«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»
статья по психологии

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»

 

 

Приветствие всех участников мастер – класса.

Разогрев.

  1. Упражнение «Поздоровайся».

   Цель: Создание психологического настроя на предстоящую работу, снятие психофизического напряжения, развитие  сотрудничества.

   Инструкция: Участники мастер – класса хаотично двигаются  по залу. Ведущий подает знак и всем необходимо разделиться  на пары и:

 

1. Поздороваться друг с другом:

  • Глазами
  • Носами
  • Обнять друг друга
  • Ушами
  • Плечами
  • Локтями
  • Спинами

      2. Придумать и показать свой способ поздороваться друг с другом.

 

Анализ:

  • Какой способ здороваться позволил вам расслабиться?
  • Что лучше здороваться по инструкции или придумывать свой способ здороваться?
  • Ваше состояние после выполнения упражнения?

 

2. Упражнения  из комплекса МЧС. «Настрой на работу»

 

Погружение в тему семинара.

 

3.Упражнение «Стаканчик».

  Цель: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников семинара. « Представьте, что этот стаканчик для самых сокровенных чувств, желаний и мыслей(пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите. На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Анализ:

  • Что вы почувствовали?
  • Ваше состояние сейчас какое?

 

То, что вы сейчас пережили – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы.

 

Презентация темы, информирование.

Итак, тема моего мастер – класса: «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ »

Что же такое нервно – психическое напряжение?

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма.

А что такое стресс?

Стресс  –  состояние   напряжения,   возникающее   при   несоответствии

приспособительных возможностей величине действующей  на  человека  нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и  организма.

Упрощенно говоря, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

 Эти 2 определения одинаковы.

 

Слово "стресс" пришло к нам из  английского  языка  и  в  переводе  означает

"нажим, давление, напряжение".  Первым  дал  определение  стресса  канадский физиолог  Ганс  Селье  в  1936  году.  Стрессу   свойственны   множественные изменения в организме и личности.

 Ведущей  психологической  характеристикой стресса выступает напряжение.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ДОРИСУЙ И ПЕРЕДАЙ»

    ЦЕЛЬ: Снятие психофизического напряжение, сплочение группы.

    ИНСТРУКЦИЯ: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну, в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передаете свой лист вместе  с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад хозяину.

            Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

    АНАЛИЗ:

  • Понравилось ли вам то, что получилось?
  • Поделитесь своими чувствами, настроением.
  • Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

 

Когда ребенок рождается на свет, является ли это для него стрессом? Когда он делает первые шаги? Когда он впервые идет в детский сад? Когда приходит в школу, институт, на работу? Когда мы влюбляемся? Является ли все это стрессом?

         Конечно является.

Как вы думаете, какие виды стресса существуют?

Виды стресса

психологический

физиологический

 

информационный

эмоциональный

Стресс имеет следующие стадии развития:

  1. Реакция тревоги.
  2. Фаза сопротивления, мобилизация организма.
  3. Фаза истощения

УПРАЖНЕНИЕ «ПОТЯНУЛИСЬ - СЛОМАЛИСЬ»

 

Так же различают четыре степени состояния НПН.

1. Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас. Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, «на ходу». Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой.

Используете этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел? Тогда  не забывайте отдыхать, хорошо высыпаться и питаться.

2. Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью.

Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода. Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться.

Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. На работе старайтесь сочетать - два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе. Помните, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3. Третья степень НПН возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет.

Процесс работы над выполнением какого-либо задания затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

  Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4. Наконец, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают, наступает четвертая степень психического напряжения. Ее итог — невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.

Уровень и степень нервно-психического напряжения разнятся в зависимости от различных условий, в особенности, от ресурсов, которыми располагает организм. У физически и психологически тренированных людей даже в экстремальных ситуациях высшие степени психического напряжения возникают редко.

Состояние психического напряжения, если оно не представлено третьей и четвертой стадиями, есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние и на организм, и на психическое состояние.

К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа.

Психическое и физическое истощение возникает чрезвычайно быстро, ведь организм работает на износ.

УПРАЖНЕНИЕ «СПОЕМТЕ МОЛЧА, ДРУЗЬЯ!» (Показать пантомимой названия песен)

Упражнение "Звуковая гимнастика"

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

Х - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

Основные симптомы  стресса:

  1. рассеянность;
  2. повышенная возбудимость;
  3. постоянная усталость;
  4. потеря чувства юмора;
  5. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
  6. пристрастие к алкогольным напиткам;
  7. нарушения сна и аппетита;
  8. ухудшение памяти;
  9. полное отсутствие источников радости.

