Истоки и причины детского нечтения
статья (старшая группа) по теме
описаны основные причины детского нечтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_i_prichiny_detskogo_nechteniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки и причины
детского нечтения
Подготовила
Воспитатель
Геккер Е.В.
За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.
Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
По сути, чтение для ребенка — это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую "страну чудес", которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.
Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
- регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
- читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;
- использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
- разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;
- сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;
- записывать истории, которые малыш будет диктовать;
- устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;
- обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;
- дома у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;
- сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;
- родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
В доме, где ребенок с самого раннего детства видит ЧИТАЮЩИХ родителей, где на книжных полках стоят не только сувениры, где принято обсуждать прочитанное в кругу семьи, в таком доме нечитающие дети – большая редкость.
Дети, которые не любили читать, были всегда. Чтобы привить ребенку-дошкольнику интерес к чтению, за дело должны взяться талантливый родитель, талантливый воспитатель и талантливый библиотекарь. Объединив свои усилия, они помогут детям полюбить чтение.
Из всех теорий раннего обучения ребенка чтению следуют два основных правила:
1. Не бойтесь предлагать детям для серьезных размышлений любую книгу и информацию, особенно ту, до которой, как нам кажется, ребенок еще не дорос.
2. Будьте готовы к тому, что поначалу эту информацию ребенок, возможно, отвергнет. Точнее, просто не сочтет интересной.
У ребенка свой, единственный в своем роде, уникальный путь к книге.
Многих родителей волнует вопрос – почему их ребенок совсем не хочет читать? Вот и книжку интересную купили и картинок в ней много, а ребенок не считает чтение жизненной необходимостью. В конкурентной борьбе с мощной индустрией развлечений, таких, как телевизор и компьютер, счет далеко не в пользу книг. Возможно ли вообще детей цифровой эпохи заинтересовать книгой?
Обязательно задумайтесь над причинами незаинтересованности и помогите ребенку найти свой путь в мир книг. Это потребует некоторого времени и усилий с вашей стороны, но если Вы сами книголюбы, знаете, что значит заблудиться в хорошей книге, то это того стоит.
ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ:
Чтение с пеленок
С шести месяцев кроха уж может сконцентрировать внимание на яркой крупной картинке и с удовольствием слушает короткие стишки, особенно если мама его ритмично покачивает. Тогда в год он уже сам будет нести
вам книгу и показывать всем видом: почитай!
ПРИНЦИП ВТОРОЙ:
Личная цензура
Порой диву даешься, как могли издатели напечатать нелепые рифмовки и сопроводить их непонятными картинками. С такими книгами любви к чте-
нию не привить! Пусть каждая книга будет подвергнута вашей цензуре.
ПРИНЦИП ТРЕТИЙ:
Приятное с полезным
Если ваш ребенок непоседа (не любит сидеть рядом и слушать сказку), попробуйте читать, пока он рисует, собирает пирамиду, укладывает куклу спать. Так чадо и играть будет, и с удовольствием слушать про Карлсона, колобка или Золушку.
ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ:
Сначала мультик - потом книга
Деткам, которые не желают слушать рассказыи сказки, лучше сначала показать мультфильм или спектакль. А потом сказать: «Знаешь, у меня есть эта книга. В ней гораздо больше приключений!»
ПРИНЦИП ПЯТЫЙ:
На самом интересном!
Читая длинную книгу, например «Незнайку», останавливайтесь на самом захватывающем месте. Пусть ребенок с нетерпением ждет завтрашнего дня, чтобы узнать продолжение истории.
ПРИНЦИП ШЕСТОЙ:
Обсуждение книги
Ребенка настолько поделиться своими эмоциями и мыслями? Всегда используйте такие моменты! Возвращайтесь к прочитанному и на следующий день. Иногда можно схитрить и специально вспомнить что-то «неправильно». Пусть ребенок вас
поправит!
ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ:
Книги нашего детства
Для нас, родителей, книги с малых лет играли огромную роль! Вспомните, как мы зачитывались до поздней ночи. Чаще рассказывайте сыну или дочери о своих любимых детских книгах, советуйте, что почитать, или читайте
ему сами. Вы оба получите огромное удовольствие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Причины детского дорожного травматизма"
Данная консультация по правилам дорожного движения подходит для родителей всех возврастных групп....
Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."
Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......
Истоки и причины детского нечтения
почему дети не хотят читать...
Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...
Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...