Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.odt | 30.07 КБ |
kon.odt | 28.23 КБ |
skazkoterapiya_v_zanyatiyah_uchitelya-logopeda.odt | 34.9 КБ |
grafo_-_motrnye_navyki.odt | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР, ФФН
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
На тему: «Зимующие птицы»
Описание хода занятия, направленного на закрепление звуков /С/, /С / на лексико- грамматическом материале, на развитие связной речи, расширении объема зрительного и слухового внимания и памяти.
Цель:
Коррекцнонно-образовательные:
- Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающих понятий «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в спонтанной речи детей;
- Закрепление умения делить слова на слоги;
- Развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
- Развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;
- Совершенствование грамматического строя речи: согласовывать существительное с числительным.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мышления детей на материале описательных загадок;
- Развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
- Развивать тактильные ощущения и психологические процессы - мышление, память, внимание.
- Развитие общей и межой моторики пальцев рук. Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Оборудование: Письмо с буквами и цифрами, предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц, модель птицы (детали), опорная схема для составления рассказа по теме «Зимующие птицы», Д.и. «Назови по части целое», Д.и. «Составь слово», губки на каждого ребенка, простые карандаши и листы бумаги для штриховки, картинка с изображением буквы С. Предварительная работа:
- Рассматривание предметных картинок с изображением птиц.
- Наблюдение за птицами, чтение художественной литературы.
- Поделки-оригами, аппликация, рисование разных видов птиц.
Лексический материал: Синица, снегирь свиристель, сорока, воробей, сова, клест, кормушка, корм, зимующие, перелетные,...
Дети к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся
1. Организационный момент
- повторения стихотворения
Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, это время года ОСЕНЬЮ зовется. JI. Осень наступила. Перелетные птицы улетают в теплые края. = Почему перелетные птицы улетают в теплые края? Д. Птицам холодно и голодно, так как они питаются насекомыми. Во время беседы в группу влетает воздушный шарик с письмом от совы = Дети посмотрите это письмо. От кого оно?
2. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез.
От кого письмо, мы узнаем расставив цифры по порядку (ОВСА 3124 /СОВА/) Давайте вспомним какая она (дети вмести с логопедом выполняют упражнения)
3. Кинезиологическая гимнастика
Совушка - сова,
Указательными и большими пальцами оттягивают мочки ушей вниз
Большая голова Имитируют завязывание узелка под подбородком На суку сидит,
Руки кладутся на противоположное плечо и поглаживают от плеч к кистям
Во все стороны глядит. Медленно поворачивают голову (вправо, влево), руки на поясе
4. Чтение письма
Послушайте, что написано в письме.
5. Загадки. Работа над предлогами. «Найди и назови птицу»
Какие птицы заколдованы, мы узнаем из загадок.
Дети отгадывают загадки и определяют место нахождения птицы /Снегирь сидит на ветке. Синица летит над деревом./
- - Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять (СНЕГИРЬ)
- У меня, друзья, привычка - как начнутся холода, прилетаю я сюда. Белые щечки - синяя спинка, остренький клювик - собой невеличка Желтая грудка - это (СИНИЦА)
- Что за птица, мороза не боится, хоть снега лежат везде, У неё птенцы в гнезде? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым -«Клё! Клё! Клё!»- поёт со свистом. (КЛЁСТ)
- Северные гости клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, на головах-хохолки! (СВИРИСТЕЛИ)
- Кто присев на толстый сук, спрятался в зелёной кроне
И летает только ночью и схватить мышонка хочет? (СОВА)
- Угадайте, что за птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится-собирает крошки. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Кто летает, кто стрекочет -Рассказать нам новость хочет? (СОРОКА)
Какой звук встретился в каждом названии птиц (звук /С/).
Правильно, а в слове синичка (звук /С /)
На дереве есть еще птица (воробей)
Посмотрите на дерево, есть еще птица, но про нее я не загадала загадку. Почему? (в слове воробей нет звуков /С/, /С /)
6. Словотворчество.
Загадки вы отгадали хорошо, а теперь сочините о птичках чистоговорки.
Ока-ока-ока громко трещит СОРОКА.
Стель-стель-стель поёт СВИРИСТЕЛЬ.
Лёст-лёст-лёст шишки потрошит КЛЕСТ.
Ва-ва-ва на суку сидит СОВА.
Гирь-гирь-гирь сидит на рябине СНЕГИРЬ.
Ица-ица-ица скачет желтогрудая СИНИЦА.
7. Физминутка «Птички».
Дети выполняют движения, повторяя за логопедом.
А теперь все дружно встали словно птички помахали
Имитируют руками взмахи крыльев Птички прыгают, летают.
Прыжки на месте, взмахи руками. Птички крошки собирают.
Наклоны вперед, пальцами рук, собранными вместе Птички зернышки клюют
Постукивание по коленям Клювики почистили,
Самомассаж кистей рук Перья распушили
Раскачивание корпусом, руки отведены назад Сели посидели,
Присесть с отведенными назад руками Дальше полетели
Дети подходят к логопеду
8. Согласование существительного с числительным
Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки. Вот и у нас кормушка. Давайте узнаем, какие птицы прилетели к нашей кормушке.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Две синицы, воробей, шесть сорок, шесть свиристелей,
Снегирь, клест и совушка всем хватило зернышек.
На доске картинка с изображением кормушки, птиц (2 синицы, воробей, 6 сорок, 6 свиристелей, снегирь)
9. Развития навыков чтения, внимания.
