ИСТОРИЯ ИСКУССТВ МАЛЫШАМ
консультация на тему
Первая реакция многих мам на заголовок этого раздела: «С ума сошли! Какая история искусства малышам!»
А вот самая, что ни на есть история искусства! Ни для кого не секрет, что в маленьком возрастедети впитывают основную информацию, которая в дальнейшем формирует их взгляды и мировоззрение. И задача родителей «подсунуть» детям именно ту информацию, которую стоит впитать.
Если копнуть вглубь веков и посмотреть историю развития человечества, то очевидно, чтоискусство старше всех наук, старше земледелия. Это вообще по сути первая разумная деятельность человека, которая не была связана с необходимостью выживания, с добычей пропитания и защиты от неблагоприятных воздействий среды. Люди не умели читать и писать, не знали колеса и математики, но украшали свое жилище и себя самих затейливыми орнаментами. Вполне логично, что маленький человечек, опираясь на опят тысячелетий, тоже начнет познавать мир с прекрасного. Так давайте поможем малышу в этом!
Сегодня врачи советуют маме во время беременности прослушивать красивую классическую музыку, посещать картинные галереи. Положительные эмоции мамы передаются малышу. Знакомство с прекрасным начинается у ребенка еще до рождения. Родители тщательно подбирают первые игрушки. Даже в месячном возрасте у малыша уже появляются любимые игрушки, которые он может подолгу разглядывать.
Приобщение к культуре. Первые шаги
Итак, перед нами самая легкая, занимательная и интересная область знаний, с которой мы решили познакомить малыша. Начиная с полутора лет (а может быть, и раньше, почему бы нет?) дети с живейшим интересом рассматривают картинки (если с ними правильно занимаются). Эта область ускоренного обучения очень быстро дает очевидные результаты (причем даже при работе с самыми маленькими) по очень простой причине: картинки - наиболее красивые вещи в мире, и дети чувствуют это инстинктивно! Помните, что отбить у ребенка интерес к живописи чрезвычайно легко. Все зависит от того, как вы себя поведете. Если у вас дома мало книг по искусству и при этом вы их почти не смотрите, но относитесь к ним, как к китайской вазе, которую не дай бог разбить, малыш сделает вывод, что все такие книги исключительно для взрослых. Если вы водите ребенка в музей раз в год, ничего ему при этом не объясняете, не берете его на руки, чтобы он мог получше рассмотреть картины, и беспрестанно делаете замечания, что он шумит, малыш быстро усвоит раз и навсегда: все, что находится в музеях, крайне неинтересно и скучно. И понадобится не один год, чтобы загладить ошибку и наверстать упущенное время.Вы, конечно же, не относитесь к такому типу людей, поэтому я хочу дать вам некоторые советы, которые помогут ввести ребенка в чудесный мир искусства.
