Развитие графомоторного навыка у детей
консультация (подготовительная группа) на тему
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее освоиться с письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._grafomotornye_navyki.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА
У ДЕТЕЙ»
Выступление учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №81»
Анищенко Л.К.
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики ральцев рук.
Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М.Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и подвлиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Наблюдая детей в возрасте 10 -12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребёнка.
Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.
Возоастные особенности развития графомоторного навыка
1,5 – 2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения.Он еще не пытается изобразить что-то определённое, просто получает радость от самого процесса.
2-3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3-3,5 года
Линии становятся более определёнными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5-4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им.Кэтому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передовать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения,пытается писать буквы.
6-7лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать прни рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.
Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб –повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию - отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку,закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застёгивание пуговиц.
К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребёнка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пугавицами «не нравиться», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».
Существуют специальные игры для развития пальцев ( «Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведьдвижения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребёнок может достичь хороших резудьтатов в развитии моторики кисти.
Для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки:
- рисование по точкам, контурам, клеточкам:
- штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогает:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
В 6-7 лет ребёнок должен выполнять с ледующие виды штриховок:
- прямые вертикальные (сверху вниз);
- горизонтальнын (слева направо);
- наклонные;
- клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши),
- крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии).
Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...
Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет
Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...
Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития
Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...