Много птиц прилетало к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкормиться. Птички прилетали перья побросали. У каждой птицы перья своего цвета, а на перышках написаны слоги. Что бы узнать чем любит лакомится птичка, нужно из слогов сложить слова и прочитать их.
Дети вместе с логопедом прочитывают слоги, составляют слова.
- Как можно назвать все слова которые получились из перышек одним словом?
(еда, корм, пища)
Для кого этот корм? (для птиц)
Чей это корм? (птичий корм)
Чья это пища? (птичья пища)
10.Развитие связной речи
Птицы поклевали приготовленные для них угощения и улетели. Остались только СИНИЦА, СНЕГИРЬ, СОВА
Давайте расскажем о этих птицах, а поможет нам схема. На магнитной доске опорная схема описательного рассказа
10. Закрепление материала.
Образование слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом.
А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
Ласковое слово - что солнышко.
11. Игра «Назови ласково»
Птица - птичка, пташка Снегирь - снегирек, снегиречек Синица - синичка Сова - совушка
Молодцы! Услышали птички ласковые слова и стали оттаивать (расколдовываться).
12. Итог занятия
- Логопед в беседе уточняет, о ком сегодня шла речь на занятии, (о зимующих птицах)
- Какие звуки были в названии всех птиц
(в названии зимующих птиц, нам встречались звуки /С/,/С /)
- Посмотрите какие интересные птицы у вас на столах. Эти птицы состоят из букв. Из каких букв составлены эти птицы?
На столах у детей (птицы), сделанные из букв С, с помощью наждачной бумаги наклеенной на картон. (птицы составлены из букв С)
- Давайте посчитаем, проведя пальчиком по каждой букве. Сколько букв поместилось в птичку?
(птичка состоит из .... букв С )
- Молодцы! И с этим заданием вы справились.
У вас на столе находится еще птичка. Нарисуйте ей перышки с помощью букв С. Сова хотела бы отблагодарить, таких смелых и дружных ребят и прислала вам гостинцы из леса.
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Знакомство со звуком Ш»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- научить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам,
- закрепить навык правильной артикуляции звука [ш] с включением всех анализаторов;
- совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
- упражнять детей в деления слов на слоги;
- упражнять в составлении предложений
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, слуховое внимание;
- Обогащать словарный запас детей;
- развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
- развивать творческие способности;
- тренировать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение выполнять игровые правила;
- учить доводить начатое дело до конца;
- побуждать включаться в совместную игровую ситуацию ;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность
Оборудование: зеркала, кукла Маша; предметные и сюжетные картинки со звуком [ш]
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Собрались все дети в круг,
я — твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Каждый день всегда, везде: на занятиях, в игре
Верно, четко говорим, никуда мы не спешим.
Ребята у нас сегодня необычное занятие,
к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
2. Введение в тему
Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Звучит песня «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». А к кому мы сейчас пойдем узнаем, если правильно выложим картинку. Возьмите на столе кусочки картинки и попробуйте собрать пазл. Сегодня мы отправимся в гости к Мише на день рождения. А с кем же мы пойдем? (С Машей)
Но сначала нужно сделать зарядку.
3. Артикуляционная гимнастика
Утром солнышко проснулось, ярко светит Маше в «окно»
Окно закрыто занавеской «забор»
Маша открыла глаза и пошла «чистить зубы»
Затем позавтракала чаем с «вареньем», «блинами», «баранками»
Пила чай из красивой «чашки»
4. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звука /Ш/
Маше помешали делать зарядку мыши,они тоже просили взять их с собой и стали громко шептать.
Ша-ша-ша наша Маша хороша (радостно)
Ши-ши-ши мыши тоже хороши
Шу-шу-шу мы поздравим Мишу(вопросительно)
Шку-шку-шку подарим рубашку и игрушку (утвердительно)
Шку-шку-шку поедим картошку, плюшку, ватрушку
Шке-шке-шке поиграем на гармошке
Шки-шки-шки хорошо у Мишки. (радостно)
А один маленький мышонок подбежал к Маше и на ушко прошептал шу-шу-шу.
5. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.
Какие звуки прошептал мышонок Маше? (Ш У)
А давайте к этим звукам добавим звук М,что же получится?
Да, мыши так громко шептали что получился ШУМ.
Какой первый звук в слове ШУМ?
Давайте разберем это слово по звукам – ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»?
6. Характеристика звука /Ш/
Давайте расскажем Маше про этот звук
(согласный /потому, что встречает преграду/, глухой, всегда твердый /синий/)
Мы не можем звук увидеть и не можем в руки взять,
Звук мы можем только слышать, а еще его сказать,
С ним немножко поиграть.
Давайте пошипим как змея.
- Выделение слов со звуком /Ш/ из ряда слов
Но на день рождения не ходят без подарка, и Маша задумалась, какой же подарок понравится Мише. Маша набрала очень много подарков и не знала что выбрать.
Помогите Маше отобрать нужные подарки которые имеют звук /Ш/.
Шар,шоколад, погремушка,чашка, ковш,карандаш, /коньки, лыжи, и т.д./
8. Определения места звука в слове
Молодцы! Помогли Маше подобрать нужные подарки для Миши. А Маша решила их довезти до Миши на машине с прицепом
Разложите подарки по прицепам машины, в соответствии с позицией звука (начало, середина, конец)
Шар, шоколад Погремушка, чашка Ковш, карандаш
Сколько подарков мы приготовили для Миши?(6)
9. Физкультминутка
Завели машину, ш-ш-ш, накачали шины ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей и поехали быстрей, ш-ш-ш
Едим, едим на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем, пристольно мы смотрим в даль.
