СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
методическая разработка по логопедии на тему
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semnar_-_praktikum.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
с педагогами
«Слова – улыбка мастерства»
Тема: Развитие навыков словообразования в игре
Провела учитель – логопед Пенская Н.А
МКДОУ №2 Заволжск
Предварительная работа:
- самообразование по теме «Виды словообразования в русском языке». «Особенности развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста»
- задание педагогам старших групп к конкурсу «Словесные игралочки» - оформление дидактических игр на тему «профессии». Воспитателям младшей группы «Мягкая развивающая книжка»
- домашнее задание – «Заполнить анкету»
( педагоги делятся на две творческие группы)
Ход: 1 часть – практическая «Подбери слова – родственники»
Логопед читает стихотворение
Е. Измайлов
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом
Это слово- слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
А из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!
Обращает внимание на бумажный макет: дерево, над ним звёздное небо.
- Уважаемые коллеги перед вами дерево из словесного сада.
Обращается к первой творческой группе:
- Попробуем расположить на ветках этого дерева однокоренные слова, слова –родственники к слову САД. (педагоги называют – логопед записывает, разбирает слова по составу)
- Над словесным садом нависло ночное небо, зажглись звезды
Обращается ко второй творческой группе:
- подберем слова родственники к слову ЗВЕЗДА
2 часть – теоретическая «Как образуются слова»
Итак, мы видим, что в русском языке из одного слова можно образовать множество однокоренных слов. И помогают нам это сделать части слова или морфемы.
Назовём их (приставка, суффикс)
Если вы посмотрите на слова, которые мы составляли, то можно увидеть все способы образования слов
- СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.
Суффиксов в русском языке много. Они создают новые слова. В существительных насчитывается около 100 суффиксов, в прилагательных – около 50, в глаголах – около 20. Каждой речи свойственны свои суффиксы.
ПРИМЕР: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело.
- ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ
ПРИСТАВКА- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Приставки, как и суффиксы, служат для образования слов. Приставки отличаются от суффиксов положением в слове: суффиксы располагаются после корня, а приставки перед корнем. С помощью приставок могут быть образованы слова разных частей речи. В современном русском языке 18 продуктивных приставок.
ПРИМЕР: ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить.
- ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
ПРИМЕР: подорожник, приморский, приземлить, подснежник.
4.СЛОЖЕНИЕ
А) СЛОЖЕНИЕ СЛОВ
Школа – интернат, ракета – носитель
Б) СЛОЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ГЛАСНЫХ
Лесостепь, луноход
В) СЛОЖЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ БУКВ
ВУЗ, МГУ
Г) СЛОЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ЧАСТИ СЛОВА С ЦЕЛЫМ СЛОВОМ
Стенгазета, полдыни
5.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Железная дорога – железнодорожный; левый берег – левобережный
6.ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
Больной ребёнок уснул – больной уснул
3 часть «Вопрос –ответ»
Особенности в овладении словообразования детьми дошкольного возраста
1 вопрос – 1вой творческой группе
- В каком возрасте ребёнок искажает слова. Пользуется упрощенными словами? (младший дошкольный возраст)
2 вопрос – 2-ой творческой группе
- В каком возрасте наблюдается такое явление, как словотворчество? (средний дошкольный возраст с пяти лет)
Комментарии логопеда: в среднем возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию. Словообразование и словотворчество носит в этом возрасте взрывной характер.
3 вопрос- 1вой группе
- Замечаете ли вы слова, которые создают сами дети. Приведите примеры. (примеры логопеда: Мазелин – вазелин, это не рыбка, а китка – о резиновом ките, посмотри, коровы рогаются)
Комментарии логопеда: Словотворчество – это экспериментирование в сфере словообразования.
Однако, при спонтанном развитии у некоторых из них наблюдается задержка; активными «словотворцами» они становятся лишь на шестом году жизни. Разумеется, факт не очень желательный, так как в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается критическое отношение к своей речи. Как правило, причину следует искать в микроклимате дома, группы. Здоровый духовно ребёнок должен играть со словом так, как он играет с игрушками.
Стихотворение «Шкатулка» читает 1вая творческая группа
Стихотворение «Он взглядом на меня взглянул…» читает 2-ая творческая группа. Обсуждение: почему дети создают такие слова, какие интересные слова встретились.
4 вопрос – 2ой группе
- В каком возрасте внимание ребёнка переключается на речевой самоконтроль, критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.
