Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №112»

 

 

 

 

Современные формы взаимодействия                                       ДОУ с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №112»

Современные формы взаимодействия                                       ДОУ с семьёй.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Воспитательные функции ДОУ и семьи.        

2. Система работы по взаимодействию с родителями        

3. Современные формы работы с родителями.        

3.1. Досуговое направление работы с родителями.        

3.2. Познавательное направление работы с родителями        

3.3. Наглядно – информационное направление работы с родителями        

3.4. Организация совместной деятельности  родителей и детей        

4.Результативность новых форм взаимодействия с родителями в ДОУ        

Список используемой литературы        

1. Воспитательные функции ДОУ и семьи.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.                                                                                                                                     Однако  насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей  в образовательном  процессе вряд ли возможно.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.  Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.                      

 Трудности родителей в воспитании детей связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки,  терпения, педагогического такта.  Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание  вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,  не приносит позитивных результатов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент всё больше внимания начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Работники детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые формы сотрудничества с родителями.

Поэтому не случайно в последние годы  начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность.                                                                  

Детский сад, как социальный институт в поддержку  семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально – культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.

Семья и детский сад составляют на определённом этапе основную воспитательную  образовательную микросреду – образовательное пространство. И детский сад, и семья по – своему передают ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания» и «Типовом положении  о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобр науки РФ от 27.10.2011 г. №2562), « Законе  «Об образованиии» ( 2013г.) – федеральный закон   от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так  в законе « Об образовании» в ст. 44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».  Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

А важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели,  а активные участники воспитательного процесса. Всё это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ.

       Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших  условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  а, следовательно, помочь в его развитии.                                                                         Укрепление и развитие тесной  связи,  и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

 В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Воздействие семьи и детского образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи, которые  требуют, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.  Если такое единство и координация усилий не достигаются, то на успех рассчитывать трудно.

В основе организации взаимодействия ДОУ с семьёй лежат принципы:

- единства воспитательных воздействий;

- преемственности согласованных действий;

- обратной связи;

- индивидуального подхода к каждой семье.                                                    

Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психологической компетентности родителей. Совместная работа родителей и педагогов позволяет совместно выявлять и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах:

- изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;

- совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;

- совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания.

Исходя из цели работы всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2.Установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию.

3.Активизация участия родителей в различных мероприятиях.

Для себя, как педагога, я выделила две ведущие задачи своей деятельности:

1.Установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности;

2.Установление отношений игрового  партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.

Используя принцип индивидуального подхода, мне необходимо было раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приёмы воспитания.                                                                                                                  Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Эмоциональное,  поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса, усвоению форм взаимодействия с окружающими.                                                                                                                   Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% - родительские собрания и 95% отдают предпочтения индивидуальным консультациям со специалистами.

 Идея необходимости целенаправленного образования с целью повышения  функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. 

2.  Система работы по взаимодействию с родителями

В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании»  и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:

  • Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
  • Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

  • Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
  • Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
  • Расширение способов-методов  работы с родителями;
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ  -развитие диалогических отношений «педагог – семья».

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку  эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.                                                                                                                                            Имея  опыт работы с детьми,  я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе взаимного доверия и взаимного уважения. В своей работе всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

       Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

 Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи.                                                                                 Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

 Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает  самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.                          

Практика показывает, что для установления диалога с родителями  важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать.  Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Планируя ту или иную форму работу, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия:*оригинальность, *востребованность, *интерактивность.                                                                                                           

Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

- поощрение родителей.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы делятся на следующие группы: 

коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

 Современные формы:                                                                                        

устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

       На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, задачи воспитания и обучения; особенности и условия образовательной работы в данной возрастной группе, способы развития у них коммуникативных качеств.

       На тематическом собрании «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» обсудили ряд факторов успешного речевого развития детей, логопед познакомил родителей с содержанием работы по данной теме, предложили родителям рекомендации специальных игр и упражнений для развития фонематического слуха. Обменялись опытом речевого развития детей в семье,  а  родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

       В процессе дискуссий за круглым столом «Укрепление и сохранение здоровья детей», «Семья – здоровый образ жизни»  вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по применению детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.

       Анкетирование родителей  «Что нужно знать воспитателям о вашем ребёнке?», «Мой стиль воспитания в семье», «Чего вы ждёте от детского сада в этом году?», «Детский сад глазами родителей», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

       В ходе проведения консультаций «Как отвечать на детские вопросы?», «Как активно слушать ребёнка?» использовала прослушивание записи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

       Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенняя ярмарка», «В гостях у сказки», «Нос морковкой», «Украсим яичко к пасхальному дню», изготовление поделок родителей с детьми к проекту «Чтобы не было пожара, чтобы  не было беды» и др. стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. В нашей группе  практикуется награждение участников выставок.