«Дворники» очистят стекла, влево, вправо, чистота!
Волосы взъерошил ветер, мы шоферы хоть куда!
По извилистой тропинке, потихоньку едем мы,
Ш-ш-ш машина не спеши, в гости к мишке нас вези.
10. Дыхательная гимнастика
Вот мы и в лесу, давайте подышим лесным воздухом,
закроем глаза вдох носом, выдох ртом.
Чем пахнет в лесу? (хвоей)
11. Произношение звука /Ш/ в словах
Вот летит шмель. Я тоже собрался на день рождение к Мишке.
Помогите мне собрать цветы для Мишки со звуком /Ш/.
(Ромашка, ландыш, кашка, кувшинки, кубышки, /тюльпан, роза, нарцис/)
12. Образование формы родительного падежа, множественного числа существительных
И кукушка прилетела, не хочет нас пропускать в волшебный лес к Мишке.
Она просит нас выполнить задание. Кукушка любит говорить про все предметы в множественном числе (шкафы, мешки, шубы, машин, лягушек)
Выполнили задания кукушки, молодцы!
13. Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме
Давайте дальше в лесу пойдем, там лягушку-квакушку мы найдем.
Лягушка сама маленькая и называет все предметы ласково. В обруч как на кочку по двое встанем там картинки мы найдем, ласково их назовем (зима, хлеб, хозяйка, корова, солнце)
Что изображено на твоей картинке? /зима/, второй называет ласково /зимушка/
14. Развитие мелкой моторики (игра с шариками)
Выбрались мы из болота, дальше в лес идти охота? (Да)
Вот зайчишка-шалунишка, он принес нам с елки шишки.
Один, два, три, четыре, пять шишки будем мы катать.
Шишки будем мы катать один, два, три, четыре, пять
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
По ладошке прокачу и ее пощекачу.
Шишку по кругу катаю и ладошку разминаю
И по пальцам покачу каждый я пощекачу
Верх-вниз, верх-вниз ты по пальчику катись
Сильно шишку я сожму, подержу и разожму.
Шишкой я круги катаю, взад вперед его гоняю
Ей поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальчиком прижму, и другой рукой начну
Один, два, три, четыре, пять буду шишку я держать
А теперь последний трюк мы катаем между рук.
С шишками мы поиграли, петушка мы услыхали, значит близок мишкин дом. Скоро мы к нему придем.
К избушки Мишки мы пришли, в ней порядка не нашли. Разбросала кошка у Мишки тут немножко.
15. Закрепления звука /Ш/ в стихах
Накормила Маша кошку, кашей из плошки
Чтобы кошка не шалила, а с мышами в ловишки играла.
16. Деление слов со звуком /Ш/ на слоги
Кошку накормили, а беспорядок остался. Помогите Мишке разложить вещи по шкафам. Но складывать в шкафы нужно в определенном порядке. Сколько слогов в слове, в шкаф с таким же количеством полок можем положить вещь. Мы выполняли задания лягушонка, теперь он решил помочь нам. Берете картинку и узнаете сколько там слогов с помощью хлопков, затем помещаете в нужный шкаф.
- Шарф, мышь, брошь
- Штаны, шорты, шуба, шапка, шишка, шнурки, шляпа
- Машинка, матрешка, катушка, манишка, карандаш
Вот и помогли Мишутке.
17. Падежное управление. Развитие фонематического восприятия.
Кто это у меня в руках? (мишутка)
У меня нет кого? (мишутки)
Я шепчу на ушко кому? (мишутке)
Я смотрю на кого? (на мишутку)
Мы любуемся кем?(мишуткой)
Мы говорим о ком? (мишутке)
Мишутка к столу нас приглашает, угощенья накрывает (объемные угощения из соленого теста)
Посмотрите и расскажите пожалуйста, чем вас решил угостить Мишутка.
Вишни, груши, плюшки, сушки, ватрушки, лепешки, шиповник, шоколад.
Во всех словах есть звук /Ш/.
А какие угощения есть еще со звуком /Ш/? (лапша, гуляш, лаваш, пышка, шаурма)
А какой сок получится из вишни? (вишневый)
А какой чай будем пить из шиповника? (шиповниковый)
18. Востановление предложения
А теперь давайте послушаем Мишкину историю.
Писал однажды Мишка письмо дедушке, а помогала ему кошка с петушком.
Прочитал дедушка письмо и растроился что Мишутка был невнимательным.
Помогите дедушке понять о чем написал Мишка.
« Наша мышка поймала кошку.»
«Камешек нашел кошку»
«В картошку положили мешок»
«На шубу вешают вешалку»
«Ландыш нюхал петушка»
«На сосне висели мышки»
«Машинка подарила мишку»
19. Итог занятия
- А вы были внимательны на занятии?
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Он какой?
- Давайте вспомним какие слова со звуком Ш нам встречались на пути.
20. Сюрпризный момент
Но игрушечные угощения мы оставим игрушечным героям нашего занятия, а вам Мишутка передал шкатулку с (отгадайте загадку) шоколадками.
