«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложнее. Поскольку количество детей с речевыми патологиями постоянно растет, возникает необходимость оказания квалифицированной целенаправленной психолого-педагогической помощи. Но зачастую мы сталкиваемся с тем фактом, что в современной науке и практике взгляды на преодоление трудностей овладения графо-моторными навыками остаются неточными и размытыми.
Таким образом, проблема формирования графо-моторных навыков в настоящее время становится все более актуальной.
Проблема исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек в условиях инклюзивного образования.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_defektologa.docx | 400.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 п. Мирный»
Опыт работы учителя – дефектолога в условиях инклюзивного образования
«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития
посредством книжек-раскрасок
в условиях инклюзивного образования».
Родина Зоя Геннадьевна
Учитель - дефектолог
Мирный
2022
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложнее. Поскольку количество детей с речевыми патологиями постоянно растет, возникает необходимость оказания квалифицированной целенаправленной психолого-педагогической помощи. Но зачастую мы сталкиваемся с тем фактом, что в современной науке и практике взгляды на преодоление трудностей овладения графо-моторными навыками остаются неточными и размытыми.
Таким образом, проблема формирования графо-моторных навыков в настоящее время становится все более актуальной.
Проблема исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек в условиях инклюзивного образования.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок будет эффективно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организована самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
- Выявить уровень развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования»
- Разработать и апробировать содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования».
. Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок в условиях инклюзивного образования ;
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что книжка-раскраска по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Изучив и проанализировав теоретические основы развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР, дефектолог ДОУ провел констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР.
На основе результатов констатирующего эксперимента, опираясь на положения гипотезы, приступили к формирующему эксперименту, направленному на развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасокв условиях инклюзивного образования.
Цель формирующего эксперимента – разработать содержание книжки- раскраски, организацию работы с ней и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.
В работе дефектолог опиралась на методические рекомендации С.Г. Шевченко по развитию графомоторных навыков, организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития.
На первом этапе были изучены содержание книжек-раскрасок для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Для детей дошкольного возраста представлен большой ассортимент книжек-раскрасок, выделяют следующие виды раскрасок: контурные, точечные, тематические, обучающие (буквы и цифры), игровые. В ходе ознакомления с книжками-раскрасками мы отметили, что содержание заданий в большинстве раскрасок однотипно, направлено на развитие лишь нескольких показателей графомоторной деятельности.
При разработке принцип систематичности и последовательности в подаче материала для комплексного развития графомоторного навыка. Опираясь, на разные уровни организации психических процессов детей с ЗПР, мы выстроили задания в содержании книжки-раскраски так, чтобы шло эффективное развитие сразу нескольких компонентов графомоторной деятельности.
В содержание книжки-раскраски по развитию графомоторных навыков мы включили следующие задания, сгруппированные по показателям на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений.
При организации коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР, учитывались особенности их развития и в связи с этим делали выбор форм работы с книжкой-раскраской, методов и приемов.
У детей с ЗПР наблюдается низкая степень устойчивости внимания, поэтому во время работы с книжкой-раскраской постоянно направляли внимание ребенка, задания подбирали доступные и понятные дошкольнику. Дети с такими особенностями в развитии долго осваивают способ деятельности, поэтому мы давали им возможность в одних и тех же условиях действовать неоднократно. Когда мы предъявляли дошкольнику с ЗПР инструкцию к заданию, мы учитывали, что сложные инструкции им недоступны, поэтому мы четко, конкретно формулировали задачу, и предъявляли задание ребенку поэтапно, разделив его на части. Так же во
время работы мы обращали внимание на такую особенность дошкольников с ЗПР, как высокая степень истощаемости, которая может выражаться в возбуждении или утомлении, поэтому мы старались заниматься с каждым ребенком не больше 20-25 минут, чтобы у него не закрепился негативный опыт общения с педагогом.
Для того чтобы мотивировать детей во время занятий с книжкой- раскраской на протяжении всего процесса работы, за каждое выполненное задание мы давали положительную оценку, так же в конце занятия мы обязательно демонстрировали положительный итог работы дошкольника. Главное на занятие исключить ситуацию неудачи у дошкольника, чтобы процесс обучения вызывал только положительные эмоции.
Работу с дошкольниками с ЗПР по развитию графомоторных навыков мы проводили вначале в индивидуальной форме, далее уже использовали групповую форму. Индивидуальная форма работы позволяла правильно выстроить процесс развития графомоторных навыков, учитывая индивидуальные возможности ребенка, учитывая форму ЗПР, психолого- педагогические особенности ребенка, уровень развития мелкой моторики данного ребенка, благодаря этой форме работы мы делали акцент на компоненты графомоторной деятельности, которые недостаточно развиты у данного дошкольника.
