Грамота в дошкольном возрасте
презентация на тему
Грамота в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_v_doshkolnom_vozraste_davydova_g.a.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что должен понимать ребенок ЗВУКИ – мы слышим и произносим Речевые (произносит только человек) Неречевые (звуки, издаваемые животными и птицами, стук, звон и т.д. Гласные (произносятся с голосом, при произнесение нет препятствий во рту) Согласные (твердые - мягкие з вонкие - глухие)
Условное обозначение звуков Гласный звук – Твердый согласный звук – Мягкий согласный звук – На начальном этапе изучается только 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э Необходимо детей учить считать произнесенные гласные звуки по порядку (не более 3 гласных звуков) – А, УО, ИЭЫ … Дети с нарушениями речи начинают обучение с тех согласных звуков, которые правильно произносят.
Звуковая схема слова «ЛИПА»
Что должен понимать ребенок Понятие «СЛОГ». Слог – это часть слова. Один гласный звук может быть слогом. Один согласный звук не может быть слогом никогда. Твердый согласный звук в слоге – Мягкий согласный звук в слоге – Если после согласного звука идет один из гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э – впереди стоящий согласный звук произносится твердо. Если после согласного звука идет один из гласных звуков – Я, Ё, Е, Ю, И – впереди стоящий согласный звук произносится мягко.
Звуковой анализ и синтез слов
Как делить слова на слоги На начальном этапе обучения берутся слова из 2-х слогов типа: м у -к а , л у -н а , в а -т а … Затем предлагаются слова из 1-го слога без стечения согласных типа: д о м, л у к, м а к, м и р… Слова с гласными Е , Ё , Ю , Я – не предлагать ребенку для определения количества слогов в слове. Затем предлагаются слова из 3-х слогов без стечения согласных типа: б а -н а -н ы , бу-м а -г а , у -р о -к и … Понимать правило: «Сколько гласных, столько и слогов» На каждый слог можно предложить ребенку хлопать в ладоши, делать движение рукой После усвоения выше предложенных рекомендаций ребенок может делить на слоги любые слова.
Что должен понимать ребенок БУКВЫ – видим, пишем и читаем. Понятие «АЛФАВИТ» – буквы в определенном порядке (можно выучить перед поступлением в школу) В дошкольном возрасте учить буквы по названию звуков (не « Бэ », а «Б». Не «Эр», а «Р»). Гласные Согласные
В дошкольном возрасте дети печатают, а не пишут
Этапы обучения слоговому чтению I этап. Чтение буквенных рядов из гласных букв А-О-У-И-Э-Ы , У-И-Э-Ы-А и т.д. Учить читать ребенка слева – направо II этап. Чтение обратных слогов ( слоги начинаются с гласных букв) А М – О М – У М – Ы М – И М – Э М И М – А М – Э М – У М – Ы М – О М и т.д. III этап. Чтение прямых слогов ( слоги начинаются с согласных букв) М А – М О – М У – М Ы – М И – М Э П И – П А – П Э – П У – П Ы – П О и т.д.
Техника обучения слоговому чтению Буквы а у ы о э И м м а м у м ы м о м э м и Р р а р у р ы р о р э р и ш ш а ш у ш о ш э ш и п п а п у п ы п о п э п и л л а л у л ы л о л э л и н н а н у н ы н о н э н и с с а с у с ы с о с э с и к к а к у к ы к о к э к и х х а х у х ы х о х э х и Т т а т у т ы т о т э т и д д а д у д ы д о д э д и ч ч а ч у ч о ч и ц ц а ц у ц ы ц о ц и щ щ а щ у щ и
Чтение слоговой таблицы
Этапы обучения слоговому чтению IV этап. Чтение слогов со стечением согласных СЛ А – СЛ О – СЛ Ы – СЛ У РТ А – РТ О – РТ Ы – РТ У О КЛ – А КЛ – У КЛ – И КЛ… V этап. Чтение слов из одного слога типа: Д О М, М А К, Д Ы М , М И Р VI этап. Чтение слов из двух слогов типа: М У Х А , М У К А , В А Т А , С О К И … VII этап. Чтение слов из трех слогов типа: Б У М А Г А , Б А Н А Н Ы , Р А Б О Т А , К У Б И К И …
Чтение предложений Ребенок должен понимать правила: Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Первое слово в предложение пишется (печатается) с большой буквы, в конце предложения стоит точка. (?!) Обращать внимание детей на то, что имена, фамилии, отчества, клички животных пишутся с большой буквы. Прочитав предложение, ребенок должен его повторить, понять смысл.
Обучаемся чтению с увлечением
Этапы обучения чтению предложений I этап. Чтение предложений из двух слов. II этап. Чтение предложений из трех слов. III этап. Чтение предложений с предлогами. Предлог – слово-помощник, которое помогает понять смысл предложения. IV этап. Чтение текста из 4-5 предложений.
Рекомендации педагога-психолога Не прерывайте резко игры детей, о предстоящем занятии предупредите ребенка за 10 минут. Важен положительный эмоциональный настрой на обучение. Занятия лучше проводить в одно и тоже время, в одном и том же месте. В выходные лучше заниматься в первой половине дня. Длительность занятия 25-30 минут. Не превышайте это время, даже если ребенку очень хочется продолжать. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды деятельности ( физминутки , пальчиковая гимнастика), но не слишком часто. Не занимайте позицию «требовательного учителя». Хвалите ребенка за успехи и за попытку справиться с заданием . Он должен испытывать положительные эмоции при обучении, ждать заслуженную похвалу, видеть, как радуется взрослый его успеху. Не наказывайте за неудачи, подбодрите его добрыми словами, чтобы ребенок поверил в успех . Надо объяснять ребенку, зачем он должен заниматься (чтобы научиться правильно, говорить, чтобы подготовиться к школе). Не используйте «черновики», утомительное переписывание приводит к тому, что у детей пропадает интерес к обучению. Занимайтесь с детьми систематически, тогда к моменту поступления в школу, у него будет сформирован учебный навык.
Эффективность обучения грамоте дошкольника Звуковой анализ и синтез слогов и слов Знание грамматических правил русского языка Развитие мышц мелкой моторики во время печатания Обучение чтению Отношение родителей к занятиям по обучению грамоте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:- развитие их фонематического слу...
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
презентация "Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Презентация для учителей-логопедов ДОУ...