Первое посещение музея. Допустим, что недалеко от вас есть музей или работает выставка, куда вы хотели бы повести своего ребенка. Рекомендую заранее достать репродукции находящихся там картин. Если это альбом, на каждой странице должна быть только одна репродукция. Изображение на другой странице, о котором вы в данный момент не говорите, закройте листом чистой бумаги. Прежде чем показать ребенку открытку, положите ее на кусочек белого картона размером 30*30 см. Выберите пять репродукций, усадите ребенка около себя и начинайте: Я хочу показать тебе несколько прекрасных картин. Их нарисовал господин, которого звали Антуан Ватто. Все эти картины имеют разные названия: вот "Жиль", а вот "Отплытие на остров Любви". Теперь посмотри-ка на эту: она называется "Лавка Жерсена". А эти две - "Урок пения" и "Две сестры". Сначала делайте все быстро. Покажите малышу первую картинку, уберите ее и сразу же достаньте вторую. Это займет у вас несколько секунд. Окончив занятие, возьмите ребенка на руки, поиграйте с ним в "разглядывание картинок", добейтесь, чтобы он сам ощутил, как это интересно. Малыш должен почувствовать всю гамму цветов и осознать, что смотреть картинки - очень увлекательное дело. На следующий день повторите пройденное, а через три дня добавьте еще одну репродукцию. Вскоре ребенок не захочет, чтобы вы так быстро меняли картинки, у него появится желание изучать их подольше: тогда вы можете попытаться объяснить малышу, что же именно изображено на картинке, обратить его внимание на отдельные занятные детали. Когда вы "проработали" таким образом, десяток репродукций, отправьтесь с ребенком в музей или на выставку, чтобы увидеть картины в оригинале. Предупредите ребенка о походе в музей заранее, обставьте это с торжественностью и идите в музей в приподнятом настроении. В залах возьмите ребенка на руки и подойдите сразу к тем картинам, которые вы вместе с ним рассматривали дома. Сделайте так, чтобы малыш сам их узнал. Конечно, я описываю в данном случае некую идеальную ситуацию, когда рядом с домом есть музей, в котором находится десять шедевров какого-нибудь одного крупного живописца. В действительности так бывает достаточно редко, но в любом случае в начале занятий рекомендуется показывать ребенку картины одного художника. Самое же важное - дать малышу понять, что такое живопись вообще.
Высшая награда. Вскоре вы заметите, что малыш терпеливо (правда, не всегда!) ждет "уроков живописи". Очень соблазнительно, воспользовавшись этим, немного "пошантажировать" его. Например, я старалась таким образом воздействовать на мою дочку (в возрасте одного года восьми месяцев), чтобы она стала есть хоть чуть-чуть побыстрее. Я обещала ей, что если она быстро все съест, на десерт получит "урок живописи". Если подобная затея будет иметь успех, то вам, конечно, захочется поступать так каждый день. Но я вам этого не рекомендую, вы потеряете главное. После двух лет ребенок начинает отдавать себе отчет не только в том, что "уроки" доставляют удовольствие и вам, но и в том, что его реакция на них может для вас это удовольствие увеличить или уменьшить. Таким образом, он приобретает власть над вами. Не пробуждайте у него желания ее использовать. Прежде всего, постарайтесь избежать двух ошибок. Первая - не "торгуйте" уроками (уроки могут играть роль вознаграждения, что только подчеркнет полученное ребенком удовольствие, но они не должны стать для него повинностью); вторая - не занимайтесь слишком долго. Важно, чтобы малышу было мало того, что он успел узнать за один раз, и чтобы ему страстно хотелось "еще". Если ребенок поймет, что вам эти уроки интереснее, чем ему, так как у вас больше терпения, он начнет проявлять свою власть над вами. В результате его интерес к познанию быстро сменится желанием управлять вами. Вот этого как раз и нельзя допустить. Надо сделать так, чтобы он просил вас заниматься с ним, а не вы его.
Упрямые дети. Как всегда, есть дети, к которым не так-то просто найти подход и которые поэтому требуют особого внимания. Некоторые, совсем маленькие, любят больше жевать открытки и книги по искусству, чем их разглядывать. Если вы наблюдаете подобное, значит, ребенок хочет познать мир книги и бумаги с помощью своих пяти чувств. Ему нужно ощутить, как пахнет бумага и какова она на вкус. Конечно, из-за соображений гигиены малышу помешают это сделать, что вызовет его недовольство. Но даже если вам такие его действия не по душе, все равно дайте ребенку книжки из твердого картона, открытки, пусть он их жует, сосет: от этого еще никто не умирал, а желание так поступать пройдет очень быстро. Если же вы увидите, что это продолжается, то объясните малышу: Посмотри, вот эту книжку ты можешь взять в рот, чтобы узнать, какова она на вкус, а вот эту - ни в коем случае нельзя, так как она очень ценная. Видишь, какие в ней замечательные картинки. Посмотри, как та книжка, которую ты брал в рот, испортилась! А с этой, пожалуйста, так не поступай. Взгляни-ка, какая она красивая! Ребенок все быстро поймет и все оценит: ему, конечно, кое-что запретили, но не полностью - всякое желание должно быть удовлетворено, но при определенных обстоятельствах и условиях. Если же малыш по-прежнему отказывается понимать ваши слова, то, скорее всего, так получается из-за того, что вы сами когда-то были непоследовательны в своих запретах. Что же касается детей, которым "уроки живописи" неинтересны, то, вероятно, причина этого в том, что вы в своих занятиях идете вперед очень медленными шагами. С ребенком в возрасте до двух лет и с ребенком, которому скучно подолгу рассматривать книгу, главное - заниматься в достаточно быстром темпе. Нужно, чтобы малыш после очередного "сеанса" думал: "А что это она мне там показывала? Я еле-еле успел все рассмотреть... А она была такая веселая, смеялась!"