Какао с сахаром смешают, гостей, детишек угощают, Расчерчен на квадратики, завёрнут в серебро, |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по сказкотерапии для детей подготовительной логопедической группы
«Сказка о маленьком мышонке»
Цели и задачи:
- Обучающие:
- знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;
- пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;
- обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.
- Коррекционные:
- автоматизация поставленных и исправленных звуков, работа над слоговой структурой, просодической стороной речи (развитие плавной, размеренной, ритмизированной, интонационно окрашенной), мимикой, связной, диалогической, монологической речью;
- обогащение активного словаря новыми понятиями, лексико-грамматическими категориями.
- Воспитательные:
- воспитание коллективизма, усидчивости, активности, умения работать в команде, уверенности во время публичного выступления;
- развитие коммуникативных и толерантных способностей, желания принимать участие в общем деле, приносить радость близким: своим сверстникам, педагогам, родителям, детям младших групп.
Работа с родителями. Привлечь родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.
Предварительная работа.
Познакомить детей с текстом произведения, объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов, распределение ролей, чтение сказки по ролям, работа над мимикой, пантомимикой, интонациями.
Действующие лица:
Мышка — мать, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка, хорек, две белки, еж, ежиха, сова, мышата, рассказчик, пес, козлик, бык
Рассказчик
Жил да был малыш — мышонок, капризуля просто жуть!
Мышь
Спать пора! Уснул теленок, и тебе пора уснуть.
В теплой норке спят мышата, спит за печкою сверчок,
Спят у речки камышата, спит на грядке кабочек.
Спят усталые ромашки, и полянки тоже спят.
Спят под листиком букашки, ручейки во сне журчат.
Мышонок
Не хочу я спать несколько!
Мышь
Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
Баю — баю, мой мышонок …
мышонок
Голосок твой слишком тонок. Лучшу, мама, не пищи, ты мне няньку поищи!
Рассказчик
Позвонила мышка — мать, стала утку в няньки звать.
Мышь
Приходи к нам, тетя утка, нашу детку покачать!
Утка
Здраствуй, деточка! Я утка!
Кря — кря — кря! Усни, малютка!
После дождика в саду, червячка тебе найду!
Спи скорее засыпай, червячков во сне копай!
Мышонок
Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поешь!
Рассказчик
Позвонила мышка- мать, стала жабу в няньки звать.
Мышь
Приходи к нам, тетя жаба, нашу детку покачать!
Жаба
Ква — ква — ква, не надо плакать,
Разводить в кроватке слякоть!
Спи, мышонок, до утра, дам тебе я комара,
Дам сороконожку, дам жука и мошку!
Мышонок
Нет, твой голос нехорош, слишком скучно ты поешь!
Рассказчик
позвонила мышка - мать.
Мышь
Приходи к нам, дядя козлик нашу детку покачать.
Козлик
Ме — ме — ме! А в своем ли ты уме?
Закрывай скорее глазки, расскажу тебе я сказку.
Рассказчик
Глупый маленький мышонок говорит ему спросонок
Мышонок
Нет, твой голос не хорош — так тоскливо ты поешь
Рассказчик
Позвонила мышка- мать стала лошадь в няньки звать.
Мышь
Приходи к нам, тетя лошадь, нашу детку покачать!
Лошадь
Здравствуй, крошка! Я лошадка! Спи, мышонок, сладко — сладко
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок!
Не уснешь, копытом, буду бить в корыто!
Мышонок
Нет, твой голос нехорош. Слишком страшно ты поешь!
Рассказчик
Позвонила мышка — мать
Мышь
Приходи к нам, бык рогатый, нашу детку покачать.
Бык
Му — му — му! Я, мышонок не пойму:
Почему ты всех зовешь, почему ты не уснешь?
Рассказчик
Глупый маленький мышонок говорит ему спросонок
Мышонок
Нет, твой голос не хорош, ты мычишь, а не поешь.
Рассказчик
Позвонила мышка — мать стала свинку в гости звать
Мышь
Приходи к нам, тетя свинка, нашу детку покачать!
Свинья
Буду, буду хрюкать, деточку баюкать!
Баю — баюшки — хрю — хрю, две морковки подарю
И ведро помоев! Спи, ну, что ж такое!
Мышонок
нет, твой голос нехорош.очень грубо ты поешь!
Рассказчик Позвонила Мышка-мать, стала псика к Мышонку звать: Мышка: Приходи к нам, пес-Барбос, нашу детку покачать Рассказчик Пес залаял Пес Баю-бай, сторожить мне не мешай,
Здесь лежу я у забора, стерегу я двор от вора. Рассказчик
Глупый маленький мышонок говорит ему спросонок Мышонок Нет, твой голос не хорош! Ты громко лаешь, не поешь! Рассказчик Позвонила мышка — мать, стала клушу в гости звать. Мышь Приходи к нам, тетя клуша, нашу детку покачать!
Курица
Здраствуй, детка! Я наседка!
Куд — куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, там и тихо и тепло.
Мышонок
Это сущая беда! Нет, твой голос нехорош, этак вовсе не уснешь!
Рассказчик
Позвонила мышка — мать, стала щуку в гости звать.
Мышь
Приходи к нам, тетя щука, нашу детку покачать!
Мышонок
Где же песня, тетя щука? Не услышал я не звука!
Нет, твой голос нехорош. Слишком тихо ты поешь!
Рассказчик позвонила мышка — мать стала кошку в гости звать.
Мышь
Приходи к нам, тетя кошка, нашу детку покачать!
