Грамота в дошкольном возрасте
презентация на тему
Грамота в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что должен понимать ребенок ЗВУКИ – мы слышим и произносим Речевые (произносит только человек) Неречевые (звуки, издаваемые животными и птицами, стук, звон и т.д. Гласные (произносятся с голосом, при произнесение нет препятствий во рту) Согласные (твердые - мягкие з вонкие - глухие)
Условное обозначение звуков Гласный звук – Твердый согласный звук – Мягкий согласный звук – На начальном этапе изучается только 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э Необходимо детей учить считать произнесенные гласные звуки по порядку (не более 3 гласных звуков) – А, УО, ИЭЫ … Дети с нарушениями речи начинают обучение с тех согласных звуков, которые правильно произносят.
Звуковая схема слова «ЛИПА»
Что должен понимать ребенок Понятие «СЛОГ». Слог – это часть слова. Один гласный звук может быть слогом. Один согласный звук не может быть слогом никогда. Твердый согласный звук в слоге – Мягкий согласный звук в слоге – Если после согласного звука идет один из гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э – впереди стоящий согласный звук произносится твердо. Если после согласного звука идет один из гласных звуков – Я, Ё, Е, Ю, И – впереди стоящий согласный звук произносится мягко.
Звуковой анализ и синтез слов
Как делить слова на слоги На начальном этапе обучения берутся слова из 2-х слогов типа: м у -к а , л у -н а , в а -т а … Затем предлагаются слова из 1-го слога без стечения согласных типа: д о м, л у к, м а к, м и р… Слова с гласными Е , Ё , Ю , Я – не предлагать ребенку для определения количества слогов в слове. Затем предлагаются слова из 3-х слогов без стечения согласных типа: б а -н а -н ы , бу-м а -г а , у -р о -к и … Понимать правило: «Сколько гласных, столько и слогов» На каждый слог можно предложить ребенку хлопать в ладоши, делать движение рукой После усвоения выше предложенных рекомендаций ребенок может делить на слоги любые слова.
Что должен понимать ребенок БУКВЫ – видим, пишем и читаем. Понятие «АЛФАВИТ» – буквы в определенном порядке (можно выучить перед поступлением в школу) В дошкольном возрасте учить буквы по названию звуков (не « Бэ », а «Б». Не «Эр», а «Р»). Гласные Согласные
В дошкольном возрасте дети печатают, а не пишут
Этапы обучения слоговому чтению I этап. Чтение буквенных рядов из гласных букв А-О-У-И-Э-Ы , У-И-Э-Ы-А и т.д. Учить читать ребенка слева – направо II этап. Чтение обратных слогов ( слоги начинаются с гласных букв) А М – О М – У М – Ы М – И М – Э М И М – А М – Э М – У М – Ы М – О М и т.д. III этап. Чтение прямых слогов ( слоги начинаются с согласных букв) М А – М О – М У – М Ы – М И – М Э П И – П А – П Э – П У – П Ы – П О и т.д.
Техника обучения слоговому чтению Буквы а у ы о э И м м а м у м ы м о м э м и Р р а р у р ы р о р э р и ш ш а ш у ш о ш э ш и п п а п у п ы п о п э п и л л а л у л ы л о л э л и н н а н у н ы н о н э н и с с а с у с ы с о с э с и к к а к у к ы к о к э к и х х а х у х ы х о х э х и Т т а т у т ы т о т э т и д д а д у д ы д о д э д и ч ч а ч у ч о ч и ц ц а ц у ц ы ц о ц и щ щ а щ у щ и
Чтение слоговой таблицы
Этапы обучения слоговому чтению IV этап. Чтение слогов со стечением согласных СЛ А – СЛ О – СЛ Ы – СЛ У РТ А – РТ О – РТ Ы – РТ У О КЛ – А КЛ – У КЛ – И КЛ… V этап. Чтение слов из одного слога типа: Д О М, М А К, Д Ы М , М И Р VI этап. Чтение слов из двух слогов типа: М У Х А , М У К А , В А Т А , С О К И … VII этап. Чтение слов из трех слогов типа: Б У М А Г А , Б А Н А Н Ы , Р А Б О Т А , К У Б И К И …
Чтение предложений Ребенок должен понимать правила: Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Первое слово в предложение пишется (печатается) с большой буквы, в конце предложения стоит точка. (?!) Обращать внимание детей на то, что имена, фамилии, отчества, клички животных пишутся с большой буквы. Прочитав предложение, ребенок должен его повторить, понять смысл.
Обучаемся чтению с увлечением
Этапы обучения чтению предложений I этап. Чтение предложений из двух слов. II этап. Чтение предложений из трех слов. III этап. Чтение предложений с предлогами. Предлог – слово-помощник, которое помогает понять смысл предложения. IV этап. Чтение текста из 4-5 предложений.
Рекомендации педагога-психолога Не прерывайте резко игры детей, о предстоящем занятии предупредите ребенка за 10 минут. Важен положительный эмоциональный настрой на обучение. Занятия лучше проводить в одно и тоже время, в одном и том же месте. В выходные лучше заниматься в первой половине дня. Длительность занятия 25-30 минут. Не превышайте это время, даже если ребенку очень хочется продолжать. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды деятельности ( физминутки , пальчиковая гимнастика), но не слишком часто. Не занимайте позицию «требовательного учителя». Хвалите ребенка за успехи и за попытку справиться с заданием . Он должен испытывать положительные эмоции при обучении, ждать заслуженную похвалу, видеть, как радуется взрослый его успеху. Не наказывайте за неудачи, подбодрите его добрыми словами, чтобы ребенок поверил в успех . Надо объяснять ребенку, зачем он должен заниматься (чтобы научиться правильно, говорить, чтобы подготовиться к школе). Не используйте «черновики», утомительное переписывание приводит к тому, что у детей пропадает интерес к обучению. Занимайтесь с детьми систематически, тогда к моменту поступления в школу, у него будет сформирован учебный навык.
Эффективность обучения грамоте дошкольника Звуковой анализ и синтез слогов и слов Знание грамматических правил русского языка Развитие мышц мелкой моторики во время печатания Обучение чтению Отношение родителей к занятиям по обучению грамоте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-12039-1352403820.jpg)
Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:- развитие их фонематического слу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/12/picture-642349-1434098163.jpg)
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659387-1440910084.jpg)
презентация "Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Презентация для учителей-логопедов ДОУ...