Семинар-практикум для родителей «Коррекционно – развивающие игры для детей 5-6 лет с ОНР».
консультация (старшая группа) на тему
Семинар-практикум для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей «Коррекционно – развивающие игры для детей 5-6 лет с ОНР».
Белянская И.В., учитель-логопед;
МАДОУ №79 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Детям с богатой и правильной речью легче высказывать свои мысли, их отношения со сверстниками и взрослыми более содержательны и полноценны. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Особенности речи детей шестого года жизни. К пяти годам словарный запас современного ребенка составляет от четырех до пяти тысяч слов. Ребенок говорит связно, полно излагает свои мысли, легко строит развернутые сложные предложения, используя все основные части речи. Он без труда пересказывает рассказы и сказки. К пяти годам ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, не допуская пропусков, перестановок слогов и звуков.
У ребенка с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющим ряд особенностей развития речи. Существует три уровня речевого развития. Общее недоразвитие речи первого уровня ставится детям в три года, второго уровня в четыре года, третьего - в пять лет. Первый уровень общего недоразвития речи - самый низкий, третий - самый высокий.
Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. К пяти годам словарный запас у таких детей составляет примерно от двух с половиной до трех тысяч слов. В нем отсутствуют или присутствуют, но в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, подъезд, затылок, виски, грива и т. д.);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует - все выражается словом "ест");
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. д.);
- антонимов (гладкий - шершавый, храбрый - трусливый, густой - жидкий и т.д.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый, лимонный, земляничный и т. д.).
В грамматическом строе распространены следующие ошибки:
- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД ( Платок лежит кармане. Мама взяла книгу от полки. Кошка вылезла под кровати. И т. д.);
- согласовании различных частей речи ( Подошел к два коня. Наблюдали за обезьяны. И т. д.);
- построении предложений (Шел Ваня грибы лес собирать. Потому что ёжик кололся, почему что девочка и плачет.).
Нарушение фонетики:
-неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие - глухие, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, и т.д;
-искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов ( фотография-атагафия, магнитофон-матафон, воспитательница - ипитатифа);
-не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые, слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта).
В связной речи все перечисленные особенности тоже отражаются. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов. Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами, переставляя и заменяя слова, изменяя ударения, не соблюдая рифму.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны не только выше указанные речевые особенности, а также недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словесно - логическое мышление.
Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например: хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (животное, посуда и т.д.).
Детям с общим недоразвитием речи очень трудно сосредоточиться и удерживать свое внимание на чисто словесном материале без наглядной ситуации. Поэтому они не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения педагогов (родителей), длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре мультфильма сохраняется в течение длительного времени, также легко ребенок запоминает названия шести- восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, общей невнятности, смазанности речи.
У большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточные, несогласованные. Пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.
Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, их суждения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: « Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных трудностей у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины трудностей – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Родителям, которые заботятся об эффективной подготовке к школе своего ребенка, необходимо знать:
- для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. Звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: « Мой сын не выговаривает букву Р» или «Маша шипящие буквы плохо произносит» - неверно. Необходимо говорить: « Мой сын не выговаривает звук Р» или «Маша шипящие звуки неверно произносит».
- в русском языке десять гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего шесть: А, О, У, И, Ы, Э. В названии букв Я, Е, Ё, Ю содержится по 2 звука (Я =Й+А, Е=Й +Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У),один из которых Й, поэтому они называются йотированными.
- русский алфавит содержит 33 буквы, а звуков в нем 42, так как многие согласные звуки бывают твердыми и мягкими (быть-бить, лук - люк),но изображаются одной общей буквой;
- в русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами, поэтому звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова солнце, посадка, юбка);
- называть согласные звуки при анализе и синтезе слов нужно так, как они произносятся в конце слов( например: шаР, пилоТ, стоП и т.д.), привычные взрослым ЭР, ТЭ, ПЭ, ША - это названия букв в русском алфавите, а не звуков;
- в упражнениях сначала закрепляется устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок раньше овладел послоговым чтением; иначе, при побуквенном чтении длинных слов, он не сможет синтезировать названные звуки и значит, понять смысл прочитанного.
Предлагаем поиграть в следующие игры.
Игра "Назови одним словом".
Цель: закрепить обобщающие понятия.
Скворец, кукушка, ласточка - это кто? (Перелетные птицы.)
Игра «Скажи наоборот».
Цель: упражнять в подборе антонимов.
Первый вариант.
Грузовая машина тяжелая, а мяч легкий.
Второй вариант.
Въехать - съехать; приехать - уехать; отъехать - подъехать.
Игра «Посчитай правильно».
Цель: закреплять умение согласовывать существительное с числительным.
Первая машина, вторая машина, .... пятая машина.
Игра «Из чего - какой?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Сок из вишни (какой?) - вишневый.
Повидло из абрикоса (какое?) - абрикосовое.
Игра «Скажи чем?»
Цель: развивать словесно-логическое мышление, совершенствовать грамматический строй речи.
Причесываются (чем?) расческой.
Вытирают лицо (чем?) полотенцем.
Суп кушают (чем?) ложкой.
Игра «Что где лежит?»
Цель: развивать умение употреблять предлог В в речи.
Где лежит сахар? – в сахарнице.
Где лежит хлеб? – в хлебнице.
Игра «Найди отличия» (по картинке).
Цель: развитие зрительного внимания.
Посмотрите на две картинки, найдите пять отличий.
Игра «Чего не стало?»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже).
Посмотрите на картинки (четыре картинки). Запомните, что на них изображено. Убирается одна картинка. Задается вопрос: «Чего не стало?».
Игра «Исправь предложения».
Цель: учить согласованию существительных с глаголами в роде, учить осознанному слушанию.
Мама гладил белье.
Папа починила телевизор.
Игра «Назови первый гласный звук в слове».
Цель: учить выделять первый звук в словах.
Аня, Алла, Оля, облако, Уля, Ухо, Ира, игры.
Игра «Подними руку, когда услышишь заданный звук».
Цель: учить выделять звук в ряду других.
Звук О: В, Г, О, А, У, О, И, П, О.
Игра «Определи первый согласный звук в слове».
Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове.
Коля, торт, пушка, пакет, касса, тыква.
Игра «Определи последний согласный звук в слове».
Цель: развитие умения выделять последний согласный звук в слове.
Мох, сон, дом, суп, мак, кот.
Игра «Подними руку, когда услышишь слово, с заданным звуком».
Цель: развитие умения выделять заданный звук в слове.
Звук П: сон, суп, рост, пост, пот, рот.
Игра «Определи количество слогов в слове».
Цель: развитие навыка слогового анализа слов.
Кот, ко-за, дом, пуш-ка, тык-ва, му-ха.
Регулярно выполняя предложенные выше и подобные игры под руководством родителей, дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. В результате у детей улучшается речь, внимание, память, мышление, исчезают проявления общего недоразвития речи. Тесный контакт в работе логопеда и родителей ребенка помогает устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте и приводит к дальнейшему успешному школьному обучению.
Список литературы.
1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
2. Крупенчук О.И. Логопед советует. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». СПб.: Издательство «Детство-пресс».
3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с 5-7 лет с ОНР. Альбом 1,2 . М., 2009.
4.Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Издательство "Гном и Д", 2000.
5.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М.: Издательство "Гном и Д", 2005.
6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М."Просвещение", 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»
laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...
Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, но и актуализация навыков, которыми он недавно овладел. Ведь именно в игре дети с ОВЗ познают окружающий мир, пространство, которое их ок...
Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийИгровые технологии являются с...
Практикум для родителей: «Коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей с ОНР»
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие....
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...
презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...