Чтение как сложный психофизиологический процесс.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1.

   

Чтение как сложный

психофизиологический процесс.

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Ноябрь  2018

Для чего люди вообще читают?

  • Для того чтобы получить нужную информацию.
  • Для того чтобы погрузиться в процесс увлекательных событий и приключений, сопереживать героям, идентифицировать себя с ними.
  • Для того чтобы «взрослеть» вместе с книгами, задающими некоторый образец или стандарт внутреннего мира, общения с другими людьми, планов на будущее, нравственных ценностей.

К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.
Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда. Этот факт сторонники раннего обучения чтению используют как решающий довод в пользу того, что ребенка надо учить читать как можно раньше. В этом случае в качестве контраргумента можно провести аналогию с очень голодным человеком, который с жадностью накинется на любую предложенную в это время пищу, даже явно недоброкачественную. Так и ребенок - он будет «глотать» любую предложенную ему информацию. Чтобы понять, какой «пищей» окажется для ребенка раннее обучение чтению, рассмотрим этот вопрос с точки зрения нейропсихологии.

Во время чтения важно не просто узнавать буквы и складывать их в слоги, а понимать прочитанное. На первых этапах, и тем более, в очень раннем возрасте, сложно соединить все вместе, так как чтение очень напряженное событие для мозга.

Ну а теперь самый «страшный аргумент». Ресурсы, которые нужны для чтения в 3-4 года обкрадывают весь остальной мозг, не давая в полной мере развиваться восприятию, координации движений и ловкости, чувству пространства, ритма, музыкальным способностям, а позднее саморегуляции (эмоциональной, волевой) и др. Причем вернуться назад – скажем в 8-9 лет, когда весь дефицитарный букет станет удручающе заметным – уже невозможно, потому что мозг в своем развитии идет дальше и назад не возвращается.

Между тем, нет никаких серьезных доказательств тому, что раннее чтение действительно развивает, стимулирует развитие интеллекта. А вот примеры того, как дети, умеющие читать до школы, быстро теряют свои преимущества перед одноклассниками и даже начинают отставать, становятся средненькими, ничем не выдающимися учениками, – можно встретить в каждой школе.

Процесс раннего обучения для ребенка 3-4 лет является достаточно сложным. Во-первых, чтение - это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребенка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен  хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте (6-7 лет), то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

         В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии - к деформации личности ребенка.

Наиболее часто встречающиеся изменения в развитии личности ребенка в связи с ранним обучением чтению представлены в таблице.

Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению.

Положительное

Отрицательное

1. Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика)

1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность)

2. Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки)

2. Игровая деятельность приобретает формальный характер

3. Повышается уровень общего умственного развития

3. Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная)

4. Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности

4. Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия

5. Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас)

5. Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции

6. Развивается способность ребенка занимать себя самостоятельно, вследствие чего   у родителей появляется свободное время

6. Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи

Рассмотрим отдельно каждый аспект.

Развивается левое, обедняется правое полушарие

Правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) - отвечает за тело, координацию движений, за пространственное, зрительное, обонятельное, мышечное, осязательное восприятие; руководит работой левой стороны тела человека. Правое полушарие схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ с его конкретными проявлениями. Действует быстро.

Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) - отвечает за постановку целей и построение программы поведения, за слуховое восприятие и руководит работой правой половины тела. Левое полушарие дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекая из памяти. На это требуется время, поэтому левое полушарие работает сравнительно медленно.

Созревание мозга процесс длительный, но, кроме того, еще и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга. Формирование мозговой организации психических процессов (созревание мозга) идет от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Процесс созревания мозга проходит ряд этапов.

На первом же этапе (от рождения до года) идет интенсивное развитие (созревание) нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие идет нормально, то ребенок своевременно начинает сидеть, ползать, ходить. Кроме этого стволовые структуры мозга отвечают и за соматическое здоровье человека.