Работа состояла из двух частей: подготовительная и основная часть (работа в книжке-раскраске).
В подготовительную часть мы включили:
- проведение пальчиковой гимнастики
- либо проведение физкультминуток перед началом занятия, которые могут быть направлены на развитие быстроты действия ведущей руки или отдельных пальцев по словесному сигналу учителя-дефектолога;
- штриховка: дошкольникам даются готовые «заготовки» в легкой форме – это прямоугольная форма, затем в более трудных формах – круглой и овальной (в основной части штриховка проводится в книжках-раскрасках);
- упражнения на развитие и совершенствование способности к сохранению устойчивости позы пальцев рук в статических положениях (статическая координация движений): «Дом», «Коза», «Заяц», «Очки»,
«Гнездо»;
- упражнения на развитие и совершенствование способности к переключению с одного движения на другое (динамическая координация движений): «Оса», «Летят птицы», «Цыпленок пьет воду», «Игра на пианино», «Погладим щенка», «Человечек»;
- упражнения с предметами на развитие моторики по образцу, по словесной инструкции и памяти: «Зашнуруй ботинки», «Застегни и расстегни на узнавание отдельных предметов «Найди мяч среди других предметов и раскрась его»;
- на узнавание контурных и силуэтных изображений;
- на узнавание перечеркнутых контурных изображений (анализируется устойчивость зрительного образа определенного предмета
«Посуда»), при узнавании изображения дошкольник раскрашивает его;
- на умения выделять контурные изображения, наложенные друг на друга (по теме «Овощи»), при выделении изображения дошкольник раскрашивает его;
- на узнавание недорисованных контурных изображений (анализируется возможность образного дорисовывания до целого изображения «Изображения фруктов», «Какие фигуры не дорисовал художник»);
- на узнавание изображения предмета по его какой-либо части
«Хвост и лапы собаки», при узнавании изображения дошкольник дорисовывает предмет до конца;
- на развитие зрительной памяти «Запомни рисунок и нарисуй такой же рядом» выполняется в книжке-раскраске.
- упражнения на развитие слухомоторной координации: «Громко- тихо», «Хлопни на звук».
В основную часть включены задания, которые проводятся в книжке- раскраске:
- упражнения на развитие точности движений
- рисование штрихов, каракулей, палочек –
- штриховка: в зависимости от качества изображения предмета (цвета и формы) определяется качество штриховки;
- упражнения на рисование предметов в динамике «Дует ветер», «Идет снег».
Так же в первую группу мы включили задания на:
- скорость манипуляции мелкими предметами «Разложи пуговицы по коробкам»;
- владение навыками вырезания – задание-вырезалка «Помоги улитке добраться до листочка».
Наша работа выстроена поэтапно и включает следующие упражнения в книжке-раскраске, которые включают наглядную ситуацию (картинку):
- обведение предметов по контуру в зависимости от темы занятия –
«Обведи морских обитателей»;
- рисование прямых линий: вертикальных, горизонтальных и наклонных
- рисование параллельных прямых, наклонных и пунктирных линий:
- проведение свободных линий в различных направлениях –
«Нарисуй дорогу колобку»;
- продолжение линий с сохранением нужной системы простых соотношений – «Закончи рисовать линию»;
- рисование полуовалов (верхних, нижних, правых и левых): упражнение «Дорисуй шляпку гриба», «Дорисуй божью коровку», «Дорисуй черепаху»;
- рисование кругов и овалов: упражнение «Дорисуй гусеницу» – ритмичные круговые движения; упражнение «Дорисуй зайчика, нарисованного из овалов»;
- рисование волнистых линий
- рисование зигзагов
- выполнение петлеобразных линий в различных направлениях –
«Покажи, как мышки акробаты кувыркаются в воздухе»;
- проведение линий по точкам по данному образцу – методика
«Стежки», «Продолжи линию по образцу».
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок является актуальной в настоящее время. Исследования показывают, что двигательные нарушения детей с ЗПР предполагают необходимую коррекционно-развивающую работу по развитию общей и мелкой моторики, по развитию графомоторных навыков. Отклонения в развитии моторной сферы детей с ЗПР создают у дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда.
Таким образом исследования подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений.
Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок возможно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней, с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организованна самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской (под косвенным руководством).
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием книжек-раскрасок и положительную динамику в развитии графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после ее реализации
Результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок.
Главная задача ППО: формирование правильного графомоторного навыка у детей.
Таким образом, сформированный графомоторный навык позволит перейти к более сложным операциям, составляющим письмо. То есть от письма отдельных элементов прописных букв к письму букв, их соединений, к письму слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Считаем, предложенный нами опыт в работе по развития графомоторных навыков является условием накопления ребёнком двигательного и практического опыта для дальнейшего успешного овладения грамотой, может быть рекомендован для дальнейшего использования в работе воспитателей, дефектологов и логопедов.
