Истоки и причины детского нечтения
консультация на тему

Елена Владимировна Геккер

почему дети не хотят читать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_i_prichiny_detskogo_nechteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки и причины

детского нечтения

Подготовила

Воспитатель

Геккер Е.В.


За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?

 Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.

 До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.

Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

 По сути, чтение для ребенка — это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую "страну чудес", которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.

 Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

 - регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;

 - читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;

 - использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

 - разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;

 - сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;

 - записывать истории, которые малыш будет диктовать;

 - устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;

 - обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;

 - дома у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;

 - сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;

 - родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.

 Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.

 Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

В доме, где ребенок с самого раннего детства видит ЧИТАЮЩИХ родителей, где на книжных полках стоят не только сувениры, где принято обсуждать прочитанное в кругу семьи, в таком доме нечитающие дети – большая редкость.

Дети, которые не любили читать, были всегда. Чтобы привить ребенку-дошкольнику интерес к чтению, за дело должны взяться талантливый родитель, талантливый воспитатель и талантливый библиотекарь. Объединив свои усилия, они помогут детям полюбить чтение.

Из всех теорий раннего обучения ребенка чтению следуют два основных правила:

1. Не бойтесь предлагать детям для серьезных размышлений любую книгу и информацию, особенно ту, до которой, как нам кажется, ребенок еще не дорос.

2. Будьте готовы к тому, что поначалу эту информацию ребенок, возможно, отвергнет. Точнее, просто не сочтет интересной.

У ребенка свой, единственный в своем роде, уникальный путь к книге.

Многих родителей волнует вопрос – почему их ребенок совсем не хочет читать? Вот и книжку интересную купили и картинок в ней много, а ребенок не считает чтение жизненной необходимостью. В конкурентной борьбе с мощной индустрией развлечений, таких, как телевизор и компьютер, счет далеко не в пользу книг. Возможно ли вообще детей цифровой эпохи заинтересовать книгой?

 Обязательно задумайтесь над причинами незаинтересованности и помогите ребенку найти свой путь в мир книг. Это потребует некоторого времени и усилий  с вашей стороны, но если Вы сами книголюбы, знаете, что значит заблудиться в хорошей книге, то это того стоит.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ:
Чтение с пеленок

С шести месяцев кроха уж  может сконцентрировать внимание на яркой крупной картинке и с удовольствием слушает короткие стишки, особенно если мама его ритмично покачивает. Тогда в год он уже сам будет нести
вам книгу и показывать всем видом: почитай!

ПРИНЦИП ВТОРОЙ:
Личная цензура

Порой диву даешься, как могли издатели напечатать нелепые рифмовки и сопроводить их непонятными картинками. С такими книгами любви к чте-

нию не привить! Пусть каждая книга будет подвергнута вашей цензуре.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ:
Приятное с полезным

Если ваш ребенок непоседа (не любит сидеть рядом и слушать сказку), попробуйте читать, пока он рисует, собирает пирамиду, укладывает куклу спать. Так чадо и играть будет, и с удовольствием слушать про Карлсона, колобка или Золушку.

ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ:
Сначала мультик - потом книга

Деткам, которые не желают слушать  рассказыи сказки, лучше сначала показать мультфильм или спектакль. А потом сказать: «Знаешь, у меня есть эта книга. В ней гораздо больше приключений!»

ПРИНЦИП ПЯТЫЙ:
На самом интересном!

Читая длинную книгу, например «Незнайку», останавливайтесь на самом захватывающем месте. Пусть ребенок с нетерпением ждет завтрашнего дня, чтобы узнать продолжение истории.

ПРИНЦИП ШЕСТОЙ:

Обсуждение книги

Ребенка настолько  поделиться своими эмоциями и мыслями? Всегда используйте такие моменты! Возвращайтесь к прочитанному и на следующий день. Иногда можно схитрить и специально вспомнить что-то «неправильно». Пусть ребенок вас
поправит!

ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ:
Книги нашего детства

Для нас, родителей, книги с малых лет играли огромную роль! Вспомните, как мы зачитывались до поздней ночи. Чаще рассказывайте сыну или дочери о своих любимых детских книгах, советуйте, что почитать, или читайте

ему сами. Вы оба получите огромное удовольствие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истоки и причины детского нечтения

описаны основные причины детского нечтения...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....