 

Однако со всеми этими бедами все-таки можно справиться.

Что же может помочь нам снять НПН?

 

КОНКУРС «ПРОЩАЙ, НАПРЯЖЕНИЕ» (МЯЧИКИ)

ЦЕЛЬ: Снятие психофизического напряжение, сплочение группы.

 

Методы  снятия сильного эмоционального или физического напряжения.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох - медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания - максимальный уровень напряжения;
  • выдох - расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта - маска смеха, с выдохом - расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом - энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта - с выдохом - расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания - секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука "т", "д"). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон» и др.

4. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

5. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

6. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ КОМПЛЕКСА МЧС

 

Упражнения на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации

Упражнение "Психоэнергетический зонтик"

Упражнение проводится в первые минуты занятия или периодически в течение всего занятия.

Воспитатель встает перед ребятами, желательно в центре  комнаты, и в процессе объяснения  старается представить, что над группой образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика"на протяжении всего занятия.

Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

Упражнение "Настроение"

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Упражнение "Пресс"

Его рекомендуется практиковать перед , разговором с "трудным"ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

Упражнения на снятие психомышечного напряжения

Упражнение "Гора с плеч"

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение "Замок"

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох –поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение на расслабление мышц рук

Педагоги часто сталкиваются с профессиональными заболеваниями рук. Чаще всего они выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах, запястье, предплечье и плечевом поясе.

1. Широко раздвигаем пальцы руки. Все пальцы, кроме большого, опускаем на ладонь с легким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не сгибать.

2. Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца. Ударяем по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

3. Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.

4. Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы.

5. Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сжаты в кулак при минимальном напряжении. Кисть при спокойном положении руки делает круговое движение вправо, потом влево. То же повторяют другой рукой.

 

Упражнения-настрои

У воспитателя  не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые воспитатель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

Настрой на работу

"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".

Настрой в течение рабочего дня

"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

"Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом".

"Я люблю своих ваоспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими воспитанниками".

Настрой перед сложным разговором

"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".

Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности

"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".

Настрой на уверенность в себе

"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".

Настрой на любовь к профессии и детям

"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".

Утренние и вечерние настрои

"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".

"Я люблю своих воспитанников Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками".

Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.

Звук "О"– воздействует на сердце, легкие;

Звуки "Я", "М"– воздействуют на работу всего организма;

Звук "ХА"– помогает повысить настроение.

Упражнение "Голосовая разрядка"

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание.
На выдохе издать резкий звук "Ух!"

Учебно-оздоровительная программа "Мироток"

В 1993 г. И.Э. Бендицкий, хирург, ортопед-травматолог, реабилитолог, разработал учебно-оздоровительную программу "Мироток", направленную на восстановление здоровья человека.

"Мироток"позволяет обучить человека методикам самостоятельного восстановления и поддержания стабильного состояния здоровья. С помощью визуального восприятия сюжета, цвета и формы живописных полотен Бендицкого запускается образный творческий процесс по восстановлению здоровья.

Картина "Отраженная осень"

Зеркальное отражение жизненных процессов требует от нас соблюдения правила: "не обманывай самого себя и принимай реальность бытия". Живописное полотно нормализирует ритмические процессы в организме при стрессовых ситуациях.

Картина "Горное озеро"

Глубина синей воды и чистый горный воздух создают пространство для гармонии внутреннего мира человека.

Картина "Роза и янтарь"

Гармония с прошлым, сегодняшним и будущим дарит энергию жизни и здоровья.

Картина "Морской берег"

На картине – балтийский берег, горячий песок и холодные воды моря. Переход цвета на картине отражает оптимальный ритмический процесс в организме. Картина помогает в поддержании стабильного здоровья каждого человека.


КОНКУРС С ШАРИКАМИ

Масла эфирные и ароматерапия

   Ароматерапия - это метод терапии с применением натуральных эфирных масел, она безвредна и проста в применении. Практически все масла обладают ярко выраженными антисептическими, антивирусными, бактерицидными, противовоспалительными и омолаживающими свойствами. Положительно воздействуют на центральную нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процесс саморегуляции и иммунитета, нормализуют гормональный обмен, улучшают работу всех систем организма, восстанавливают гармонию души и тела. Эфирные масла не имеют негативного побочного эффекта, не вызывают привыкания, и, следовательно, снижения уровня действия, не нарушают естественный гомеостаз человека.