       Регулярная организация фотовыставок «Как мы жили летом», «Как весело отдыхали и Новый год встречали»  и др. знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

      Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации и участие в проведении праздников и развлечений: «Готовим вместе с мамой», «День матери», «Скоро, скоро Новый год»», «Наши мальчики самые сильные», «Широкая Масленица», «Пасхальные посиделки».

 Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

       Из папки – передвижки «Осенние игры для детей и взрослых» родители узнали: как правильно организовать игры на свежем воздухе, чтобы прогулка была не только интересной, но и познавательной. А рубрика «Игры из сундучка» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми на развитие мелкой моторики у детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.

       Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуются буклеты по ОБЖ «Ребёнок дома», «Что нужно знать об укусах насекомых» и др., еженедельные рекомендации по темам недели. Выпуск журналов «Без напоминаний и с удовольствием», « Учим ребёнка общаться» помогли  родителям  возможность получить необходимую информацию  о том,  как формировать у детей привычку трудиться, получили практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей; дали возможность родителям помочь своим детям разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками.  В подготовке газеты родители принимали непосредственное участие, т.к.  родители делились  семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

       Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к  детскому саду.

3.    Современные формы работы с родителями.

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

            Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью»

родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий;  участие в выставках, конкурсах;  помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

            Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей

Родители – активисты, которые  с удовольствием участвуют в воспитательном образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя и детского учреждения.
Родители – исполнители, для них характерны средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребёнку, пассивность к работе в ДОУ, но, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели (хорошо, что таких родителей  мало), мягко говоря,  равнодушные к тому, что происходит в детском саду.                                                           Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:                                                                      а) активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;                                                                                      б)заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;                                                                                                                                 в) равнодушные, считающие «вы за это получаете зарплату».                                                  У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Таким образом, было решено искать новые формы работы с родителями.

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы: 

а) Повысить уровень родительской компетентности;

б) Создать гармоничные отношения  детей и родителей в семье;

в) Повысить  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

 

Как это повлияет на развитие ребенка:

- Улучшится эмоциональный климат в семье;

- Упрочится социальный статус ребенка в семье,  отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

- Изменится  в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;

- Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

- Информационно – аналитические;

- Досуговые;

- Познавательные;

- Наглядно – информационные.

Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет узнаю особенности дошкольников, что ребёнок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребёнка.                             К ним относятся также  опрос, тесты, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут  помещать волнующие их вопросы.                                                                    

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательной  образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.                                                                                                                              Создать  условия   для ситуативно-делового и личностно - ориентированного общения, педагогический коллектив  может  на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).  Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки,  встречи с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов,  ведение домашних  дневников и многое другое.

Досуговые формы организации – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями,  между родителями и детьми.  Родители становятся более открытыми для общения.

Суть познавательных форм организации -   ознакомление родителей  с возрастными и психологическими   особенностями детей дошкольного возраста, формирования у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей  навыков и умений воспитания ребёнка также проводятся тренинги, семинары – практикумы, дискуссии, предлагаются устные педагогические журналы и т.д.

Наглядно – информационные формы направлены на ознакомление родителей с работой дошкольного  учреждения, особенностями воспитания детей. Формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно – ознакомительная

информационно – просветительская.

3.1.     Досуговое направление работы с родителями.

Досуговые формы организации –  самые интересные, востребованные,  но и самые трудные. Объясняется это тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть  проблемы своего ребёнка изнутри, сравнить его с другими детьми, почувствовать трудности во взаимоотношениях, сравнить с другими,  т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению проводились праздники:

- «День Матери», «Встреча Нового года», дни рождения детей,  «Зарница», осенний праздник «Путешествие в страну Огородию» и др.

- развлечения:

- «Пасхальные посиделки», «Широкая Масленица», «День смеха», «День защиты детей».

- спортивные досуги «Мой весёлый звонкий мяч», «Семья – здоровый образ жизни»;

-выставки:                                                                                                                         семейных коллекций, совместного творчества детей и родителей к праздникам «День Победы», «День Космонавтики», празднику города «Осенняя ярмарка» и др.

-акции:                                                                                                                       У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел;

- выпуск семейных газет «Как мы отдыхаем», «Мой дом – моя крепость».

-экскурсии:                                                                                                               - «Памятники героям – освободителям», «Мы – друзья природы». 

