«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.

В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложнее. Поскольку количество детей с речевыми патологиями постоянно растет, возникает необходимость оказания квалифицированной целенаправленной психолого-педагогической помощи. Но зачастую мы сталкиваемся с тем фактом, что в современной науке и практике взгляды на преодоление трудностей овладения графо-моторными навыками остаются неточными и размытыми.

Таким образом, проблема формирования графо-моторных навыков в настоящее время становится все более актуальной.
 Проблема исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек в условиях инклюзивного образования.

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

 Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.

Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_defektologa.docx400.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 п. Мирный»

Опыт работы учителя – дефектолога в условиях инклюзивного образования

«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет

с задержкой психического развития

посредством книжек-раскрасок

в условиях инклюзивного образования».

                                                                                  Родина Зоя Геннадьевна

                                                                                  Учитель - дефектолог

Мирный

2022

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложнее. Поскольку количество детей с речевыми патологиями постоянно растет, возникает необходимость оказания квалифицированной целенаправленной психолого-педагогической помощи. Но зачастую мы сталкиваемся с тем фактом, что в современной науке и практике взгляды на преодоление трудностей овладения графо-моторными навыками остаются неточными и размытыми.

Таким образом, проблема формирования графо-моторных навыков в настоящее время становится все более актуальной.
Проблема исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек в условиях инклюзивного образования.

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

 Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.

Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».

Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок будет эффективно, если:

  • разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
  • подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
  • организована самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской под косвенным руководством взрослого.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
  2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования»
  3. Разработать и апробировать содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».

 . Теоретическая значимость исследования:

  • обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок в условиях инклюзивного образования ;
  • разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что книжка-раскраска по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Изучив и проанализировав теоретические основы развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР, дефектолог ДОУ провел констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР.

На основе результатов констатирующего эксперимента, опираясь на положения гипотезы, приступили к формирующему эксперименту, направленному на развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасокв условиях инклюзивного образования.

Цель формирующего эксперимента – разработать содержание книжки- раскраски, организацию работы с ней и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.

В работе дефектолог опиралась на методические рекомендации С.Г. Шевченко по развитию графомоторных навыков, организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития.

На первом этапе были изучены содержание книжек-раскрасок для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Для детей дошкольного возраста представлен большой ассортимент книжек-раскрасок, выделяют следующие виды раскрасок: контурные, точечные, тематические, обучающие (буквы и цифры), игровые. В ходе ознакомления с книжками-раскрасками мы отметили, что содержание заданий в большинстве раскрасок однотипно, направлено на развитие лишь нескольких показателей графомоторной деятельности.

 При разработке  принцип систематичности и последовательности в подаче материала для  комплексного развития графомоторного навыка. Опираясь, на разные уровни организации психических процессов детей с ЗПР, мы выстроили задания в содержании книжки-раскраски так, чтобы шло эффективное развитие сразу нескольких компонентов графомоторной деятельности.

В содержание книжки-раскраски по развитию графомоторных навыков мы включили следующие задания, сгруппированные по показателям на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений.

При организации коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР,  учитывались особенности их развития и в связи с этим делали выбор форм работы с книжкой-раскраской, методов и приемов.

У детей с ЗПР наблюдается низкая степень устойчивости внимания, поэтому во время работы с книжкой-раскраской постоянно направляли внимание ребенка, задания подбирали доступные и понятные дошкольнику. Дети с такими особенностями в развитии долго осваивают способ деятельности, поэтому мы давали им возможность в одних и тех же условиях действовать неоднократно. Когда мы предъявляли дошкольнику с ЗПР инструкцию к заданию, мы учитывали, что сложные инструкции им недоступны, поэтому мы четко, конкретно формулировали задачу, и предъявляли задание ребенку поэтапно, разделив его на части. Так же во

время работы мы обращали внимание на такую особенность дошкольников с ЗПР, как высокая степень истощаемости, которая может выражаться в возбуждении или утомлении, поэтому мы старались заниматься с каждым ребенком не больше 20-25 минут, чтобы у него не закрепился негативный опыт общения с педагогом.

Для того чтобы мотивировать детей во время занятий с книжкой- раскраской на протяжении всего процесса работы, за каждое выполненное задание мы давали положительную оценку, так же в конце занятия мы обязательно демонстрировали положительный итог работы дошкольника. Главное на занятие исключить ситуацию неудачи у дошкольника, чтобы процесс обучения вызывал только положительные эмоции.

Работу с дошкольниками с ЗПР по развитию графомоторных навыков мы проводили вначале в индивидуальной форме, далее уже использовали групповую форму. Индивидуальная форма работы позволяла правильно выстроить процесс развития графомоторных навыков, учитывая индивидуальные возможности ребенка, учитывая форму ЗПР, психолого- педагогические особенности ребенка, уровень развития мелкой моторики данного ребенка, благодаря этой форме работы мы делали акцент на компоненты графомоторной деятельности, которые недостаточно развиты у данного дошкольника.

 Работа состояла из двух частей: подготовительная и основная часть (работа в книжке-раскраске).