Кошка
Здраствуй, сладенький! Я кошка!
Мяу — мяу, спи мой крошка! Мяу — мяу, чтобы спать,
Не нужна тебе кровать, не нужна подушка, спи моя игрушка!
Мышонок
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поешь
Рассказчик
Прибежала мышка — мать, поглядела на кровать,
Ищет своего мышонка, а мышонка не видать.
Глупый маленький мышонок просто в садик не ходил.
Ну, а если бы ходил, то бы всех нас научил:
Мышка с кошкой — не друзья, им вдвоем дружить нельзя.
Что же в сказке дальше было мы увидем в тот же час.
Продолжаем свой рассказ. Унесла мышонка кошка.
Мышонок
Отпусти
Кошка
Не бойся крошка, поиграем час другой,
В кошки — мышки, дорогой! Ну давай, малыш, смелее!
Мышонок
Я, наверно, не умею! В кошки — мышки наша мать
Не велела нам играть.
Кошка
Ну, а мне какое дело, что она вам не велела?
Поиграй со мной, мой свет! Ты играешь или нет?
Мышонок
Поиграл бы я немножко, только чур я буду кошкой!
Ты же, кошка хоть на час, мышкой будь на этот раз!
Кошка
Вот еще! Я кошка мурка! Слушай, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть, мышке кошкой не бывать!
Не уйти тебе от мурки!
Мышонок
Ну, тогда сыграем в жмурки, завяжи глаза платком
И лови меня потом
Кошка
Ладно! Завяжи мне глазки!
Мышонок
Ты глядишь из — под повязки. Не дала мне отбежать, а уже когтями — хвать!
Рассказчик
Кошке — смех, мышонку горе, но нашел он щель в заборе
Сам не знает, как пролез. Был мышонок и исчез.
Кошка
Мяу — мяу, где ты, крошка? Заигрались мы немножко
Покажись скорей, мой свет!
Мышонок
Там, где был, меня уж нет!
Рассказчик
Покатился он с пригорка, видет: маленькая норка
В этой норке жил зверек — длинный узенький хорек.
Был он вором и пролазой и, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень. Вот пришел хорек с охоты.
Хорек
Отвечай скорее, кто ты? Коль попал ко мне в нору, поиграй в мою игру!
Мышонок
В кошки — мышки или в жмурки? Поиграем, я ведь юркий!
Хорек
Нет, не в жмурки. Мы, хорьки, больше любим «уголки»
Мышонок
Что ж, сыграем но сначала посчитаемся, пожалуй.
Я зверек, и ты зверек, я мышонок, ты хорек
Ты хитер, а я умен, кто умен, тот вышел вон!
Рассказчик
Рассердившись на мышонка, побежал хорек в догонку,
А мышонок — прямо в лес и под старый пень залез.
Мышонок
Кто там прыгает?
Белки
Мы, белки!
- выходи играть в горелки!
- Самый шустрый победит!
Мышонок
Без игры спина горит!
Рассказчик
В это время по дорожке, шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож, назывался зверь тот еж.
А на встречу шла ежиха, вся в иголках, как портниха.
Еж
Я большой колючий еж! От меня ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка, с ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду. Выходи скорей я жду!
Ежиха
Да, мы ждем! Ты, что не слышишь?
Мышонок
Слышал
Еж
Почему ж не вышел?
Мышонок
Не хочу я в чехарду: на иголки попаду!
Рассказчик
Долго ждали еж с ежихой, а мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов, прошмыгнул — и был таков!
Перевел он дух едва, глядь, к нему летит сова!
Мышонок
Как снаряд по небу мчится, то ли кошка, то ли птица,
Вся рябая , клюв крючком, перья пестрые торчком.
А глаза горят как плошки, вдвое больше, чем у кошки!
Сова
Я тебя поймаю! Ух!
Белка
Быстро прячься под лопух!
Рассказчик
А сова все ближе, ближе, а сова все ниже, ниже
Сова
Я — царица тьмы ночной! Поиграй же ты со мной!
Мышонок
Я согласен только в прятки!
Мышонок
Побежали?
Белка
Без оглядки!
Мышонок
Мягко в скошеной траве, не найти меня сове!
Рассказчик
До утра сова искала, утром видеть перестала.
Села старая на дуб и глазами — луп да луп.
А мышонок вымал рыльце, без водички и без мыльца
И пошел искать свой дом, где остались мать с отцом.
Мышонок
Солнце светит на дорожку, в небе радуга цветет.
Ни одна на свете кошка, лучше мамы не поет!
Я капризничать не стану, ни за что и никогда.
Если есть на свете мама, остальное еренда!
Рассказчик
Шел он, шел, взошол на горку, и свою увидел норку.
Рассказчик
То-то рада мышка-мать ну мышонка обнимать.
Мышонок
Эй, сестрички и братишки! Поиграем в мышки — мышки?
Для мышонка, детвора, это лучшая игра!
Рассказчик
Обойди весь мир вокруг, только знай заранее:
Не найдешь теплее рук, и нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз, ласковей и строже.
Мама каждому из нас, всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг обойди по свету:
Мама — самый лучший друг, лучше мамы — нету!
Учет детей по годам МБДОУ №34 для прохождения диспансеризации за 2018г.