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается  внимание к родным и близким, любовь к Родине, природе. С подобных мероприятий дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о героическом прошлом своего города, традициях своего народа.  Наполненные впечатлениями, дети вместе с родителями  увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Совместные досуги, праздники, выставки призваны не только, устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, но они помогают установить более доверительные отношения между родителями и детьми.                                                                                                                                              К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Наши мальчики – самые сильные», «Встреча весны», «Рождественские колядки», «Яблочный спас».                                                                            Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса.  Родители  на праздниках, могут читать стихи, петь песни, играть на музыкальных инструментах и даже участвовать в театральных постановках.  Мамы и папы имеют возможность проявлять свои знания, эрудицию, смекалку. Использование досуговых форм помогает педагогу проще налаживать отношения с родителями.  Но установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Главное уделить внимание педагогическому содержанию мероприятия.                                                                  

К формам досуга относятся и подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.                                                                                                                      

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей                                         

  1. Дни открытых дверей
  2. Кружки
  3. Праздники
  4. Семейные конкурсы
  5. Выпуски газет
  6. Концерты
  7. Оформление групп
  8. Соревнования
  9. Благоустройство ДОУ и территории

3.2.  Познавательное направление работы с родителями

Познавательное направление  - общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Для этого использую следующие формы и методы работы:

- общие и групповые родительские собрания

- занятия с привлечением родителей

- дни посещения

- работа с родительским комитетом

- совместное создание предметно-развивающей среды,

- совместное оформление  фотовыставок

- Дни открытых дверей,

- семинары – практикумы                                                                                                     -  совместные экскурсии                                                                                                                -  участие родителей в подготовке и проведении праздников                                         - тренинги

  -выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье», «Секреты психологического здоровья», «Играют дети – играем вместе».                                                                                                           Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.  В соответствии с нормативно – правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и других формах общения. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.                                                                                                                                Родительские  собрания в нашей группе  проходят  в разных формах, которые  пользуются популярностью, как у нас, педагогов, так и у родителей. Одной из форм родительских собраний  является:

«Педагогическая лаборатория» - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной  жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях, запланированных на год, слушают предложения родителей. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Чего вы ждёте от детского сада?». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. Одной из тем собрания была «Нравственные отношения в семье и в детском саду». Цель его: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности.

Анкета.

1.Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду?
2.Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о вашем ребёнке.
4. Каким опытом семейного воспитания вы готовы поделиться?
5.Чему бы вы, как родители хотели научиться у воспитателей?
6. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребёнка вы хотели бы получить?
7.В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего? 
8.Какую помощь в проведении мероприятий в ДОУ Вы могли бы оказать? 

«Читательская конференция» Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение по определённой теме. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Подготовленное сообщение обсуждается с разных позиций. Важно определить актуальную тему конференции. Например, «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, воспитателей, членов семей.

«Круглый стол».  Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Темами заседаний могут быть «Обучение дошкольников правилам поведения за столом», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

« Семинар – практикум».  На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему взаимодействия с детьми. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение об искусстве общения, Далее с родителями проводятся мини-тренинги по формированию умения родителей предвидеть результаты своих поступков.                                                

                                                                                                                                                                «Душевный разговор». Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

                                                                                                                           

«Мастер - класс». Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др. Мастер – класс, по просьбам родителей, может провести и воспитатель. Например, по теме «Как научить ребёнка рисовать», с использованием нетрадиционных способов изображения.

 «Аукцион». Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме. Для примера мы рассмотрим тему «На пути к школе».

За несколько дней до проведения собрания воспитатель просит родителей обсудить с детьми вопросы:

- Что ты знаешь о школе?

- Хочешь ли ты идти в школу (если нет, то почему)?

- Как, по-твоему, для чего нужно учиться в школе?

Затем необходимо проанализировать, что ребенок умеет делать (читать, писать, решать логические задачи) хорошо, средне и не совсем умеет. Необходимо попросить родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить их другим родителям. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещается на стенд «Копилка родительского опыта».

Родителям можно предложить книги, которые помогут их ребенку подготовиться к школе. Индивидуально можно рекомендовать родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, умение доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе.

Ток – шоу «Есть мнение». Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов. К примеру, возьмём тему детских страхов. Родителям предлагаются различные ситуации. У них может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит  перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

« Запись на листах»  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

 « Мини - эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.                                                                                                                      Родители очень любят, когда на собрании присутствуют дети. Выступая со своими детьми, рассказывали о своих семейных традициях.  Это очень сближало педагогов, детей и родителей. Обязательно используем форму поощрения родителей на собраниях за  совместное участие с детьми в изготовлении  поделок, рисунков плакатов, за участие в конкурсах -  это очень стимулирует родителей участвовать в жизни группы.  Обязательно благодарим тех, кто пришёл на собрание.

 Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения.

Нетрадиционными формами работы с родителями являются :

Семейные клубы: эта форма строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Так, на собраниях клуба проводятся встречи с психологом, педиатром. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Темы встреч подсказывают сами родители. Это «Что делать, чтобы ребёнок меньше болел?», «Гиперактивный ребёнок в детском саду и дома » и др. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети.

   Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты

Учитывая занятость родителей, используются и  нетрадиционные формы общения с семьёй, такие как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

3.3. Наглядно – информационное направление работы с родителями.

 Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Наглядно – информационное направление  включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки  «Скоро в школу», «Игра, как средство воспитания».
  • семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем».
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Наши будущие защитники ».
  • фотовыставки «Мамочка, мамуля» и др.
  • семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем»,    «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно – ознакомительная

информационно – просветительская.

Задачами одной из них – информационно - ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи другой группы – информационно-просветительской направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т. д., это «Дни открытых дверей».  В этот день родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях т. д. Длительное наблюдение ребёнка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.  Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй способствует повышению эффективности работы с родителями.    

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

 Создание условий для развития нормальных отношений в семье, может быть реализовано педагогом в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов,  непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и пр.

         Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, ремонт мебели в группе, субботник по благоустройству  участка, высадка цветов по аллее детского сада, ярмарка поделок  и т.п.

         Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные походы. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья»,  конкурс хозяек и т. п.

В своей группе организуем клубы  для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Во многих семьях, участие родителей в игровой деятельности и двигательной активности детей,  сведены к минимуму. Поэтому в своей группе мы предлагаем родителям участие в совместных с детьми занятиях, что позволит им лучше узнать своих детей, наладить с ними отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье. Именно взаимодействие родителя с ребенком, организуемое в ДОУ, становится  ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности мам и пап, позволяя  ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации информацию.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознаёт  значимость целенаправленной педагогической работы, овладевает ее содержанием и методикой, и может применить её дома, на практике.

В совместной деятельности дети могут осуществляться:

двигательные (музыкальные, ритмические, пальчиковые упражнения)

  • предметные действия (с дидактическими игрушками и материалами)
  • манипуляторные действия (с природными материалами)
  • игровые действия (подвижные игры, сюжетно-ролевые, строительные, конструктивные игры)
  • изобразительно-продуктивные действия (рисование, лепка, аппликация)
  • коммуникативные действия (общение с родителем, педагогом, сверстниками)

Родители на совместных занятиях также реализовывают действия:

  • учебные действия (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)
  • педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
  • рефлексивные действия (анализ и оценка собственных и детских действий)
  • изобразительно-продуктивные действия(совместно с ребенком)
  • коммуникативные действия (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)

На фоне совместной  деятельности детей  с родителями, педагог ведет непринужденный разговор  о задачах и содержании предстоящего занятия. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств (родители самостоятельно просматривают подготовленные для них мини-презентации).

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный подход взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Проведенный анализ динамики педагогической компетентности родителей-участников свидетельствует об эффективности осуществляемой работы. Дети и родители с удовольствием посещают такие занятия.

4.  Результативность новых форм взаимодействия с родителями в ДОУ

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.                                                                                                 

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Проводимая  работа по повышению  педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность.  Например, повысился уровень родительской компетентности; улучшились семейные и родительско-детские отношения; повысилась  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Опыт работы показал: родители стали более компетентными в воспитании детей, а  позиция - более гибкой.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы: участвуют в планировании образовательного процесса, принимают активное участие в организации образовательной деятельности, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Таким образом, какая же наблюдается результативность?

Отметили повышение активности родителей:

• в мероприятиях,  конкурсах, выставках, в оформлении групп;

• в учебно-воспитательном процессе на занятиях «Гость группы»;

• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;

• родители стали прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;

• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;

• сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.

Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.

Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

         Результатами работы по данной проблеме являются:

 

  • Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада
  • Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.;
  • Привлекли родителей «сложных детей» к сотрудничеству

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, родители теперь не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.  Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребёнка как личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • С.Г.Шевченко «Воспитание и обучение детей с задержкой в развитии»  
  • Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.А
  • Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьёй». /Управление ДОУ.
  • 3.Евдокимова, Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева «Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с
  • 4.Хабибулина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями»./Дошкольная педагогика, 2007.
  • Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова – М.: ВАКО,2011.
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  • Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 г.
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.
  • Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.
  • О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект».  Изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  • О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие  для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
  • Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
  • 11.Сертакова Н.Н. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом». Волгоград; Учитель. 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы взаимодействия с семьёй в процессе физического воспитания».

Современные формы работы с родителями для инструкторов физической культуры....

Современные формы работы с семьёй

Современный образовательный Стандарт это открытие новых возможностей для всех участников образовательного процесса в ДОУ. Главный ценностный ориентир для родителей и педагогов – воспитание здоро...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ.

    Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде...

Современные формы взаимодействия с семьёй. Петербургский квест «Ключи от города»

В 2013 году был утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется рабо...

Проект "Организация мастер-классов с родителями, как современная форма взаимодействия с семьёй по вовлечению её в образовательный процесс"

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательной организации и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.Привлечени...

Современные формы сотрудничества с семьёй.

Современные формы сотрудничества с семьёй. Рейтинг учителя-логопеда Василенко Г.А. среди родителей....

Статья: «Современные формы взаимодействия с семьёй»

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного про...