи.
Практические умения:
- выполнять артикуляционную гимнастику
- проговаривать чистоговорки и скороговорки
- выполнять пластические этюды
- выполнять мимические этюды
- отгадывать загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
- выполнять упражнения на воображение
- выполнять упражнения на напряжение и расслабление мышц
- выполнять упражнения на имитацию движений
- выполнять упражнения на активизацию словарного запаса
- выполнять упражнения на интонационную выразительность
- выполнять упражнения на формирование разговорной речи
- выполнять упражнения на отбивание ритма
- выполнять упражнения на речевое дыхание
- выполнять игры со словами и без слов
- играть хороводные игры
- играть подвижные игры с героями
- обыгрывать эпизоды
- инсценировать сказки, потешки, стихи
- показывать театрализованные представления.
.
I год обучения. Возраст детей: 3-4 года
Название темы | Задачи | Методы и приемы организации |
Театр и его волшебный мир | Дать детям представления о театре, его возникновений и назначений; расширять запас слов у детей; развивать творческую активность детей посредством коллективной театрализованной игры на развитие воображения и координаций движений, любознательность, умение детей понимать поэтическую речь; воспитывать у детей дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах. | Словесный, наглядный, беседа, показ, объяснение, речевая гимнастика, устное изложение. |
Весёлый оркестр. | Продолжать формировать умение играть с музыкальным сопровождением, эмоционально реагируя на происходящее. | Словесный, наглядный, игровой; беседа, показ воспитателем техники игры на инструментах, элементов движений, исполнение детьми музыки к песне «Калинка». |
Театр на фланелеграфе по сказке «Два жадных медвежонка». | Продолжать формировать навыки вождения картинок на фланелеграфе, эмоционально реагировать на происходящее, одновременно сопровождая диалогом. | Словесный, наглядный, игровой чтение сказки, беседа, показ воспитателем техники вождения картин на фланелерафе, объяснение, индивидуальная работа, речевая гимнастика, отгадывание загадок о диких животных, показ сказки детьми, сопровождая диалогом и монологом. |
Осень, осень, досвидания. | Продолжать формировать умение понимать смысл стихов, потешек; воспроизводить это в движениях картинок на магнитной доске. Развивать память, воображение, выразительную речь. | Игровой, наглядный, словесный, Объяснение, показ способов вождения картин, индивидуальная работа, показ детьми движений картинок по магнитной доске.. |
Русская народная сказка «Лиса и волк». | Формировать умение рассказывать сказку, используя персонажей кукольного театра; продолжать раз-вивать навыки отвечать на вопросы по содержанию сказки; отмечать наиболее образные характеристики героев и их поступков. Развивать на-выки доказательной речи, усидчивость. Воспитывать доброту, находчивость, смелость. | Наглядный (рассматривание образца, показ), словесный чтение сказки, объяснение техники вождения кукол; практический выполнение работ детьми, словарная работа, индивидуальная работа. |
Показ кукольного театра би-ба-бо по сказке «Колобок» для малышей. | Формировать умение самостоятельно оформлять декорации: домик, деревья. Развивать умение самостоятельно озвучивать текст сказки, диалогическую речь. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание сделать приятное малышам. | Словесный (беседа, устное изложение) наглядный (рассматривание картин, вспомнить содержание сказки, показ воспитателем движения кукол, работа по образцу), практический (показ детьми театра), сказки, индивидуальная работа. |
Драматизация сказки «Красная шапочка». Ш.Перро перевод с франц. Т.Габбе | Продолжать активизировать словарь за счёт новых глаголов, прилагательных, наречий. Развивать умение менять голос в соответствии с характером героя. Продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников, дослушивать реплики до конца, не перебивая других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства. | Словесный, наглядный, игровой. Чтение сказки, показ воспитателем движения каждого героя вместе с детьми, подбор костюмов для героев, произношения чистоговорок детьми, индивидуальная работа. |
Чтение стихов о зиме (сопровождая картинками). | Развивать эмоциональное, выразительное чтение стихов, дикцию, чёткое произношение звуков, умение видеть красоту природы через слово, воображение, память. Доставить сверстникам радость, вызвать положительные эмоции. Воспитывать любовь к поэзии. | Игровой, наглядно-словесный рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выразительного чтения, декламируя движениями, чтение стихов детьми по образцу воспитателя,, индивидуальная работа. |
Вечер новогодних песен и танцев. | Развивать память, чёткое произношение слов, музыкальный слух, пластичность, умение двигаться в паре. Закреплять умения сопровождать песни движениями. | Игровой, словесный, беседа, выбор костюмов детьми, показ детьми техники выполнения танцев, пение песен детьми, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Бабушка – загадушка. (Загадки о зиме) | Развивать логическое мышление, вызвать желание отгадывать загадки и составлять собственные. Продолжать развивать умение отвечать полным предложением, чёткое произношение звуков в словах. | Игровой, наглядно – словесный. Рассматривание иллюстраций, показ отгадок движениями, мимикой, загадывание загадок детьми. |
Театр масок по сказке «Зимовье». | Развивать силу голоса, умения озвучивать явления природы, сочетая движения со словами, умение подражать голосу животных. Воспитывать умение вести себя в общественных местах. | Игровой, наглядно-словесный Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, показ, выполнение по образцу, индивидуальная работа. |