Сюжеты (темы). Мне кажется, что смотреть картины с ребенком более старшего возраста лучше, группируя их не по художникам, а по тематике. Нужно выбрать сюжет, который малышу, несомненно, понравится. Вот примерный список тем, которые довольно часто отражаются в картинах:
Животные:
домашние и (или) дикие.
Праздники:
свадьбы, карнавалы, ярмарки и т.п.
Дети:
бедные, богатые, играющие, спящие; они учатся, едят и т.п.
Битвы, сражения:
крупные планы и общие сцены.
Цветы:
покажите их ребенку на картине и сравните с живыми цветами.
Интерьеры:
объясните различия в обстановке разных эпох.
Танцы и танцовщики (танцовщицы).
Библейские сцены:
Адам и Ева, сцены земного рая; Ноев ковчег; Юдифь и Олоферн, Саломея (сравните эти две темы); Благовещение; Рождение Иисуса и поклонение волхвов; Бегство в Египет; Св. Иоанн Креститель в пустыне и крещение Христа; Распятие; Снятие с креста и погребение; Вознесение; Страшный суд и падение в преисподнюю и т.п.
Мифологические сюжеты:
Падение Икара; Шкатулка Пандоры (сравните с первородным грехом); Филемон и Бавкида; Похищение Прозерпины (чтобы объяснить происхождение четырех времен года); Рождение Венеры и рождение Минервы (сравните); Вакх; Психея.
Можно создать своеобразные "книги по искусству" для вашего ребенка. Открытки, продающиеся в музеях репродукции из дешевых книжек, журналов, откуда их можно вырезать, - все это нужно наклеить на белые листы бумаги и соединить кольцами. Рассматривание картин на библейские и мифологические сюжеты сыграет большую роль при чтении Библии и изучении мифов.
Греческие и римские боги. Живопись позволит вам познакомить ребенка с этими известными личностями, у которых почти всегда два имени, а ваша задача помочь малышу разобраться в них. Вот как зовут некоторых из них:
Божество | Греческое название | Римское название |
Властелин богов | Зевс | Юпитер |
Богиня брака | Гера | Юнона |
Бог разума и искусства | Аполлон | Феб |
Богиня красоты и любви | Афродита | Венера |
Богиня охоты | Артемида | Диана |
Бог войны | Арес | Марс |
Богиня мудрости и мирного труда, ремесел | Афина | Минерва |
Вестник богов и бог торговли | Гермес | Меркурий |
Бог огня и кузнечного ремесла | Гефест | Вулкан |
Богиня плодородия и земледелия | Деметра | Церера |
Бог моря | Посейдон | Нептун |
Богиня домашнего очага | Гестия | Веста |
Владыка подземного мира и царства мертвых | Гадес (Аид) | Плутон (греческое название, используемое римлянами) |
В словарях всегда можно найти материал, чтобы придумать различные истории и забавные рассказы, которые позволят малышу лучше запомнить имена богов. Да и многочисленные картины тоже хорошее подспорье в этом деле.