Месяц/ год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Всего |
Январь | - | 2 | 3 | 3 | 5 | 1 | 14 |
Февраль | - | 2 | 5 | 6 | 2 | - | 15 |
Март | - | 6 | 2 | 3 | 5 | 1 | 17 |
Апрель | - | 4 | 2 | 8 | 5 | 1 | 20 |
Май | - | 5 | 5 | 3 | 6 | 1 | 20 |
Июнь | - | 3 | 4 | 5 | 4 | - | 16 |
Июль | - | 9 | 4 | 2 | 4 | - | 19 |
Август | - | 13 | 4 | 4 | 6 | 1 | 28 |
Сентябрь | - | 5 | 14 | 3 | 4 | - | 26 |
Октябрь | 1 | 5 | 9 | 6 | 10 | - | 31 |
Ноябрь | - | 7 | 9 | 3 | 5 | - | 24 |
Декабрь | - | 5 | 8 | 9 | 7 | - | 29 |
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕЦИИ ДОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИУМОМ
Жарикова Е.В.
Педагог-психолог МКДОУ компенсирующего вида № 465
городского округа Самара,
г. Самара
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, добрым, успешным.
В настоящее время, когда Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены, дошкольные образовательные учреждения перестраивают воспитательно-образовательный процесс в соответствии с этими требованиями.
Одна из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерно следующее:
- недостаточная общительность;
- неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи;
- снижение подражательной деятельности, самостоятельности;
- низкий уровень навыков самообслуживания;
- неустойчивость внимания;
- низкий уровень мотивации к обучению;
- повышенная психическая истощаемость, утомляемость;
- нарушения поведения.
Поэтому дошкольники с ТНР, в отличие от здоровых детей нуждаются в специально созданной коррекционно-развивающей среде, в которую входит взаимодействие с социумом, общение с людьми различных профессий в разнообразных ситуациях.
Одной из современных тенденций в деятельности ДОУ для детей с ТНР является развитие сотрудничества с различными социальными институтами, построенное на идее социального партнерства.
Социальное партнерство – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Развитие социальных связей ДОУ для детей с ТНР с культурными, медицинскими и научными образовательными центрами можно рассматривать как дополнительный ресурс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствования конструктивных взаимоотношений с родителями. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- принятия политики детского сада социумом;
- формирования содержания обязанностей детского сада и социума;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установления коммуникаций между ДОУ и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, забота о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
МКДОУ компенсирующего вида № 465 городского округа Самара имеет многолетний опыт социального партнерства с такими организациями и учреждениями как:
- Муниципальное учреждение городского округа Самара «Центр социальной помощи семье и детям Промышленного района»;
- Городская психолого-медико-педагогическая комиссия диагностики, коррекции развития детей и подростков, МУ г. Самары;
- Муниципальное медицинское бюджетное учреждение «Городская клиническая поликлиника №15» городского округа Самара;
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»;
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета;
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3;
- Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Помощь» городского округа Самара;
- Театральные коллективы г. Самары: «Петрушкин балаган», «Три ключика», «Арена юности», «Городок в табакерке».
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурных связей между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми воспитателями детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива ДОУ, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Для успешности воспитания и обучения детей с ТНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
● своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
● выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;
● определить оптимальный педагогический маршрут;
● обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ТНР в дошкольном учреждении;
● спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
● оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
● определить условия воспитания и обучения ребёнка;
● консультировать родителей ребенка.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой медсестра детского сада, учитель-логопед, педагог-психолог активно включаются в деятельность поликлиники. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.
Долголетнее сотрудничество с факультетом коррекционной педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии позволило внедрять в образовательную деятельность с дошкольниками новые технологии, методические рекомендации, которые предлагают преподаватели этого факультета. Проводя научные исследования, они разрабатывают новые дидактические пособия, совершенствуют существующие методики, а апробация их осуществляется в нашем детском саду. Педагоги ДОУ становятся первыми, кто начинает инновационную работу по этим направлениям.
Таким образом, мы внедрили в коррекционную работу рекомендации по коррекции речи неговорящих детей с моторной алалией. Преподаватели, отчитываясь в печатных изданиях о результатах апробации методик на базе нашего ДОУ, создают рекламу нашего учреждения, отмечают грамотную работу педагогов детского сада в процессе внедрения новинок дефектологической науки.
Студенты этого факультета проходят на базе нашего ДОУ педагогическую практику, они привносят в работу новизну, строят работу с учетом достижений отечественной и зарубежной коррекционной педагогики. Обогащаясь опытом квалифицированных педагогов ДОУ, студенты, в свою очередь, вносят «свежую струю» в деятельность наших специалистов. Это выгодное и плодотворное сотрудничество.
Налажены творческие связи ДОУ с театральными коллективами города Самара. Мы тщательно изучаем и выбираем репертуар предложенных коллективов, предварительно беседуем с организаторами, предваряя выступление артистов информацией об особенностях развития наших воспитанников. Не все родители бывают с детьми в театрах, поэтому каждое представление в музыкальном зале ДОУ мы приближаем к настоящему театру: дети получают билеты, выбирают место в зале, они информированы, как себя надо вести и приветствовать актеров. Спектакли способствуют социальной адаптации детей, воспитывают правила поведения в общественных местах. По итогам просмотров воспитатели, учителя-логопеды и педагог-психолог проводят беседы с детьми, тем самым развивая коммуникативные возможности детей.
Сотрудничество с центром «Помощь» повышает методическое мастерство специалистов, в результате проводимых встреч мы отслеживаем правильность выбранных маршрутов для каждого ребенка, вносим коррективы в образовательную деятельность.
