«Народная сказка в системе воспитания дошкольника»
консультация (старшая группа) на тему
Сказка в системе профилактики педагогической запущенности.
Сказка как способ развития мышления дошкольников.
Сказка в системе нравственного воспитания
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Народная сказка в системе воспитания дошкольника»
Сказка в системе профилактики педагогической запущенности.
С понятием «педагогическая запущенность» педагоги и родители чаще всего сталкиваются, когда дети становятся подростками, когда их поступки (и проступки) являются проявлением их характерных особенностей, входят в структуру поведения, т.е. расцениваются как привычные и устоявшиеся. Но подросток становится «трудным» не за один день и даже не за один месяц- это процесс длительный, уходящий своими корнями в период младшего дошкольного детства.
Воспитатели отмечают: некоторые дети переходят в разряд «трудных» уже в старшей группе детского сада - они с трудом усваивают материал на занятиях, ссорятся со сверстниками, не умеют занять себя игрой или интересным делом, не любят выполнять трудовые поручения. Одновременно выделяются дети, которые с удовольствием трудятся (накрывают на стол, помогают воспитателю мыть игрушки, поливать цветы, подметают веранду), но испытывают затруднения при счёте, выделения звука в слове, установлении причинно-следственных связей.
Можно предположить, что педагогическая запущенность начинает проявляться ещё в дошкольном детстве, если воспитательно-образовательный процесс содержит предпосылки для её формирования.
Результаты исследований свидетельствуют: истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой и других видах деятельности, которые наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Эта линия отклоняющегося от нормы, нежелательного поведения нередко берёт своё начало в раннем возрасте и приводит в итоге к стойкому девиантному (т.е. отклоняющемуся от нормы) поведению. Начало его развития обычно совпадает с формированием правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще, что обычно происходит примерно в 3 года. Истоки педагогической запущенности коренятся как в семейном, так и в общественном воспитании.
Педагогическая запущенность - устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и несформированность общественно значимых привычек поведения, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.
Одной из самых распространённых причин педагогической запущенности является гиперопека, результатом которой является избалованность. Избалованные дети растут, как правило, в материально обеспеченных семьях, где их воспитанием занимаются родители, бабушки, дедушки и другие родственники, т.е. дети с первых дней жизни находятся на особом положении, все их пожелания немедленно исполняются. Такие дети, как правило, хорошо развиты и знают правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда они помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении со сверстниками часто бывают грубыми, претендуют на лидерство. Необходимость уступить вызывает у них взрыв, обиду. Избалованные дети не приучены к труду, что ещё больше затрудняет воспитательный процесс.
Другой причиной педагогической запущенности может стать гипоопека (недостаточное внимание к ребёнку): дети предоставлены сами себе, свободны в выборе времени укладывания спать, организации своей деятельности, но они также «освобождены» и от родительского внимания. Попытки привлечь к себе внимание родителей носят агрессивный характер, так как на обычные поступки родители не реагируют. Ребёнок попадает в «зону равнодушия» - его не хвалят, не замечают, не ругают. Отрицательным поступком он привлекает к себе внимание взрослых и рад тому, что зона равнодушия разрушена, что на него обратили внимание (пусть даже в форме наказания). Такие дети не знают норм поведения, дезорганизуют других детей в группе, привлекают к себе внимание воспитателей неадекватным поведением (как привыкли с родителями), но обычно достаточно быстро становятся примерными, если воспитатель часто обращает на них внимание, поручает им выполнить несложные задания, хвалит за проявление положительных качеств.
Организуя профилактическую работу с детьми, педагоги пользуются разными методами, но, прежде всего, необходимо устранить эмоциональное раздражение ребёнка, избавить его от чувства тревоги, в ситуациях взаимодействия с родителями и педагогами.
Практиками давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и т.д.). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нём заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребёнком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребёнка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).
В раннем возрасте, конечно, ещё нет педагогической запущенности, но «общение» с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков. При помощи потешек, сказок у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы, бережно относится к природе, к близким.
В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Уверены: ребёнок вряд ли станет «трудным», если родители, много общаются с ним и в этом общении сказка (а не телевизор или магнитофон) занимает не последнее место (см. таблицу)/
Сказка как способ развития мышления дошкольников.
Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания, с каким – либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём поучение. В работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным (см. таблицу).
Начиная со среднего возраста всеми образовательными программами предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Сказка может стать прекрасным художественным материалом для него.
Для лучшего запоминания текста на таких занятиях целесообразно организовывать подвижные игры по теме сказки. Хорошо также проводить интегрированные занятия: пересказ и рисование, пересказ и аппликация, физические упражнения и рисование и др.
При чтении сказки рекомендуется использовать иллюстрации, показ («пусть ребёнок показывает, как ходит медведь, как прыгает зайка»), а также моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условленными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещенными объектами становятся герои сказок (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зелёный кружок, солнце – жёлтый) или двух (слон – большой серый кружок, заяц – маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.