Автопортреты. Этот жанр поможет перейти от рассматривания живописи "по темам" к разговорам о живописи "по художникам" (если вы с самого начала этого не сделали). Чтобы ребенок начал ощущать различие стилей, нужно в качестве материала для анализа взять автопортреты. Выберите пять автопортретов художников самых различных стилей, например: Леонардо да Винчи, Дюрера, Рубенса, Ренуара, Ван Гога. Расскажите ребенку, что такое автопортрет, изобразите, как художник может писать свой портрет, смотря на себя в зеркало. Затем возьмите книгу о Леонардо да Винчи (или несколько репродукций его картин) и объясните малышу, что все эти картины написал вот этот человек, который рисовал сам себя. При каждом занятии оставляйте ребенка несколько "недокормленным", сделайте так, чтобы ему хотелось после ваших рассказов смотреть картинки еще. Каждый день показывайте малышу не больше десяти (или даже меньше) одних и тех же репродукций, а дня через три возьмите другие десять. После этого начните рассказывать о другом художнике. Не думайте, что ребенок сразу все запомнит: даже если он уже знал все названия картин из какой-нибудь одной книги, он их, безусловно, забудет через несколько месяцев. Да и не в этом дело. Чтобы ребенок заучил все названия не механически, нужно, чтобы он видел картинки много раз. Важно приучить малыша рассматривать картины в альбомах и книгах и сделать так, чтобы он полюбил такое занятие. Если это удастся, он и в дальнейшем будет всегда интересоваться живописью и у него разовьется вкус.
Хронология. Начиная заниматься с ребенком историей искусства, не заставляйте его запоминать даты. Постарайтесь просто привить малышу интерес к искусству, одобряйте выбор им тех или иных картин, предоставляйте в его распоряжение книги о художниках, которых он хорошо знает. Хронологией нужно заниматься только тогда, когда ребенок уже по-настоящему полюбит живопись, у него сформируется правильное представление о времени, и он в достаточной мере познакомится с историей своей страны. Лишь после этого можно перейти к истории живописи. Эта область поистине необъятная. Молодым "начинающим" родителям можно порекомендовать разделить всю историю живописи на отдельные периоды, наиболее ярко представленные отдельными художниками (каждый период - не более чем пятью), картины которых ребенок без труда научится отличать. По собственному опыту занятий с малышами я знаю, что для них Джотто, Ватто, Таддео Гадди и другие художники долго будут все на одно лицо. В дальнейшем, если ребенок всерьез займется изучением живописи, он, разумеется, научится различать манеру письма разных художников, познает все нюансы их творчества. Пока же наша задача состоит в том, чтобы малыш постиг основы живописи, позволяющие ему хотя бы чуть-чуть ориентироваться в безбрежном океане мирового искусства.
Таким образом, когда ребенок уже приобрел интерес к живописи, и вы захотите как-то упорядочить его познания в этой области, составьте сводную таблицу по истории живописи. Ее можно построить, взяв за основу либо хронологию, либо художественные стили.
Разделение по периодам. Если вы с ребенком уже рассматривали произведения нескольких художников, которые жили в какое-то определенное время, покажите ему картины других мастеров живописи, работавших в тот же период. Объясните, что все они жили в одно и то же время, в одной и той же стране, но, несмотря на это, писали по-разному. Если в их творческой манере есть какое-то сходство, подчеркните это. Попытайтесь найти репродукции работ художников того же периода, но живших в других странах. Не забудьте показать малышу на географической карте эти страны и рассказать, что происходило в то время во Франции (можно просто назвать короля, дольше всех правившего в этом веке).
Влияние. Чтобы ребенок почувствовал, что же такое художественный стиль, можно поиграть с ним в интересную игру - "отыскивание влияния". Например, в творчестве английского художника Уильяма Тернера обнаруживается влияние Клода Лоррена, а в картинах Тулуз-Лотрека, Уистлера и Гогена - влияние японского эстампа.