Таким образом, в рамках данной статьи мы попытались показать одно из современных направлений ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи в реализации сотрудничества с социумом, построенное на идее партнерства и возможность практической реализации этой идеи.
Предварительный просмотр:
Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе
Тема:
Демонстрация методов развития графических умений, зрительно - моторных координаций, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта
Обращение логопеда к родителям.
Уважаемые родители!
Я Вас пригласила для того, чтобы продемонстрировать элементы работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников. Логопеды уделяют особое внимание развитию графических умений, зрительно-моторных координаций. Ведь от развития мелкой моторики зависит развитие речи.
Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика, координация пальцев рук. Низкий темп развития графической деятельности, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом может привести к неуспеваемости в школе. Для предупреждения дисграфии (сложностей при обучении детей письму в начальной школе) можно избежать проведя целенаправленную работу на дошкольном этапе.
Мы занимались по прописям И. А. Подрезовой, которые рекомендованы МО РФ. Проводилась системная последовательная работа от простого к сложному. А также мы учимся соблюдать основные гигиенические правила письма: посадка, положение рук, положение кисти руки, положение карандаша в кисти руки, положение тетради.
Такие занятия способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. Дети не испытывают утомления потому, что проводятся логоритмические упражнения, упражнения для снятия утомления с глаз, проводится самомассаж рук и лица, артикуляционная гимнастика, упражнения для дыхания. У детей увеличивается объём внимания, становиться лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь и пространственное воображение.
Цель.
Демонстрация родителям методов развития графо-моторных навыков, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.
Задачи.
1. Активизировать кисти рук, мимическую мускулатуру лица.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Формировать плавный сильный и целенаправленный выдох.
4. Соблюдать основные гигиенические правила письма.
5. Использовать серии расслабляющих упражнений для глаз.
6. Развивать мелкие движения мышц руки.
7. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги с помощью графического диктанта.
8. Закрепить лексико-грамматические категории по темам: «Весна», «Перелётные птицы».
9. Координировать речь и движения детей, развивать пространственную ориентацию.
10. Развивать внимание, память (зрительную, мускульную, двигательную, тактильную, словесную и слуховую, расширять словарь, развивать речь.
Оборудование: рабочие тетради, карандаши, ластики, точилки, Умелый карандаш, Незнайка, зеркала, резиновые ёжики, поддувалочки, картины весны и перелётных птиц, телевизор, магнитная доска.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
2. Психогимнастика.
Ребята, сейчас мы будем определять какое настроение у наших героев.
- Какое настроение у Бабы Яги? Злое.
-Какое настроение у доброго Волшебника? Доброе.
-Какое настроение у Алёнушки? Печальное.
-Какое настроение Тюбика? Весёлое, радостное.
-Какое настроение у Незнайки? Удивлённое.
-Какое настроение у Удава? Задумчивое.
А теперь вы изобразите злое, доброе, грустное, весёлое, удивлённое и задумчивое настроение с помощью мимики лица.
Дети изображают.
3.Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал и салфеток) .
Сказка о весёлом язычке.
Сегодня мы пойдём в гости к Язычку. Этот домик-ротик. В нём живут звуки.
-Скажите, сколько этажей в домике? Два.
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их. (Дети показывают). На первом этаже живут гласные звуки: а, о, у, ы, э, и. Назовите их. (Дети называют) .
Там живёт семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки: с, з, сь, зь, ц и просит детей их повторить) .
Второй этаж-это верхние зубы. (Логопед просит детей пальцами прошагать на второй этаж). Посмотрите, сколько звуков здесь живёт! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков.
- Давайте их назовём.
-Ш, ж, ч, щ.
-Ещё на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья – сонорные звуки: л, ль, р, рь. Звуки л, р – с твёрдым характером, а звуки: ль, рь -с мягким характером. Давайте их назовём. (Дети называют) .
На втором этаже живут ещё и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он «Домик звуков». А хозяин домика - Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!
Жил-был Язычок. Проснулся он рано - утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз - нет ли луж, вверх-есть ли солнышко. Закрыл окошко - жарко стало (а-а-а… ). Открыл снова - холодно стало (д-д-д… ). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и» – заскрипела дверь. «Надо дверь смазать», - подумал Язычок. Включил свет - чик. Открыл воду - чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш…. «Ой! »- испугался Язычок и отдёрнул руки. Надо открыть холодную воду! (Чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала тёплой: сь-сь-сь… . Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и… . И побежал на кухню завтрак готовить.
Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить (губами – язык) : пя-пя-пя, тя-тя-тя… (зубами - язык). Готово ли тесто. (Нет, не готово). Снова месим тесто (то же). Готово ли тесто? (Готово) .
Испёк Язычок блины. Съел их со вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти гулять.
Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика он увидел трубу. В трубе живёт весёлый ветер. «У-у-у», - поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У! ».
А вокруг дома – длинный забор. Смотрит Язычок - маляр забор красит. Язычок помог ему. И побежал на конюшню - в гости к своей любимой лошадке.
- Здравствуй, лошадка! - поздоровался Язычок. Поедем кататься!
- И-го-го, - обрадовалась лошадка. И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…. Насобирал Язычок грибов полное лукошко. По дороге домой с кустов ещё набрал орехов. Когда приехал домой, Язычок решил во дворе покататься на качелях. Пошел он домой отдыхать. Так прошел день весёлого Язычка.