     Второй этап развития мозга - после созревания стволовых структур мозга начинается созревание правого полушария. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. На этом этапе идет «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. Поэтому в этом возрасте все дети как бы правополушарные. В это время происходит формирование таких функций, как чувствование и управление своим телом, мелкая моторика, пространственная координация, визуальное, мышечное, осязательное, обонятельное восприятие. Следовательно, основной упор в этом возрасте и надо делать как раз на развитие этих функций. Именно в этом возрасте надо развивать у ребенка все виды восприятия, внимание и память. Причем обучение и развитие детей в этом возрасте должно идти целостным образом, т.е. через наглядно-образное мышление.

        Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами и знаками (чтение, письмо, счет), приводит к обеднению эмоциональной жизни ребенка и его дальнейшей аутизации. Все логические операции предполагают четкие алгоритмы действий. Дети учатся думать стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише.

Игровая деятельность приобретает формальный характер

К сожалению, на сегодняшний день стоит признать очевидное - современные дети не умеют играть. Это кажется весьма странным, ведь игра является неотъемлемой частью детской жизни. Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. В игре ребенок познает мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.

Очень часто одной из причин неумения ребенка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребенком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.

Формируется неадекватная самооценка

Одна из особенностей ранней интеллектуализации - стремление родителей к интеллектуальному превосходству собственных детей над остальными. С детства в юных «буквоежках» подогреваются эгоизм и чувство соперничества. Родители начинают сравнивать возможности ребенка с возможностями его сверстников. И здесь начинается проверка дошкольника на прочность.

Если он действительно успешен, родители восхищаются уникальностью своего чада, возвеличивая его перед другими. Такому ребенку достаточно трудно найти себе единомышленников в детской среде, ведь его амбиции часто непомерные из-за формирующейся завышенной самооценки.

Если ребенок с трудом справляется с поставленной задачей, то автоматически он попадает в тяжелую эмоциональную ситуацию. Мама начинает раздражаться, стыдить, ругаться, сравнивать с соседским успешным мальчиком. Следствие этого - неизбежное формирование чувства собственной несостоятельности, заниженной самооценки.

Нарушения на уровне физиологического развития

На уровне физиологического развития проблемными зонами в здоровье дошкольника могут стать следующие:

        1. Качество зрения. Для того чтобы глаз ребенка был подготовлен к работе со знаками и буквами, должна быть сформирована зрительная система. Интенсивное формирование глаза ребенка происходит в течение первых 2-3 лет жизни.

На этом периоде окончательное развитие зрения не заканчивается. Активно продолжает формироваться бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображения предметов двумя глазами), формируется объем аккомодации, величина полей и острота зрения.

Только к 6-7 годам функциональное созревание глаза достигает взрослых характеристик.

2. Гиподинамия. Чтение литературы, как и любой другой интеллектуальный процесс, неизбежно приводит к малоподвижному образу жизни. Гиподинамия (низкая двигательная активность) влечет за собой нарушения осанки, деформацию позвоночника.

Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков

Средний дошкольный возраст - это период зарождения интереса детей друг к другу. Дошкольники все чаще проводят время в совместной игре, наблюдая за действиями сверстников, либо активно включаясь в любой совместный процесс. Формируются избирательные предпочтения детей в выборе партнера по общению.

Ребенок ориентированный родителями на раннюю интеллектуализацию (обучение чтению), учится заполнять свое коммуникативное пространство посредством погружения в мир информации, не требующей развития социально-коммуникативных навыков.

В книге предлагается готовый сюжет, зачастую далекий от решений тех жизненных проблем, с которыми сталкивается дошкольник в детской среде. Один на один с книгой ребенок отстраняется от происходящего вокруг, аутизируется. Ему так хорошо и комфортно, что проблемы других становятся непонятными и неинтересными для дошкольника. Из-за аутизации поведение такого ребенка выглядит не совсем адекватно, что еще больше затрудняет контакты со сверстниками. Ребенок либо уединяется где-нибудь в укромном уголке, либо использует неконструктивные формы взаимодействия, проявляя повышенную раздражительность, обиду и гнев. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой - инфантильнее в социальном плане.

