Современные формы работы с семьёй
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дягилева Надежда Георгиевна

 Современный образовательный Стандарт это открытие новых возможностей для всех участников образовательного процесса в ДОУ. Главный ценностный ориентир для родителей и педагогов – воспитание здорового ребёнка.  Применение современных форм работы с семьёй, которые раскрыты в статье, помогает наладить партнёрские отношения с родителями каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, способствует решению приоритетных воспитательных задач современного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дягилева Надежда Георгиевна

– старший воспитатель

МБДОУ № 41, г. Армавир,

Краснодарский край

Современные формы работы с семьёй

По новому законодательству дошкольное образование выделено как  уровень образования РФ, что повышает социальный статус дошкольного образования. Работа в современных условиях подчёркивает важность принципов дошкольного образования:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество организации с семьёй;

Реализация вышеперечисленных принципов осуществляется через решение следующих задач: обеспечение психолого-педагогиченской поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром и т.д. (п. 1.4, 1.6, раздела  I Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС, либо Стандарт) направляет педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) на другие приоритеты. Например: родители являются активными участниками образовательного процесса, или «играя-учим, учим играя». Приводя ребёнка в детский сад родители, как правило, полагают, что ребёнок станет уверенным, счастливым, добрым и успешным, его всему научат в детском саду. Из-за своей жизненной пассивности либо наоборот, сверх занятости, родители забывают, что они всё-таки являются «первыми педагогами» в жизни своего ребёнка. И задача воспитателя – разъяснить родителям их первостепенную роль в воспитании и обучении их собственного ребёнка. А главный ценностный ориентир для родителей и педагогов – воспитание здорового ребёнка. В силу разных причин родители редко проявляют инициативу к сотрудничеству с ДОУ и вторая задача воспитателя: убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию Программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Следуя основным принципам (ФГОС), в данном случае принцип партнёрства с семьёй, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, педагоги  МБДОУ №41 применяют как традиционные формы работы с семьёй (утренники, День открытых дверей, консультации и т.д.), так и нетрадиционные. Это творческие конкурсы, семейные проекты, презентация семьи (обмен опытом семейного воспитания), родительская (семейная) гостиная, например: «Счастливая семья» (выявление и пропаганда позитивного семейного опыта, обмен опытом семейного воспитания) и т.д.

Полагаем, что участвуя в массовых мероприятиях детского сада и города, у родителей постепенно произойдёт смена стереотипов мышления, что воспитание является приоритетной задача современного образования.

Одна из результативных форм работы с семьёй, это Клуб «Школа здоровья». Цель данного проекта:

  • преодоление психолого-педагогической некомпетентности молодых семей;
  • формирование ответственного отношения к собственному здоровью (всех членов семьи);
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития (ФГОС ДО п.1.7.6)

Ежегодно утверждается план-программа, с учётом запросов родителей. Свои пожелания они могут отразить в анкете, либо записать в журнале предложений, который для доступности расположен в холле детского сада. Клуб «Школа здоровья» заседает один раз в месяц. Пользуется популярностью среди молодых семей, дети очень любят мероприятия с участием родителей. При необходимости, задействуем привлечённых специалистов.

В ходе реализации Основной образовательной программы, мы установили партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, стремимся создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Разными методами поддерживаем их уверенность в собственных педагогических возможностях,  объединяем усилия для развития и воспитания детей, активизируем и обогащаем воспитательные умения родителей. Налаживая сотрудничество с родителями, мы ориентируемся на принципы:  доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, сотрудничество, а не наставничество, индивидуальный подход, динамичность, готовимся серьёзно. Планируя работу с родителями, мы используем методы активизации и обогащения опыта родителей, предложенные Е.П. Арнаутовой, это:

  • Дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему
  • Обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо: рисунков на заданную тему; других результатов репродуктивной деятельности
  • Решение проблемных задач семейного воспитания
  • Обращение к опыту семейного воспитания родителей
  • Использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.
  • Анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов детского поведения в них
  • Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различной  деятельности (игровой, учебной, спортивной и пр.)
  • Элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие)

Применение современных форм работы с семьёй по воспитанию и сохранению здоровья наших детей способствует установлению более тесного  контакта с ребенком и его родителями, повышению педагогической  компетентности родителей (законных представителей), что так необходимо для воспитания здорового ребенка. Совместное обсуждение  задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год,  в том числе  вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, обеспечивает единство воспитательных воздействий детского сада и семьи на конкретного ребёнка с его особенностями и потребностями. Позволяет обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания, предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании.

Задумываясь о воспитании как о приоритетной задаче современного образования, понимаешь актуальность и ценность слов Жан Жак Руссо: «Природа хочет, чтоб дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Дайте детству созреть в детях». Важно, чтоб все участники образовательного процесса осознали мудрость этих слов, и помнили что современный образовательный Стандарт это открытие новых возможностей. Он создавался разработчиками под девизом: «Детство ради детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы взаимодействия с семьёй в процессе физического воспитания».

Современные формы работы с родителями для инструкторов физической культуры....

современные подходы и формы работы с семьёй.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство....

Семинар-практикум для воспитателей: «Современные формы работы ДОУ с семьёй»

Цель:Учить коллег транслировать родителям положительный образ семьи в воспитании ребенка....

Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ. Повышение компетентности родителей.

Задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей....в связи со ...

«Современный родитель. Использование разнообразных форм работы с семьёй»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.И самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программа...

Web-квест- эффективная форма работа с семьёй в современном детском саду.

—Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...