Ароматерапия.

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых необходимо знать:                                                                       

1) индивидуальная непереносимость масла (аллергия)                               

2) беременность        

3) эпилепсия                                                            

4) при болезнях почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

 

Способы распространения эфирных масел различны: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, в том числе точечный.

Рекомендации по применению даются вместе с маслом в аптеке.

Ароматизация помещения: 3-5 капель в аромалампу, заправленную водой и зажечь свечу. длительность процедуры – 15 – 30 минут.

ароматы, которые применяют при:

  • переутомлении – апельсин, бергамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза
  • депрессивных состояниях – корица, лаванда, пихта, роза, шалфей
  • раздражительности – анис, ель, кипарис, мандарин, мелисса, можжевельник, розмарин
  • повышенной эмоциональности – жасмин, лаванда, ладан, мелисса, мята, роза, сандал, сосна

УПРАЖНЕНИЕ «КИНОПРОБА» (на развитие собственной значимости)

1.Перечислите 5 моментов своей жизни, которыми вы гордитесь

2.Выбирите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего

Встаньте и произнесите, обращаюсь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но…..»

 

КОЛЛАЖ НА ТЕМУ «СТРЕСС И БОРЬБА СНИМ» В МАЛЫХ ГРУППАХ

      МАТЕРИАЛ: листы ватмана, клей, журналы

 

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  • не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
  • планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
  • быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению;
  • в каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
  • представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Д. Фонтана (1995) дает пять советов по управлению стрессом.
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после музыки  и т. д., а не потому, что они не уважают воспитателя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не "застревать" на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1.Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2.Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

КОЛЛАЖ НА ТЕМУ «А сейчас я хочу….»

МАТЕРИАЛ: листы ватмана, клей, журналы

 

Просмотр АЛЬБОМА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.

 

Повторение всего комплекса МЧС

 

 УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

       Цель: снятие напряжения. Создание теплой, дружеской обстановки, основанной на  доверии и понимании окружающих для завершения семинара.

      МАТЕРИАЛЫ: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.

      ИНСТРУКЦИЯ: Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы с находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на  нашу солнечную поляну.

            Посмотрите. Какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойдете к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов.

 

Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого".

РЕФЛЕКСИЯ

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»

Дата проведений ______________________

Приветствие всех участников мастер – класса.

Разогрев.

  1. Упражнение «Поздоровайся».

   Цель: Создание психологического настроя на предстоящую работу, снятие психофизического напряжения, развитие  сотрудничества.

   Инструкция: Участники мастер – класса хаотично двигаются  по залу. Ведущий подает знак и всем необходимо разделиться  на пары и:

1. Поздороваться друг с другом:

  • Глазами
  • Носами
  • Обнять друг друга
  • Ушами
  • Плечами
  • Локтями
  • Спинами

      2. Придумать и показать свой способ поздороваться друг с другом.

Анализ:

  • Какой способ здороваться позволил вам расслабиться?
  • Что лучше здороваться по инструкции или придумывать свой способ здороваться?
  • Ваше состояние после выполнения упражнения?

2. Упражнения  из комплекса МЧС. «Настрой на работу»

Погружение в тему семинара.

3.Упражнение «Стаканчик».

  Цель: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников семинара. « Представьте, что этот стаканчик для самых сокровенных чувств, желаний и мыслей(пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите. На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Анализ: 

  • Что вы почувствовали?
  • Ваше состояние сейчас какое?

То, что вы сейчас пережили – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы.

Презентация темы, информирование.

Итак, тема моего мастер – класса: «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ »

Что же такое нервно – психическое напряжение?

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма.

А что такое стресс?

Стресс  –  состояние   напряжения,   возникающее   при   несоответствии

приспособительных возможностей величине действующей  на  человека  нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и  организма.

Упрощенно говоря, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

 Эти 2 определения одинаковы.

Слово "стресс" пришло к нам из  английского  языка  и  в  переводе  означает

"нажим, давление, напряжение".  Первым  дал  определение  стресса  канадский физиолог  Ганс  Селье  в  1936  году.  Стрессу   свойственны   множественные изменения в организме и личности.

