Консультация для родителей. "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Для дополнительной работы родителей с детьми .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_palchikovykh_igr_s_rebenkom.zip | 21.94 КБ |
palchikovye_igry_dlya_malyshey_ot_2_do_5_let.zip | 51.9 КБ |
palchikovye_igry_tanki.zip | 130.4 КБ |
razvitie_rechi_detey_sedmogo_goda_zhizni.docx | 20.33 КБ |
На стенд для родителей | 101.53 КБ |
morskie_rechnye_i_akvariumnye_obitateli.docx | 406.59 КБ |
domashnie_i_dikie_zhivotnye.docx | 1.62 МБ |
Консультация "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить" | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах
проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Предварительный просмотр:
«Танки» | |
Вышли танки на парад, | «Шагают» пальчиками по столу . |
Стали строем ровно в ряд. | Ладони прижаты друг к другу. |
Раз, два, три, четыре, пять – Очень просто их считать. | Соединяют попарно пальцы правой и левой рук. |
«Семья» | |
Большаку – дрова рубить. Указке – воду носить, Середняку – печку топить, Сироте – обед варить, А мальчишке – песни петь, | Пальцы сжаты в кулак. Разгибать по одному, начиная с большого. |
Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять! | Поочередное сжимание – разжимание пальцев правой, левой рук. |
Пальчиковая гимнастика «Мебель» | |
В доме жалуется пол, «До чего мой труд тяжел: | Поочередно положить кисти рук на стол. |
Тумба, кресло и столы, Там кровать, а тут шкафы. | Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
Еле – еле их терплю – Только жалобно скриплю!» | Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. |
Для малышей используем игры типа «Сорока, сорока…», «Ладушки»
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №41 дошкольное отделение по адресу: ул.2-я Рейсовая, д.9
Консультация для родителей
Подготовила учитель-логопед Килова Т.К.
Сентябрь 2015г.
Развитие речи детей седьмого года жизни
ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.
Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также свистящих и шипящих: с - ш, сь - щ, з - ж, ц - ч.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, сонорных звуков), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения («звОнит», вместо звонИт), неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные группы при дошкольных учреждениях или в специальные детские сады, где специалисты окажут им соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступает в массовые школы и успешно усваивает программный материал.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОМОЖЕМ НАШИМ ДЕТЯМ
БЫТЬ УСПЕШНЫМИ В ШКОЛЕ!
Литература: Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок – М.: Просвещение, 1988.
Предварительный просмотр:
Игра «Закончи предложение».
Наступило долгожданное … На небе ярко светит …
На улице стало … Деревья стали … На них много …
Летают … По земле ползают …Весело щебечут …
Дети купаются в … , катаются на … Люди носят платья, …
Игра «Скажи наоборот»
Зимой холодно, а летом …
Зимой катаются на санках, а летом – на …
Зимой делают крепость из снега, а летом – из …
Зимой идёт снег, а летом идёт …
Зимой дует холодный ветер, а летом - …
Зимой шубы надевают, а летом шубы …
Игра «Составь предложения»
Вырос, поляне, на, василёк.
Купаются, реке, дети, в.
На, села, бабочка, цветок.
Игра «Какое слово длиннее?»
июнь – август
мак – ромашка
роза – колокольчик
дуб - берёза
Выучить стихотворение
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть:
Будем плавать и качаться,
Будем бегать, загорать
И цветочки собирать!
Предварительный просмотр:
- Вспомните с ребёнком всё, что он знает о жизни животных рек, озёр, прудов.
Каких пресноводных рыб он помнит. Что знает о строении тела рыбы.
- Найдите или нарисуйте с ребёнком картинки с изображениями морских животных и рыб. Пусть он подпишет их, разделит на слоги, сделает звуковой анализ
слов: скат, акула.
Поработайте над звукопроизношением и чёткостью дикции в скороговорке:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима мы вам на линя.
В озере – карп, а в море – краб.
В пруду у Поликарпа –
Три карася, три карпа.
Игра «Четвертый лишний».
Карп, щука, сом, акула.
Гуппи, барбус, скат, золотая рыбка.
- Об одной из морских рыб или об одном из морских животных ребёнок должен
составить описательный рассказ.
Выучите с ребёнком стихотворение Е. Серовой «Подводная страна»:
Лежит подводная страна Ничуть не ярче и звезда,
Глубоко под водой. Она не светит никогда
Там рыба плавает луна А чтобы скаты и угри
Рядком с морской звездой. Найти свой дом могли бы,
Но хоть и встретится луна, Горят там всюду фонари –
Совсем не светится она. Светящиеся рыбы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать,
у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцветных бумажных полос. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры для ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения и в других поделках.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот труд можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнёт делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из различных рисунков сделать картину-аппликацию, посвященной одной теме.
Если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ёжики», «солнышки», ёлочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, всё равно получится узор, напоминающий снежинку или звёздочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации.
В настоящее время всё большую популярность приобретает оригами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки – подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить
уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно – игрового замысла, действием.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп и т.д.
Для детей старшего возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требуют различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Если ребенок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много - не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что – то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Всё зависит от вас и вашей фантазии. Всё у вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...
Консультация для родителей. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
Учеными доказано, что нормальное развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики и координацией движения пальцев рук....
Консультация для родителей «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Учеными доказано, что нормальное развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики и координацией движения пальцев рук.Простые движения рук помогают убрать ...
Консультация для родителей: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ»В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развит...
Консультация для родителей "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
Консультация для родителей "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"....
Семинар-практикум для родителей "Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить"
Семинар-практикум для родителей общеразвивающих групп...