На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещающих объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке «Колобок» колобок – желтый кружок, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк – большой серый кружок, коза – большой белый кружок, козлята – маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
Сказка в системе нравственного воспитания.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношения к миру, окружающим людям.
В этике существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Это самый распространенный вид сказок. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу и кричит во всё горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза – дереза»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу? Ребёнок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.
Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут - потянут, а вытянуть не могут. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь, когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.
«Курочка – ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несёт в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. И всё это – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.
Дети рано приучаются верно, оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Сказки о животных помогут педагогу показать:
Как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
Что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Например, говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась – братца унесли гуси – лебеди («Гуси – лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из копытца и стал козлёнком («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зёрнышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине. Старец помогает, предупреждает о подстерегающих опасностях. Он не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребёнка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!!!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живёт с дедушкой и бабушкой, отец – с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищённости дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребёнка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.
Курочка ряба - Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.
Колобок - Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.
Репка - Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.
Теремок - Сделай худо, не жди добра.
Волк и козлята - Страшись волка в овечьей шкуре.
Гуси – лебеди - Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
Снегурушка и лиса - Собака лисе не друг.
Кот, петух и лиса - Перья павлиньи, а мозги куриные.
Маша и медведь - Не сиди на печи, не жди калачи.
Заюшкина избушка - Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы.
Бычок – смоляной - Чужого не надо, а своего не отдадим.
бочок
Зимовье зверей - Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Жихарка - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Лиса и журавль - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
У страха глаза - За глупой головой и ногам плохо.
велики
По щучьему велению - Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся.
Заяц – хваста - Знай больше, а говори меньше.
Лисичка-сестричка - На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битого везёт.
Сестрица Алёнушка - Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.
и братец Иванушка
Снегурочка - Кому солнце матушка, кому - злая мачеха.
Морозко - По труду и награда.
Царевна-лягушка - Любовь и верность сильнее смерти.
Пузырь, соломинка - Друзья познаются в беде.
и лапоть
Уважаемые мамы и папы!
Покупая и читая книжки нашему малышу, мы часто ориентируемся на то, чтобы всесторонне развивать и обучать его. А обычные старые сказки, кажутся нам вчерашним днем. Однако сказка, несущая в себе тысячелетний опыт человечества, во все времена оказывает влияние на развитие маленького человека: учит его решать свои проблемы. Различать добро и зло, преодолевать препятствия, упорно двигаться к своей цели, быть оптимистом. Все это вместе составляет психическое здоровье, обеспечивающее жизненный успех. Мы хотим познакомить Вас с основами сказкотерапии, ведь именно родители, сталкиваясь с проблемами своего ребенка, помогают ему найти правильное решение или выход из трудной ситуации.
Сказкотерапия – это лечение сказкой. Использовать эту методику могут не только врачи и психологи, но и родители. Ведь самые обычные народные сказки обладают целительными свойствами и очень полезны для малышей. Дети, которым читают сказки, раньше начинают говорить, говорят более грамотно. Хорошая сказка завораживает своим сюжетом, речевыми оборотами и позволяет ребенку погрузиться в мир фантазий. Специалисты по нейролингвистическому программированию утверждают, что метафора, используемая в сказке, обеспечивает взаимодействие правого и левого полушарий. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за эмоции, творчество, фантазию. При прослушивании сказки работают оба полушария: левое следит за развитием событий, а правое – дает возможность погружения во внутренний мир, развивая воображение. В результате интенсивного взаимодействия между полушариями образуется большое количество нейронных связей, которые существенно влияют на способность к обучению и развитию интеллекта ребенка.
Наиболее ценные, целебные сказки, те, что передавались из поколения в поколение. Сюжеты народных сказок связаны с кризисами раннего детства, переживанием символических страхов, формированием доверия к жизни. Некоторые сказочные сюжеты встречаются практически у всех народов мира. Это сказки о Золушке, Красной шапочке, Спящей красавице, легенды о подвигах богатырей, о злых драконах и могучих волшебниках. В сказках поднимаются важные для ребенка проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема – страх быть покинутым. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького ребенка, который оказался в мире взрослых, где все подавляют своими размерами, масштабами и мощью. Малыш сравнивает себя с героем сказки, и понимает, что не у него одного такие проблемы. Сказка позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Она вселяет надежду, успокаивает, обещает хороший конец, и способствует формированию здоровой психики. Для самых маленьких сказка – это мысленная репетиция возможных форм поведения. Например: сказка «Колобок» помогает ответить на вопрос, жизненно важный для ребенка: что будет, если отойти от мамы: 1шаг – хорошо; 2 шага – интересно; 3 - не страшно; 4 – тебя съели. «Репка» учит справляться с трудностями: добавь еще силенок, потяни, еще немного, еще чуть-чуть – и все получится.
Для дошкольника сказка – это история о повзрослении. Взрослому позволено намного больше, чем ребенку, и малышу хочется быстрее стать взрослым. Отождествляя себя со сказочным героем, ребенок проходит вместе с ним все этапы взросления. Если в начале сказки мы видим Иванушку дурачка – слабого и наивного, как ребенок, нечего не умеющего, то в конце Иван-Царевич женится на Василисе-Прекрасной. И этот Иван, победивший врагов, уже сильный, умный и, самое главное, - взрослый.