В подготовительную часть мы включили:

  • проведение пальчиковой гимнастики
  • либо проведение физкультминуток перед началом занятия, которые могут быть направлены на развитие быстроты действия ведущей руки или отдельных пальцев по словесному сигналу учителя-дефектолога;
  • штриховка: дошкольникам даются готовые «заготовки» в легкой форме – это прямоугольная форма, затем в более трудных формах – круглой и овальной (в основной части штриховка проводится в книжках-раскрасках);
  • упражнения на развитие и совершенствование способности к сохранению устойчивости позы пальцев рук в статических положениях (статическая координация движений): «Дом», «Коза», «Заяц», «Очки»,

«Гнездо»;

  • упражнения на развитие и совершенствование способности к переключению с одного движения на другое (динамическая координация движений): «Оса», «Летят птицы», «Цыпленок пьет воду», «Игра на пианино», «Погладим щенка», «Человечек»;
  1. упражнения с предметами на развитие моторики по образцу, по словесной инструкции и памяти: «Зашнуруй ботинки», «Застегни и расстегни на узнавание отдельных предметов «Найди мяч среди других предметов и раскрась его»;
  2. на узнавание контурных и силуэтных изображений;
  3. на узнавание перечеркнутых контурных изображений (анализируется устойчивость зрительного образа определенного предмета

«Посуда»), при узнавании изображения дошкольник раскрашивает его;

  1. на умения выделять контурные изображения, наложенные друг на друга (по теме «Овощи»), при выделении изображения дошкольник раскрашивает его;
  2. на узнавание недорисованных контурных изображений (анализируется возможность образного дорисовывания до целого изображения «Изображения фруктов», «Какие фигуры не дорисовал художник»);
  3. на узнавание изображения предмета по его какой-либо части

«Хвост и лапы собаки», при узнавании изображения дошкольник дорисовывает предмет до конца;

  1. на развитие зрительной памяти «Запомни рисунок и нарисуй такой же рядом» выполняется в книжке-раскраске.
  2. упражнения на развитие слухомоторной координации: «Громко- тихо», «Хлопни на звук».

В основную часть включены задания, которые проводятся в книжке- раскраске:

  • упражнения на развитие точности движений
  • рисование штрихов, каракулей, палочек –
  • штриховка: в зависимости от качества изображения предмета (цвета и формы) определяется качество штриховки;
  • упражнения на рисование предметов в динамике «Дует ветер», «Идет снег».

Так же в первую группу мы включили задания на:

  • скорость манипуляции мелкими предметами «Разложи пуговицы по коробкам»;
  • владение навыками вырезания – задание-вырезалка «Помоги улитке добраться до листочка».

Наша работа выстроена поэтапно и включает следующие упражнения в книжке-раскраске, которые включают наглядную ситуацию (картинку):

  1. обведение предметов по контуру в зависимости от темы занятия –

«Обведи морских обитателей»;

  1. рисование прямых линий: вертикальных, горизонтальных и наклонных
  2. рисование параллельных прямых, наклонных и пунктирных линий:
  3. проведение свободных   линий   в   различных   направлениях   –

«Нарисуй дорогу колобку»;

  1. продолжение линий с сохранением нужной системы простых соотношений – «Закончи рисовать линию»;
  2. рисование полуовалов (верхних, нижних, правых и левых): упражнение «Дорисуй шляпку гриба», «Дорисуй божью коровку», «Дорисуй черепаху»;
  3. рисование кругов и овалов: упражнение «Дорисуй гусеницу» – ритмичные круговые движения; упражнение «Дорисуй зайчика, нарисованного из овалов»;
  4. рисование волнистых линий
  5. рисование зигзагов
  6. выполнение петлеобразных линий в различных направлениях –

«Покажи, как мышки акробаты кувыркаются в воздухе»;

  1. проведение линий по точкам по данному образцу – методика

«Стежки», «Продолжи линию по образцу».

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок является актуальной в настоящее время. Исследования показывают, что двигательные нарушения детей с ЗПР предполагают необходимую коррекционно-развивающую работу по развитию общей и мелкой моторики, по развитию графомоторных навыков. Отклонения в развитии моторной сферы детей с ЗПР создают у дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда.

Таким образом исследования  подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений.

Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок возможно, если:

  • разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней, с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
  • подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
  • организованна самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской (под косвенным руководством).

Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием книжек-раскрасок и положительную динамику в развитии графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после ее реализации

Результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок.

Главная задача ППО:  формирование правильного графомоторного навыка у детей.

Таким образом, сформированный графомоторный навык позволит перейти к более сложным операциям, составляющим письмо. То есть от письма отдельных элементов прописных букв к письму букв, их соединений, к письму слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Считаем, предложенный нами опыт  в работе по развития графомоторных навыков является условием накопления ребёнком двигательного и практического опыта для дальнейшего успешного овладения грамотой, может быть рекомендован для дальнейшего использования в работе воспитателей, дефектологов и логопедов.

