Развитие графомоторного навыка у детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Анищенко Лилия Константиновна

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее освоиться с письмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul._grafomotornye_navyki.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ  ГРАФОМОТОРНОГО  НАВЫКА

 У ДЕТЕЙ»

                   Выступление учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №81»

                   Анищенко Л.К.

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики ральцев рук.

Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора  М.М.Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и подвлиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Наблюдая детей в возрасте 10 -12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребёнка.

Далее  представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возоастные особенности развития графомоторного навыка

1,5 – 2 года

Малыш крепко зажимает карандаш в  ладони, что очень  ограничивает его движения.Он еще не пытается изобразить что-то определённое, просто получает радость от  самого процесса.

2-3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3-3,5 года

Линии становятся более определёнными, менее разбросанными  и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5-4 года

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им.Кэтому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передовать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.

Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения,пытается писать буквы.

6-7лет

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать прни рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет  значительным.

Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб –повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию -  отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности  движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку,закручивание гаек в конструкторе, собирание  узоров из мелкой мозаики, вышивание, застёгивание пуговиц.

К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребёнка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пугавицами «не нравиться», новый конструктор   «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».

Существуют специальные игры для развития пальцев ( «Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как  и письмо, - сложное инструментальное  действие: ведьдвижения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими. В возрасте  6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребёнок может достичь хороших резудьтатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки:

- рисование по точкам, контурам, клеточкам:

- штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные  виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и  слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

 В 6-7 лет ребёнок должен выполнять с  ледующие виды штриховок:

- прямые вертикальные (сверху вниз);

- горизонтальнын (слева направо);

- наклонные;

- клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);

- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши),

- крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии).

Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет

Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...