Театр картинок «Угадай – ка» | Формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произношения слов, расширять словарный запас. Развивать зрительную память, память, знание сказок по сюжетным картинам из сказок. | Игровой, наглядно-словесный рассматривание иллюстраций, беседа, показ отрывки сюжета из сказок детьми, ответы детей. |
Теневой театр «Сказка о глупом мышонке». | Развивать мелкую моторику кисти рук – умение делать тени пальчиками и фигурами; развивать монологическую и диалогическую речь, память. Продолжать знакомить с теневым театром. Воспитывать интерес ко всем видам театра. | Игровой, словесный, Пальчиковая гимнастика, чтение сказки, ответы детей на вопросы по сказке, показ воспитателем приёмов показа теневого театра, индивидуальная работа. |
Пальчиковый театр по сказке «Теремок». | Развивать речь, напевность, силу голоса, тембр; память, мелкую моторику; умение правильно оценивать поступки героев сказки, Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу. | Игровой , наглядно – словесный Заучивание считалочки, чтение сказки, пальчиковая гимнастика, заучивание стихотворения, показ сказки, индивидуальная работа. |
Настольный театр по сказке «Теремок». | Развивать умение самостоятельно озвучивать текст сказки, меняя голос, интонацию, чёткую правильную речь. Формировать умение самостоятельно оформлять декорацию к сказке. Активизировать пассивный и активный словарь. | Игровой, наглядно – словесный Чтение загадки – стихотворения о теремке, вспомнить содержание сказки, показ сказки детьми. |
Итоговое представление «Мы любим петь, танцевать, забавляться и стихи читать». | Продолжать развивать артистичность, выразительную и чёткую речь, память воображение. Вызвать положительные эмоции. | Игровой, наглядно – словесный Речевая гимнастика, составить репертуар концерта детьми, самостоятельное исполнение песен, танцев, чтение стихов. |
Драматизация по сказке «Курочка ряба» (для родителей). | Развивать артистичность, выразительную речь, память. Воспитывать уверенность, самостоя- тельность, чувство ответственности. | Игровой, наглядно – словесный Чистоговорки, пальчиковая гимнастика, вспомнить содержание сказки, подготовка костюмов с помощью родителей, самостоятельное распределение ролей, репетиция, показ сказки. |
Материально-техническое обеспечение программы
- Декорации к сказкам.
Виды театров
- перчаточный
- театр камней
- настольный
- кукольный
- пальчиковый
- театр на фланелеграфе
- костюмированый
- масочный
- театр на палочках
- театр игрушек
- би-ба-бо;
- теневой,
- имеется сцена, занавес;
- театральная ширма для показа кукольного театра,
- сундучок для игр с ряженьем
- оборудование для речевого уголка.
- Диски с музыкальными композициями.
Список литературы
- Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва 2014г.
- Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. / Т. Н. Доронова. Москва: Просвещение, 1997. 7.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва 1985г.
- Луфт Т.В. Театр – детям. Омск – 1998г.
- Поляк Л. Театр сказок. Санкт - Пресс
- Рыжова Н.А. Не просто сказки. Москва, 2002 г.
- Сорокина Н. Театр – творчество – дети.
- Ярославица И. «Кукловедение для малышей». Основы кукловедения в детском саду. Москва 2005г.
Приложение
Критерии оценки учебных навыков детей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
- устойчивый интерес к театрализованной деятельности; - умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности; - владение выразительностью речи; - способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё; - способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц; - умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. | Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых. Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах театрализованной деятельности). Тон речи спокойный, выразительная речь. Дружелюбно напоминают о правилах поведения сверстникам. В конфликтные ситуации не вступают. Умеет вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. | Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Тон речи преобладает спокойный, менее выразительная речь. Взаимоотношения со сверстниками избирательные. Конфликтные ситуации разрешаются с помощью взрослого. Умеет вживаться в создаваемый образ, для воплощения, используя мимику, жесты, движения с помощью взрослого. | Малоэмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к любому виду деятельности. Не способен к самостоятельности. Не умеет адекватно выражать свои мусли и просьбы. Первые вступают в конфликты. Речь монотонная, невнятная. Не умеет вживаться в роль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие в игровой деятельности (вторая младшая группа)
Презентация "Развитие познавательно-речевых способностей через игровую деятельность"...
Конспект нод по речевому развитию посредством театрализованной деятельности в средней группе "Под грибком"
Разработка содержит материалы по речевому развитию (потешку, скороговорку), а также сценарий по мотивам сказки Сутеева "Под грибом"....
Кружковая работа «Любознайка» по развитию Экологических способностей у детей старшей группы
Пояснительная записка:«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разу...
Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста
Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования.Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.Срок реализации проекта: октябрь 2021...
Консультация для родителей «Что мы знаем о речевом развитии и театрализованной деятельности детей!?».
Уважаемые, родители!Речь ребёнка – это ос...