Список используемой литературы

  1. Акулиничева, А.Ф. Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития развитии [Текст] / А.Ф. Акулиничева // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.– Волгоград : Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества» 2010. – №1. – С. 102-105.
  2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – С. 94-100.
  3. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
  4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: методическое пособие к прописям [Текст] / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 2002. – 13 с.
  5. Бойко, Т.В. Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство подготовки руки к письму [Текст] / Т.В. Бойко // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.– Чебоксары : Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2015. – №1. – С. 156-160.
  6. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст] / О.Б. Иншакова // Пособие для логопеда в 2-х частях. – М. : Издательство «Владос», 2003. – 112 с.

Приложение 1.

Конспект индивидуальной деятельности учителя-дефектолога с ребенком 5-6 лет с ЗПР по развитию графомоторных навыков на тему

«Одежда и обувь»

Возрастная группа: ребенок 5-6 лет (старшая группа). Цель занятия: развитие графомоторных навыков.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук (с помощью палочек).
  2. Развивать        умение        штриховать        в        различных        направлениях        в ограниченном пространстве
  3. Развивать целостное восприятие.
  4. Воспитывать        чувство        ответственности        за        сделанную        работу, аккуратность.

Методы:        наглядно-демонстрационный,        словесный,        игровой, практический.

Приемы: вопросы, указание, упражнения, прием рисования по образцу.

Материалы        и        оборудование:        палочки,        картинки        для        выполнения заданий, карандаш.

Предварительная        работа:        разучивание        пальчиковой        гимнастики

«Варежки».

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Упражнение        на        умение        выделять        контурные        изображения, наложенные друг на друга «Одежда» (в книжках-раскрасках).
  3. Штриховка «Продолжи штриховку» (в книжках-раскрасках).
  4. Пальчиковая гимнастика «Варежки».
  5. «Продолжи        узор»        для        шапки        и        раскрась        его        (в        книжках- раскрасках).
  6. «Дорисуй вторую половину» и вырежи только зимний головной убор (в книжках-раскрасках).
  7. Выложи узор по памяти.
  8. Рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель-дефектолог: здравствуй, я очень рада тебя видеть. Давай посмотрим в окно, какое сейчас время года? А в чем сегодня пришла в детский сад ты? У тебя очень модные и красивые вещи.

Воспитанник: отвечает на вопросы учителя-дефектолога.

  1. Упражнение на умение выделять контурные изображения, наложенные друг на друга «Одежда»

Учитель-дефектолог: кто-то достал из своего шкафа всю одежду и перепутал её, давай посмотрим на картинку, какие вещи увидишь ты.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/211/240034/hello_html_mecc2348.gif

  1. Штриховка «Продолжи штриховку»

Учитель-дефектолог: Маша с родителями уехала на море, где очень жарко, они распаковали чемоданы, давай им поможем заштриховать летнюю одежду.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/036e/00054715-66a70825/hello_html_34e4727d.jpg

  1.         Пальчиковая гимнастика «Варежки»

Учитель-дефектолог: а сейчас мы отдохнем, повторяй быстрее за мной.

Воспитанник: выполняет пальчиковую гимнастику «Варежки» вместе с  учителем-дефектологом проговаривая слова:

«Даша варежки надела: «Ой, куда я пальцы дела?

Нету пальчиков, пропали, в свой домишко убежали» (воспитанник сжимает пальцы в кулачок).

Даша варежки сняла, а большого не нашла (воспитанник все пальцы разжимает, кроме большого).

Посмотрела Даша лучше, поглядите, я нашла! (воспитанник разгибает палец).

Ищешь, ищешь и найдешь, (воспитанник сжимает все пальцы в кулачок, кроме большого пальца)

Здравствуй пальчик как живешь?»

  1. «Продолжи узор» для шапки и раскрась его

Учитель-дефектолог: Дашина бабушка начала вязать ей шапку к новому году, но не знает какой сделать узор на шапке, давай ей поможем. Продолжи узор для шапки по образцу, а затем раскрась его.

http://itd3.mycdn.me/image?id=812757654005&t=20&plc=WEB&tkn=*czToFOJvrFLKQ3lX82I3QmQ-sJo

«Дорисуй вторую половину» и вырежи только зимний головной убор Учитель-дефектолог: я распаковала чемоданы с одеждой и заметила, что вторая половина рисунков не нарисована, помоги мне, пожалуйста, её дорисовать. Когда выполнишь задание, выбери из рисунков и вырежи зимний головной убор.

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/720/4720212_1270390827_clothes.jpg

  1. Выложи узор по памяти

Учитель-дефектолог: сейчас я выложу узор для варежек из палочек, ты внимательно посмотри на него и запомни. Затем я уберу его, а ты попробуй выложить точно такой же узор.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-319976-1456579405.jpg

  1. Рефлексия

Дефектолог: «Тебе понравилось наше занятие? Ты молодец, очень хорошо сегодня работала? Чему новому ты научились на занятие? Какие узоры тебе запомнились?».

Воспитанник: отвечает на вопросы учителя-дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образовани...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...

Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития

В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного у...