Дефицит общения между членами семьи

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворенность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

Таким образом, каждый член семьи занят своим делом, никто никому не мешает. И все хорошо, если бы не одно очень важное обстоятельство - дефицит общения между детьми и родителями.

Самое ценное, что есть у каждой семьи - это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей.

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, родителям можно рекомендовать следующее:


1. Главная заповедь во взаимодействии с ребенком - не навреди!
Раннее детство - это возраст, когда ребенок имеет избирательное право на познание окружающего мира, а насильственная акселерация его развития может принести непоправимый вред. Высокая обучаемость маленьких детей отнюдь не поле для «взрослых» экспериментов (раннее обучение грамоте, усаживание детей за компьютер, ментальная арифметикап и т.д.)


2. Маленький ребенок прежде всего «человек играющий», а затем уж «человек читающий. Ребенок должен учиться видеть, слушать и слышать, нюхать, щупать и т.д., то есть  знакомиться с предметным миром и его свойствами.


3. Целесообразнее всего учить детей читать не ранее 4,5 лет, а 6-летних детей не только можно, но даже нужно знакомить с буквами и учить читать. А поскольку дети этого возраста в основном находятся в подготовительных группах ДОУ, то в этих группах можно вводить обучение чтению, только надо учить взрослых (воспитателей и родителей) делать это правильно.

В заключение стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать реальные возрастные потребности и возможности ребенка.

Для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя когнитивный багаж опытом прежде всего практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми. А знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение как сложный психофизиологический процесс. МБДОУ ЦРР д/с №1 «Муравейник» учитель – логопед Десинова Надежда Александровна

Слайд 2

Для чего люди вообще читают? Для того чтобы получить нужную информацию. Для того чтобы погрузиться в процесс увлекательных событий и приключений, сопереживать героям, идентифицировать себя с ними. Для того чтобы «взрослеть» вместе с книгами, задающими некоторый образец или стандарт внутреннего мира, общения с другими людьми, планов на будущее, нравственных ценностей.

Слайд 3

Положительное Отрицательное 1. Развивается левое полушарие (символиче­ ское мышление, логика) 1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность) 2. Развиваются способности к учебной дея­тельности (знания, умения, навыки) 2. Игровая деятельность приобретает фор­ мальный характер 3. Повышается уровень общего умственного развития 3. Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная) 4. Формируется волевой компонент. Проис­ходит систематизация целенаправленной деятельности 4. Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия 5. Развивается вербальный интеллект (увели­ чивается словарный запас) 5. Социальный интеллект (готовность и спо­собность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции 6. Развивается способность ребенка зани­ мать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время 6. Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению.

Слайд 5

Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошколь­ном возрасте.

Слайд 6

Формируется неадекватная самооценка

Слайд 7

Родителям, проявляющим активный интерес к раннему обучению своего ребенка, необходимо понимать, что любая интел­лектуальная нагрузка в младшем и среднем дошкольном возрас­те может повлечь за собой нарушения не только в психологиче­ском , но и в физиологическом плане.

Слайд 8

Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков

Слайд 9

Дефицит общения между членами семьи

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению

В данной статье раскрыта роль игры в процессе обучения грамоте и чтению и представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободное время....

Использование игровых форм в процессе обучения чтению шестилеток

Одним из основных принципов педагогики сотрудничества - это личностный подход к ребенку, учет его возрастных особенностей. Главная возрастная особенность шестилеток - это действие в игре. В игре дети ...

Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения ( в процессе чтения сказок).

Актуальность данной темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно – воспитательных учреждениях, в частнос...

Доклад на педагогический совет "Поддержка чтения как коммуникативный процесс"

Коммуникативный процесс - обмен информацией между двумя людьми и более. Его основная цель - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникативном процессе выделяют 4 основны...

Роль скоростного чтения в образовательном процессе.

Говоря о скорости чтения важно отметить, что взаимосвязь медленного чтения и результатов учебного процесса очевидна....