Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».
консультация по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».
ЧДОУ Детский сад № 99
воспитатель Миценко О.С.
Сказка - один из более распространенных литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду. Сказка оказывает воспитание на всестороннее развитие ребенка.
Оптимизм особенно нравится детям, что успокаивает их воспитательное взаимодействие.
Образность – важная особенность сказок, которая не только помогает развитию их восприятия детьми, но и способность к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Сказка позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Большую помощь сказка оказывает в системе социальной адаптации: игровая терапия, игровая коррекция поведения, открытие неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре, или инсценировании сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют социальной адаптации в дошкольном учреждении или в семье. Сказки можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Вот некоторые из них.
1.Двигательно – творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества.
2.Сюжетные физкультурные занятия с «вкрапыванием», «вплетением» элементов сказки (проводится в форме двигательного рассказа»).
3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием, мимических и упражнений, пантомимы, инсценировок и игр драматизаций.
4. Музыкально-ритмическая организованная образовательная деятельность, основанная на народных плясках и танцах, играх и хороводах с использованием народных песен и мелодий.
5. В игровых физкультурных занятиях используются народные игры и жанры со сказочными героями.
6. Интегрированная организованная образовательная деятельность, сочетающая фольклор и физические упражнения.
Сказка используется как способ развития мышления дошкольников.
Анализ содержания сказки и установления связи содержания, с каким либо метким выражением( пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения , находить в нем поучения.
Особое значение сказка имеет в системе народного воспитания. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.
В этикете существуют две нравственные возрастные категории – добро и зло.
Соблюдение моральных требований ассоциируется добром. Нарушение же моральных норм и правил. Отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе, сказок о животных.
Эти сказки могут показать:
*Как дружба помогает победить зло (« Зимовье»)
*Как добрые и миролюбивые побеждают(«Волк и семеро козлят»)
* Что зло наказуемо(«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных, в них воплощены высокие идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорение природы, радостном труде. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством достижения цели. Через сказку дети овладевают языком народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка вырабатывает отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.
Герои волшебной сказки волшебной сказки – люди, обладающие высокими моральными качествами. Это падчерица из сказки «Морозко», Иван из сказки «Конек Горбунок», Аленушка из сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Все они носители добра, наделены положительными чертами: честностью, трудолюбием, смелостью, находчивостью, самопожертвованием. Положительным героям в сказках противопоставлены отрицательные персонажи: Баба- Яга («Гуси- лебеди»), мачеха («Морозко») и прочие. Эти персонажи не обладают не одним положительным качеством: они злы, жадны, ленивы.
При чтении сказки следует передавать особенности героев, так, чтобы дети сразу поняли, о ком будет идти речь, что за герой, как к нему относиться.
Идеалы для ребенка являются далекой перспективой, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве во многом, определяет его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших» и т.д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например:
*Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными и трудолюбивыми.
*Сказки «Теремок» и «Зимовье зверей» учат дружить.
* Сказка «Маша и медведь» предостерегает. в лес одним ходить нельзя _ можно попасть в беду, а уж если случилось _ не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
*Наказ слушать родителей , старших звучит в сказках «Гуси - лебеди»,« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Снегурочка».
*Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики».
*Хитрость «Лиса и журавль»,«Лиса и тетерев»,«Лисичка сестричка и серый волк».
*Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка» , «Мороз Иванович» и «Царевна - лягушка».
*Мудрость восхваляется «Мужик и медведь»,«Как мужик гусей делил»,«Лиса и козел».
*Заботы о близких поощряется «Бобовое зернышко».
Из этого следует, сказка является наиболее распространенным литературным жанром с которым знакомят дошкольников, обладает огромным неисчерпаемым потенциалом в развитии и воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений»....
доклад на тему Сказка в жизни ребенка
доклад на тему: "Сказка в жизни ребенка"...
Доклад на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
Доклад на тему:«Сказка – ложь, да в ней намёк»...
Доклад на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста...
Доклад на тему: Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте.
В настоящее время по изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста ведется большое количество исследовательских работ психологов и педагогов.Исследователи отмечают, что развитие р...
Доклад на тему: «Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет»
Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.С р...