Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
консультация на тему
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А.Маркова
учитель- дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад № 85»
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
(для педагогов и родителей)
Очень часто нам встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка: усиление симптомов болезни, возникновению психотравм у ребенка, обострению негативных черт характера, увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Для достижения положительных результатов педагогической коррекции и компенсации дефектов развития детей, а также подготовки к обучению в школе необходима правильная организация всей системы воспитания и обучения.
Создание определенных условий
- создать обстановку, приближенную к домашней;
- рекомендуется частая смена видов деятельности, не допуская переутомления;
- четко определить образовательную и лечебную нагрузку на ребенка;
- продумать для занятий индивидуальные задания с частой их сменой;
- ограждать от стрессовых ситуаций в детском саду и дома;
- не оставлять одного в незнакомой ему обстановке;
- исключить психотравмирующую ситуацию, оградить ребенка от этого (предупредить родителей).
Оказание помощи
- постоянная поддержка в виде поощрения со стороны педагогов;
- необходимы закаливающие процедуры;
- рекомендуются занятия лечебной физкультурой и ритмикой;
- предложить заниматься в театральном кружке;
- необходимы отвлекающие мероприятия по преодолению плаксивости и капризности;
- рекомендуется работа с психологом;
- рекомендуется проведение психогимнастики.
Методика работы
- не разговаривать с ребенком громко, все вопросы решать в спокойной доброжелательной форме;
- полноценно отвечать на вопросы ребенка, ориентируя его в неизвестном.
Задачи
- воспитывать уверенность в себе;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Необходимо отметить, что при каждом синдроме существуют индивидуальные рекомендации по работе с ребенком:
Неврозоподобный синдром
- обратить особое внимание на сервировку стола и подачу пищи, привлекать ребенка к сервировке: предложить разложить хлеб в хлебницу, предварительно понюхав и потрогав его;
- вызвать чувство голода перед приемом пищи с помощью сохранных анализаторов, рекомендовано провести экскурсию на кухню, обговорить с ребятами меню, попросить угадать по запаху, что приготовил повар;
- во время дневного засыпания побыть рядом с ребенком, успокаивая его, спеть колыбельную или включить спокойную музыку.
Астеноневротический синдром
- создать условия в период адаптации после длительной болезни, продумывая пребывание близких людей в группе;
- отвлекающие и переключающие занятия по сглаживанию патологических проявлений (слез, обид, тоски и т.д.);
Гипердинамический синдром
- снять гиперактивность ребенка, создавая условия для спокойных занятий и игр;
- приобщать ребенка к занятиям физкультурой и спортом с применением игр малой подвижности с релаксационными упражнениями;
- в подвижных играх упражнять детей подчинению цели игры;
- учиться понимать и действовать сообразно правилам: «нельзя» и «надо» (В.И. Гарбузов);
- создавать релаксационные условия при отходе к дневному сну;
- чаще привлекать к выполнению трудовых поручений.
Эпилептиформный синдром
- в моменты возбуждения и двигательных бурь создавать обстановку эмоционального покоя;
- в период апатии и безразличия к окружающим стимулировать ребенка к участию в играх и занятиях;
- следить за соответствием нагрузки, чередованием отдыха и труда для профилактики судорожных параксизмов.
Церебростеничеекий синдром
- сочетать задачи по интеллектуальному развитию с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок;
- предупреждать утомление, давая отдых во время занятий;
- упражнять память, используя предметно-практические формы организации жизнедеятельности ребенка;
- упражнения для развития мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата.
Гидроцефальный синдром
- избегать длительного пребывания на солнце, организуя игры в тени;
- исключить упражнения с перегрузками на качелях, каруселях с кружением.
Синдром псевдоаутизма
- мягкое и ненавязчивое вовлечение ребенка в деятельность и в контакт с окружающими;
- осуществлять подготовительную работу при перемене задания, обстановки или обстоятельств, напоминая об этапах работы, если ребенок забыл.
Необходима соответствующая работа с родителями в форме:
- консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей; бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребенка;
- убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребенка;
- знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребенком, о необходимости продолжения ее в домашних условиях;
- убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача психоневролога; встречи родителей с психоневрологом и педагогами.
Желаем удачи!
Литература:
- Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся / Общество «Знание», 1991.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. - М., 1990.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.
Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...
Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности
Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности...
Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР
В настоящее время остро ощущается нехватка апробированных коррекционно-развивающих программ, облегчающих формирование произвольности психической активности дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте ск...
«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»
ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ» Приветствие всех участников мастер – класса.Разогрев.Упражнение «Поздоровайс...
Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников
Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана корре...
Памятка "Педагогическая коррекция с детьми страдающими нервно-психическими синдромами"
Памятка для педагогов....