Письмо - сложный координационный процесс
статья (подготовительная группа) на тему

Киселева Анна Владимировна

Письмо-сложный координационный процесс, требующий сложной работы мелких мышц кистей, правильной координации всего тела. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письмо -  сложный координационный процесс

Письмо – сложный координационный процесс, требующий сложной работы мелких мышц кистей, всей руки, правильной координации всего тела. Овладениями навыками письма сложный и долгий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 5 – 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц руки. Подготовка ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу.

 Огромную, если не ведущую роль в семье в выполнении этой задачи принадлежит родителям, ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, которые  действуют вне стен детского сада. Кроме того, успешность работы зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при совместной работе родителей и воспитателей.

 Правильное положение при письме.

Наиболее оптимальное и правильное положение пальцев при письме, обеспечивает ровный и аккуратный почерк при письме: ручка или карандаш лежат на верхней  фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцем,  причём большой расположен несколько выше  указательного, опора на мизинец,  средний и безымянный пальцы располагаются примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 -  2,5  см. Верхний кончик пишущего предмета  примерно ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме и рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы должны сжимать пишущий предмет сильно. Ребёнок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ног стоит на полу. Рука не занятая письмом лежит на столе, параллельно его краю. Она, не в коем случае  не должна лежать на коленях – это приведёт к нарушению осанки.  

 В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движения рук.

Помните, что ребёнку до 1 года все движения даются в упрощённом виде, доступном их возрасту. Более взрослым детям задания можно усложнить. Работа по развитию умелости рук, проводится регулярно, тогда только можно достигнуть наибольшего результата от упражнений.

Чем же можно заняться с ребёнком, чтобы развить ручную умелость?

- запускать пальцами мелкие волчки.

- разминать пальцами пластилин и глину. - катать подушечками пальцев мелкие бусинки, горошины, шарики.

- сжимать и разжимать кулачки,

- делать мягкие кулачки и крепкие.

- ходить пальцами рук по столу, постукивать пальцами рук по столу.

- показывать поочерёдно пальцы, разгибая и сгибая их.

- махать поочерёдно пальцами рук, кистями рук.

- хлопать в ладоши - громко и тихо. - складывать пальцы в щепоточку и резким движением разгибать делая ладошку веером.

- нанизывать пуговицы, бусины на нитку.

- наматывать нитки, проволоку на  катушку или собственный палец.

- застёгивать пуговицы, молнии, крючки, завязывать толстые верёвки в узлы.

- игры с мозаикой, пазлами.

- складывать матрёшки.

- игры с вкладышами

- рисование в воздухе.

- мять в руках поролоновые шарики.

- шить, вязать на спицах.

- рисовать раскрашивать, штриховать.

 - резать ножницами: зигзагом, по прямой, сложные линии (картинки). К 5 годам сложность движений возрастает, по этому дети могут выполнить задания требующие наибольшей  сложности и точности движения рук и кистей рук. К ним относятся разные виды плетения. Основным принципом плетения из бумаги, является самостоятельные и разнообразные движения рук ребёнка. Также детям старшего дошкольного возраста доступно и бисероплетение и макраме. А ловкость движений приобретается в процессе занятия.

Особую роль в развитии мелкой моторики играет умелое и уверенное владении ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами разных фигурок из разных журналов полезное и увлекательное занятие. Особую роль в подготовке к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Это особый вид развития мелкой моторики и умений рук. Проводится индивидуально, если ребёнок овладел этим ремеслом, то можно уверенно сказать, что мелкая моторика рук развита к овладению навыками письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо - сложный координационный процесс

Письмо – сложный координационный процесс, требующий сложной работы мелких мышц кистей, всей руки, правильной координации всего тела. Овладениями навыками письма сложный и долгий процесс, который не вс...

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс.

В основе его лежит развитие нравственных чувств. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ СО ШКОЛОЙ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯДошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического фор...

Чтение как сложный психофизиологический процесс.

К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но,...

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом

В данном материале представлен комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей  у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения с...

Чтение как сложный психофизиологический процесс.

Чтение как сложный психофизиологический процесс.Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Значение чтения заключается в обогащении человека...