4. Дыхательная гимнастика с помощью поддувалочек.
Вдох - через нос (короткий). Выдох - через рот (в три раза длиннее) на поддувалочки.
5. Массаж мимической мускулатуры лица.
Упражнение «Солнышко проснулось».
Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
Лобика коснулось, (Проводить пальчиками обеих рук по лбу.)
Лучиками провело и погладило и погладило. (Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.)
Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
К щёчкам прикоснулось (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)
Лучиками провело и погладило, и погладило (Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.)
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело.
Наши ручки покачнулись, наши губки улыбнулись.
6. Массаж пальцев рук.
Ребята, представим, что мы в лесу. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы там встретим.
Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж) .
Ёжиковый массаж (массажными мячиками-ёжиками) .
Ёжик, ёжик, спрячь свои иголки, (Сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно) .
Мы же дети, а не волки.
Ты колючий, ну и что ж. (Удержание мячика двумя пальцами). – 2 раза.
Спрячь свои иголки ёж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями) .
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул, (Встряхнуть руку с ёжиком) .
Ёж свернулся и уснул. (Положить ладони с ёжиком под щеку) .
7. Пальчиковая гимнастика «Замок».
Карандаш:
Чтоб красиво всем писать и руке не уставать,
Мы гимнастику начнём, каждый пальчик разомнём.
На двери висит замок. Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили, покрутили и открыли!
8. Работа в тетради.
Карандаш: Открывайте-ка тетрадь!
В ней вы будете писать, а поможет карандаш. Он теперь помощник ваш!
Логопед напоминает о правильной посадке, о положении рук, карандаша и тетради. Массаж рук карандашом.
Упражнение на закрепление карандаша в руке между тремя пальцами:
«Птицы».
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок раным-рано поутру
Нам споёт: - Ку-ка-ре-ку!
Графический диктант «Птица»:
Начинаем с точки начала узора (положить кончик карандаша на точку, 1клетка вправо, 1клетка наискосок налево вверх, 1- наискосок направо вверх, 1—вверх, 1-влево, -наискосок направо вверх, 1-направо, 2-вниз, 2-направо, 1-наискосок направо вверх, 1-вниз, 2-наискосок налево вниз, 2-направо.
9. Офтальмотренаж.
Вы, метёлки, усталость снимите.
Глазки мои хорошо отдохните. (Дети моргают глазами и говорят стих) .
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
- «Стрельба глазами».
Поставить локти на стол, зафиксировать подбородок ладонями и «стрелять» глазами под музыку, одновременно следить за кончиком указки, которой двигает логопед:
- вправо-влево (10-15 сек.) ; -вверх-вниз (10-15 сек.) ;
-слева вниз – вправо вверх (10-15 сек.) ; -справа вниз - влево вверх (10-15 сек.) .
- Подбородок зафиксирован ладонями.
Нарисовать глазами 3 круга по часовой стрелке, 3 круга - против часовой стрелки. (Повторить 2 раза) .
- Подбородок зафиксирован ладонями.
Нарисовать глазами 3 квадрата по часовой стрелке, 3 – против часовой стрелки.
То же с треугольниками.
10. Динамическая пауза.
1. Игра на внимание «Слива, яблоко, банан».
Логопед называет слова и показывает соответствующие движенние: «слива»- большой палец соединяется с указательным в кольцо, «яблоко» - кулак, «банан» - ладонь руки раскрыта. Затем логопед путает детей.
2.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Закрывают глаза, расслабляются.)
Больше спать не захотел. (Моргают.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки поднимают вверх.)
Взвился вверх и полетел. (Смотрят на руки, тянуться.)
Прилетела к нам вчера (Машут ладонями.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают пальчики.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетавли, (Машут ладонями.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
11. Лексические упражнения.
На доске картины ранней весны с проталинами, скворечником и поздней весны – с цветами.
Отгадывание загадок.
Логопед. Умелый карандаш ранней весной набрал миску волшебных шариков. Это кусочки солнечных лучиков, которые радужно застыли в каплях первой весенней капели. Когда мы отгадаем его загадки, то быстрее наступит теплое долгожданное лето.
1). Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной) .
Значит, какое сейчас время года? (Сейчас время года весна.)
2). Не обуешь валенки, на снегу … .(Проталинки) .
Счёт проталин до пяти.
3). На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки) .
4). На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец) .
Счёт скворцов до пяти.
5). Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».
Логопед читает ошибки с тетради Незнайки.
Скворец из скворечника влетает. (Вылетает.)
Аист с поля прилетает. (Улетает.)
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Скворец живёт в будке.
12. Подведение итога занятия. Раздача призов.
Логопед. Ребята, вы молодцы, умеете правильно сидеть, держать карандаш, ориентироваться в тетради (в клетке, умеете писать слева - направо не выходя за поля. Внимательно слушаете педагога. Умеете делать пальчиковую, артикуляционную гимнастики, самомассаж рук и лица, гимнастику для глаз. Вы стали лучше говорить, подготовились к обучению грамоте (к восприятию формы буквы) и дальнейшему развитию речи.
«День открытых дверей»
Занятие - консультация в старшей группе для родителей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...
Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Советы родителям. "Развитие графомоторных навыков у детей"
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копиро...
Конспект фронтального занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР "Морская экспедиция"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Его цель - создания условий для развития графомоторных навыков на материале лексической темы...
Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей
laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....