Русские народные сказки в системе воспитания
презентация на тему
Материал содержит презентацию и текст к ней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_russkie_narodnye_skazki_v_isteme_vospitaniya.doc | 42 КБ |
narodnye_skazki_v_sisteme_vospitaniya.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд «Русские народные сказки в системе воспитания»
2 слайд Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
3 слайд Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
4 слайд Особенности сказок
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
5 слайд Сказка в системе воспитания
Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.
6 слайд Сказка в системе социальной адаптации
Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий - результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.).
Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.
Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.
7слайд Сказка в системе физического воспитания
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислим некоторые из них.
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
2. Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа).
3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.
6. Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
8 слайд Сказка в системе нравственного воспитания
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
9 слайд Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
10 слайд Сказка ложь, да в ней намек…
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
11 слайд Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", а забота о близком поощряется в сказке"Бобовое зернышко".
12 слайд Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"),
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
13 слайд В силу отмеченных выше особенностей сказки являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания , опасности , призвания , усилия и победы . Она учит его мужеству и верности. Она учит созерцать человеческую судьбу , сложность мира . В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость» (И.А. Ильина )
Борьба добра со злом Материал для сказок – жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи
Особенности сказок Оптимизм Образность Забавность Дидактизм
Сказка в системе воспитания Социальная адаптация Физическое воспитание Нравственное воспитание
Сказка в системе социальной адаптации Использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному герою во время: игровой терапии игровой коррекции поведения обыгрывании неприятных или пугающих ситуаций
Сказка в системе физического воспитания Используется: - устное народное творчество «вплетение» элементов сказок в занятие имитационные упражнения игры со сказочными героями интеграция фольклора и физических упражнений
Сказка в системе нравственного воспитания Сказки о животных помогут показать: дружба помогает победить зло; добрые и миролюбивые побеждают; зло наказуемо.
. Волшебные сказки: - Положительные герои наделены наивысшими физическими и моральными качествами
Сказка ложь, да в ней намек… Сказка «Репка» учит дружбе и трудолюбию Сказка «Гуси-лебеди» учит слушаться родителей, старших
В сказке «У страха глаза велики» высмеивается страх и трусость В сказке «Петушок и бобовое зернышко» поощряет заботу о близком»
Сказка «Хаврошечка» учит тому, что трудолюбие всегда вознаграждается В сказке «Мужик и медведь» восхваляется мудрость
Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Именно народные сказки воспитывают у ребёнка патриотизм и уважение к своей Родине, народу, народному фолклёру...
Проект "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к миниму...
Проект по теме: "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Проект: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой...
статья для педагогов и родителей "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Статья предназначена для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Так же учитывается главная задача пособия – воспитание нравственных качеств (добро...
"Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Материал предназначен для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Также учитывается главная задача пособия-воспитание нравственного качеств(доброта, друж...
Занятие " Русские народные сказки в системе патриотического воспитания"
Знакомятся с богатством русского народа через сказку....
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...