Список используемой литературы
- Акулиничева, А.Ф. Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития развитии [Текст] / А.Ф. Акулиничева // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.– Волгоград : Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества» 2010. – №1. – С. 102-105.
- Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – С. 94-100.
- Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: методическое пособие к прописям [Текст] / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 2002. – 13 с.
- Бойко, Т.В. Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство подготовки руки к письму [Текст] / Т.В. Бойко // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.– Чебоксары : Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2015. – №1. – С. 156-160.
- Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст] / О.Б. Иншакова // Пособие для логопеда в 2-х частях. – М. : Издательство «Владос», 2003. – 112 с.
Приложение 1.
Конспект индивидуальной деятельности учителя-дефектолога с ребенком 5-6 лет с ЗПР по развитию графомоторных навыков на тему
«Одежда и обувь»
Возрастная группа: ребенок 5-6 лет (старшая группа). Цель занятия: развитие графомоторных навыков.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук (с помощью палочек).
- Развивать умение штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве
- Развивать целостное восприятие.
- Воспитывать чувство ответственности за сделанную работу, аккуратность.
Методы: наглядно-демонстрационный, словесный, игровой, практический.
Приемы: вопросы, указание, упражнения, прием рисования по образцу.
Материалы и оборудование: палочки, картинки для выполнения заданий, карандаш.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики
«Варежки».
План занятия:
- Организационный момент.
- Упражнение на умение выделять контурные изображения, наложенные друг на друга «Одежда» (в книжках-раскрасках).
- Штриховка «Продолжи штриховку» (в книжках-раскрасках).
- Пальчиковая гимнастика «Варежки».
- «Продолжи узор» для шапки и раскрась его (в книжках- раскрасках).
- «Дорисуй вторую половину» и вырежи только зимний головной убор (в книжках-раскрасках).
- Выложи узор по памяти.
- Рефлексия.
Ход занятия
- Организационный момент
Учитель-дефектолог: здравствуй, я очень рада тебя видеть. Давай посмотрим в окно, какое сейчас время года? А в чем сегодня пришла в детский сад ты? У тебя очень модные и красивые вещи.
Воспитанник: отвечает на вопросы учителя-дефектолога.
- Упражнение на умение выделять контурные изображения, наложенные друг на друга «Одежда»
Учитель-дефектолог: кто-то достал из своего шкафа всю одежду и перепутал её, давай посмотрим на картинку, какие вещи увидишь ты.
- Штриховка «Продолжи штриховку»
Учитель-дефектолог: Маша с родителями уехала на море, где очень жарко, они распаковали чемоданы, давай им поможем заштриховать летнюю одежду.
- Пальчиковая гимнастика «Варежки»
Учитель-дефектолог: а сейчас мы отдохнем, повторяй быстрее за мной.
Воспитанник: выполняет пальчиковую гимнастику «Варежки» вместе с учителем-дефектологом проговаривая слова:
«Даша варежки надела: «Ой, куда я пальцы дела?
Нету пальчиков, пропали, в свой домишко убежали» (воспитанник сжимает пальцы в кулачок).
Даша варежки сняла, а большого не нашла (воспитанник все пальцы разжимает, кроме большого).
Посмотрела Даша лучше, поглядите, я нашла! (воспитанник разгибает палец).
Ищешь, ищешь и найдешь, (воспитанник сжимает все пальцы в кулачок, кроме большого пальца)
Здравствуй пальчик как живешь?»
- «Продолжи узор» для шапки и раскрась его
Учитель-дефектолог: Дашина бабушка начала вязать ей шапку к новому году, но не знает какой сделать узор на шапке, давай ей поможем. Продолжи узор для шапки по образцу, а затем раскрась его.
«Дорисуй вторую половину» и вырежи только зимний головной убор Учитель-дефектолог: я распаковала чемоданы с одеждой и заметила, что вторая половина рисунков не нарисована, помоги мне, пожалуйста, её дорисовать. Когда выполнишь задание, выбери из рисунков и вырежи зимний головной убор.
- Выложи узор по памяти
Учитель-дефектолог: сейчас я выложу узор для варежек из палочек, ты внимательно посмотри на него и запомни. Затем я уберу его, а ты попробуй выложить точно такой же узор.
- Рефлексия
Дефектолог: «Тебе понравилось наше занятие? Ты молодец, очень хорошо сегодня работала? Чему новому ты научились на занятие? Какие узоры тебе запомнились?».
Воспитанник: отвечает на вопросы учителя-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образовани...
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...
Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития
В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного у...