Художественный салон. Для этой игры, которая так нравится детям, нужно иметь достаточное количество репродукций или открыток. Ребенок будет "продавцом" картин. Разложите перед ним произведения трех или четырех различных художников (примерно по шесть картин каждого мастера). Вот вы как будто входите в магазин:
Здравствуйте! Я хотела бы посмотреть Брейгеля, если можно... Спасибо! А Ренуар у вас есть? Это Ренуар?.. Я, было, подумала, что это Рембрандт! Вы полагаете, что это не так? Ну, конечно же, точно, это Ренуар! Я теперь уверена в этом, я узнаю его воздушный стиль!
Сначала вы раскладываете перед ребенком картины художников, резко отличающихся по стилю, потом берете репродукции живописцев, принадлежащих к одному направлению. Наконец, при изучении XIX и XX веков можно поиграть в "художественные течения": "Будьте любезны, я хотел бы купить картину неоромантика, фовиста или символиста".
Забавные истории. Для педагога живопись хороша тем, что она высокоинформативна. Не нужно ломать голову, что же такое придумать, достаточно подобрать картины и интересно рассказать малышу о творчестве какого-нибудь одного мастера. Однако прежде чем приступать к очередному художнику, загляните в словарь или энциклопедию, там всегда найдется что-нибудь занимательное.
Сколько картин рекомендуется показывать за один раз. Самое лучшее - ежедневно (например, перед вечерним чтением) знакомить ребенка с десятью картинами. Такая процедура отнимет у вас всего несколько минут, тем более что делать это можно не сразу, а в два приема. Когда вы исчерпаете запас репродукций одного художника, начинайте показывать их снова, только в более быстром темпе (добавляя две-четыре новые картины в день), а потом переходите к другому художнику. Такое ежедневное рассматривание картин приведет к тому, что живопись станет для вашего ребенка чем-то знакомым, очень близким и необходимым. Держите в памяти как можно больше картин, чтобы всегда можно было проиллюстрировать то, о чем вы рассказываете ребенку. Не ленитесь поискать подходящую открытку или репродукцию и в нужный момент показать ее. Вы должны делать это автоматически. Не предлагайте ребенку слишком большого количества новых репродукций. Регулярно просматривайте те, которые вы уже с ним видели. Только таким путем, встречаясь с картинами снова и снова, малыш по-настоящему запомнит их, и они навсегда останутся в его памяти.
Другие виды изобразительного искусства (скульптура, архитектура). Я так подробно остановилась на живописи, потому что именно ее язык наиболее доступен детям. Тем не менее, ребенка необходимо знакомить и со скульптурой, и с архитектурой. К сожалению, наиболее интересные памятники архитектуры обычно плохо поддаются репродуцированию. Лучше всего совершать с ребенком специальные экскурсии и быть все время начеку, чтобы вовремя обратить его внимание на интересное здание или заслуживающую внимания скульптуру. То же следует сказать о стилях мебели, интерьерах и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "История искусства оригами"
Консультация "История искусства оригами"Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных ком...
Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».
Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...
История искусства оригами
История искусства оригами...
Конспект по Истории искусств "Настроение человека"
Цель занятия: формировать эмоциональную отзывчивость, умение распознать положительные эмоции в содержании репродукций картин зимней тематики....
Конспект занятия по истории искусств "Ребенок и игрушка"
Цель занятия: формировать задатки дружбы, воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство преданности и первой любви....
Конспект занятия по истории искусств "В деревне как-то по-другому весна приходит в гости к нам"
Цель: Продолжать знакомить детей с репродукциями современного художника В. Ю. Жданова.Задачи:1.Формировать целостное представление об изображенном на картине;2.Вызвать эмоциональное отношение к дереве...
История искусств и культуры. Архитектура античности.
Презентация...