( в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет)
Комментарии логопеда: Замечательная чуткость к слову и грамматической форме объясняется сложившимися стереотипами, которые он применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Большинство слов укладываются в модели, но иногда нужное слово в русском языке имеет словообразовательную особенность, о которой ребёнок ещё не знает. Так появляются лексические и грамматические ошибки. (см.приложение «Грамматические ошибки») «Вон голубчики ходят», - увидев голубей, говорит малыш.
Педагогам раздаются шпаргалки с видами ошибок и с правильными формами употребления слов (в папку «Рекомендации логопеда)
4 часть - «Учимся, играя»
Проблемы, проблемы….
Логопед: К сожалению, на протяжении всего своего опыта работы с детьми сталкиваешься с трудностями в умении образовывать новые слова. Как правило, с заданиями на словообразование справляются единицы.
А ведь создание новых слов в языке, правильный анализ состава слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Период словотворчества у детей очень часто затягивается и наступает в 6 лет.
Порой виновники запаздывания словотворчества у детей - взрослые: родители, воспитатели. Где нет радости, там нет игры; где речь взрослого убогая – нет творчества. Проблемы немедленно проявляются в речи детей – бедной, бесцветной. Часто родители и даже педагоги забывают о значении художественной литературы в развитии речи ребёнка. Хотя нам хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха. А ведь в этих стихах уже находится словесная игра, без которой ребёнок никогда не овладеет своим языком в совершенстве.
Эти весёлые стихи уже могут стать элементом занятия по развитию речи. Например, предложить детям прослушать стихотворение «Прогульщик» Э. Мошковской и найти похожие слова, слова –родственники.
Предлагает прочитать воспитателям и выполнить задание.
Шёл прогульщик на прогулку
Шёл и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И невидно продавцов.
И гулял киномеханик-
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно…
И обиделся прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы - прогульщики кричал!»
Чем чаще повторять стихотворение, тем больше можно увидеть в нем загадок, шуток и других игр.
Детские поэты (К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, С Михалков, Б. Заходер, Е. Благинина, В. Берестов, Э. Успенский, Э. Мошковская, Ю. Мориц, И. Токмакова, В. Левин и др.), зная особенности развития речи детей, сочинили множество художественных произведений наполненных детской фантазией, юмором, словесными играми.
Как же научится играть со стихами и в стихи? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Предлагает пользоваться в дальнейшем папкой «Нужные стихи»
Ну и конечно же игра, так сказать работа дошколят. Я бы сказал, что в речевые игры мы играем редко. А ведь их великое множество. Обратите внимание на игры, которые есть в логопедическом кабинете. Ими можно пользоваться.
А так же есть сборник словесных игр на словообразование «Словесные игралочки». Здесь около 40 игр для детей 4- 7 лет. Игры на название детёнышей животных, игра «Вы хотите – мы хотим», «Магазин посуды» - на словообразование: хлеб – хлебница, сухари – сухарница и т.д.
Ну а сейчас пришла пора, поиграть нам господа!
Игра «Кузовок»
Цель: учить образовывать с помощью суффиксов уменьшительно – ласкательные существительные
Ход: Один из играющих ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок,
Клади в него что на ОК
Обмолвишься - отдашь залог.
Педагоги по цепочке называют слова с рифмой на ОК (Я положу колобок, утюжок, колпачок)
По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и спрашивают: - Чей залог вынется, что тому делать?
Опираясь на тематический принцип (задача «Трудовое воспитание) мы подготовили игры на тему «профессии»
Игры бывают как речевые, так и настольные и даже подвижные.
Физ. Инструктор проводит народную игру «Король»
5 часть – Домашнее задание
Уважаемые коллеги, вам пришлось немало потрудиться,
выполняя домашнее задание. Во –первых, хотелось бы оценить заполнение анкет. (называются лучшие, награждаются)
Во-вторых, вы делали игры, не просто речевые, а с наглядностью.
Подведение итогов: воспитатели рассказывают о своих играх, лучшие награждаются
А воспитатели младших групп участвовали в конкурсе «Развивающая мягкая книжка». Так развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Оцениваются результаты.
Логопед благодарит за сотрудничество, раздаёт материал в папку «Рекомендации логопеда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Работа с родителями по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Семинар-практикум...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»
Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности. Речь взрослого человека – это его визитная карточка. Речь реб...
Семинар-практикум для педагогов «КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Семинар-практикум для педагогов«КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Знакомство с технологией социо-игровой педагогики сотрудничества Е.Е. Шулешко.Показ прие...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)»....
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикуи для педагогов детского сада...