Сказка помогает ребенку осваивать трудные эмоции, внутренне проживая их вместе со сказочным героем. Эмоции – сильные и непонятные внутренние состояния – возникают у ребенка с самого рождения. Гнев, ревность, жадность, страх, печаль становятся источниками проблем уже потому, что они есть. А взрослые их не одобряют. Ребенок знает, что на маму злиться нельзя, зато можно – на мачеху. В сказках: мачеха – это «плохая мама», великаны и джины – неуправляемые взрослые, дракон или злой волк символизируют собственную агрессию, коварные сказочные братья и сестры помогают преодолеть естественную детскую ревность.
В сказках всегда осуждаются непомерная гордыня, лень, глупость, неумение строить с другими хорошие, уважительные отношения, формируя основы поведения и общения, предостерегая ребенка от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Противопоставление добра и зла, щедрости и жадности, смелости и трусости, милосердия и жестокости, упорства и малодушия помогает понять малышу, что хорошо, а что плохо. Ребенок узнает, что мир очень сложен, что в нем есть несправедливость, страх, сожаление и отчаяние – и это такая же часть нашей жизни, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – сказки убеждают ребенка, что если человек не сдается, даже, когда положение кажется безвыходным, не поддается на искушение, то он, в конце концов, обязательно победит. Слушая сказки, дети невольно находят в них собственные тревоги и стремятся использовать пример положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Одна и та же сказка на разных детей оказывает разное воздействие, но каждый ребенок находит в ней что-то свое, актуальное для него, и, проживая вместе с героями сказки свои собственные эмоции, освобождаются от негативных переживаний.
События, которые происходят в сказках – невероятные и неправдоподобные, а зачастую просто страшные. Но не стоит оберегать ребенка от страшных сказок. Они помогают ребенку переживать и преодолевать свои страхи. Страшные истории позволяют испытать запретные в реальности чувства: гнев, ненависть, агрессию, злость. Дети охотно слушают страшные волшебные сказки, герои которых проходят через ужасные испытания, но потом живыми и невредимыми, победив всех врагов, возвращают домой. Сказки дают уверенность, что зло будет наказано, справедливость восторжествует, а добро победит. Главное надо помнить, что волшебные сказки можно читать детям старше 3-х лет.
Наилучший способ оказать ребенку психологическую помощь, используя сказки, - позволить им самим выполнять свои древние психотерапевтические функции. То есть просто монотонным голосом читать ребенку сказки на ночь. Народные волшебные сказки надо просто проживать, не переделывая их и даже не осуждая. Глубинный смысл сказки должен оставаться скрытым от ребенка. Сила сказки именно в том, что она действует на подсознание. Если мы попытаемся перевести ее на сознательный уровень, сказка не достигнет своей цели, утратит смысл.
Сказка не только помогает ребенку осваивать окружающий его мир и преодолевать трудности, она помогает взрослому лучше узнать своего малыша, понять, какие у него проблемы. Ребенок обычно выбирает ту сказку, которая отвечает на какие-то его вопросы, затрагивает волнующие его проблемы, разрешает болезненные сомнения. И такую сказку малыш готов слушать и 5, и 10 раз подряд, может быть целый месяц. Не надо с ним спорить и предлагать другую сказку, ведь именно эта сказка является лекарством, помогает решить какую-то сложную проблему. И на эту трудную работу над сказкой нужно время. Когда проблема решена или утрачивает свою актуальность, отпадает и необходимость в этой сказке. И тогда ребенок сам говорит: «Давай, почитаем что-нибудь другое!»
Что делать, если у ребенка уже есть какие-то проблемы? Самая простая, но удивительно эффективная техника – сочинение собственной сказки, герой которой похож на вашего малыша и у него есть такие же проблемы. Это могут быть простые истории про зайчиков и белочек. Важно предложить малышу свое решение. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать предложенный в сказке. Рассказ о застенчивом медвежонке, который научился знакомится с другими зверюшками, или о драчливом волчонке, перестал драться, когда подружился с зайчонком лучше родительских наставлений научат ребенка находить своих друзей и строить доброжелательные отношения с другими детьми.
Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Читайте детям сказки, откройте для них этот добрый волшебный мир! Приобщите их к прекрасному миру детской литературы, пока это еще в ваших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
Кнсультация для педагогов...
«Народная сказка и патриотическое воспитание дошкольников»
Современные дети, прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео – аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику. Да и родителям это очень удобно:...
Русские народные сказки в системе воспитания
Материал содержит презентацию и текст к ней...
Русские народные сказки и нравственное воспитание дошкольников
Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...
Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».
Влияние сказки на воспитание и развитие детей....
Татарская народная сказка в системе воспитания дошкольников
Методическая разработка...
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народ- ные сказки, символы, сюжеты и метафо- ры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекци- онной работе ...