 Ведущей  психологической  характеристикой стресса выступает напряжение.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОРИСУЙ И ПЕРЕДАЙ»

    ЦЕЛЬ: Снятие психофизического напряжение, сплочение группы.

    ИНСТРУКЦИЯ: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну, в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передаете свой лист вместе  с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад хозяину.

        Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

    АНАЛИЗ:

  • Понравилось ли вам то, что получилось?
  • Поделитесь своими чувствами, настроением.
  • Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Когда ребенок рождается на свет, является ли это для него стрессом? Когда он делает первые шаги? Когда он впервые идет в детский сад? Когда приходит в школу, институт, на работу? Когда мы влюбляемся? Является ли все это стрессом?

         Конечно является.

Как вы думаете, какие виды стресса существуют?

Виды стресса

№1

№2

Стресс имеет следующие стадии развития:

  • Реакция тревоги.
  • Фаза сопротивления, мобилизация организма.
  • Фаза истощения

УПРАЖНЕНИЕ «ПОТЯНУЛИСЬ - СЛОМАЛИСЬ»

Так же различают четыре степени состояния НПН.

1. Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас. Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, «на ходу». Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой.

Используете этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел? Тогда  не забывайте отдыхать, хорошо высыпаться и питаться.

2. Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью.

Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода. Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться.

Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. На работе старайтесь сочетать - два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе. Помните, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3. Третья степень НПН возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет.

Процесс работы над выполнением какого-либо задания затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

  Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4. Наконец, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают, наступает четвертая степень психического напряжения. Ее итог — невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.

Уровень и степень нервно-психического напряжения разнятся в зависимости от различных условий, в особенности, от ресурсов, которыми располагает организм. У физически и психологически тренированных людей даже в экстремальных ситуациях высшие степени психического напряжения возникают редко.

Состояние психического напряжения, если оно не представлено третьей и четвертой стадиями, есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние и на организм, и на психическое состояние.

К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа.

Психическое и физическое истощение возникает чрезвычайно быстро, ведь организм работает на износ.

УПРАЖНЕНИЕ «СПОЕМТЕ МОЛЧА, ДРУЗЬЯ!» (Показать пантомимой названия песен) 

Упражнение "Звуковая гимнастика"

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

Х - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

Основные симптомы  стресса:

  • рассеянность;
  • повышенная возбудимость;
  • постоянная усталость;
  • потеря чувства юмора;
  • резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
  • пристрастие к алкогольным напиткам;
  • нарушения сна и аппетита;
  • ухудшение памяти;
  • полное отсутствие источников радости.

Однако со всеми этими бедами все-таки можно справиться.

Что же может помочь нам снять НПН?

КОНКУРС «ПРОЩАЙ, НАПРЯЖЕНИЕ» (МЯЧИКИ)

ЦЕЛЬ: Снятие психофизического напряжение, сплочение группы.

  1. Методы  снятия сильного эмоционального или физического напряжения.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох - медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания - максимальный уровень напряжения;
  • выдох - расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2.
Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3.
Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4.
Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта - маска смеха, с выдохом - расслабить напряженные мышцы.
5.
Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом - энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта - с выдохом - расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания - секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука "т", "д"). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.
  1. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон» и др.

  1. 4. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  1. 5. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. 6. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ КОМПЛЕКСА МЧС

Упражнения на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации

Упражнение "Психоэнергетический зонтик"

Упражнение проводится в первые минуты занятия или периодически в течение всего занятия.

Воспитатель встает перед ребятами, желательно в центре  комнаты, и в процессе объяснения  старается представить, что над группой образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика"на протяжении всего занятия.

Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

Упражнение "Настроение"

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Упражнение "Пресс"

Его рекомендуется практиковать перед , разговором с "трудным"ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

Упражнения на снятие психомышечного напряжения

Упражнение "Гора с плеч"

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение "Замок"

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох –поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение на расслабление мышц рук

Педагоги часто сталкиваются с профессиональными заболеваниями рук. Чаще всего они выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах, запястье, предплечье и плечевом поясе.

1. Широко раздвигаем пальцы руки. Все пальцы, кроме большого, опускаем на ладонь с легким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не сгибать.

2. Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца. Ударяем по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

3. Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.

4. Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы.

5. Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сжаты в кулак при минимальном напряжении. Кисть при спокойном положении руки делает круговое движение вправо, потом влево. То же повторяют другой рукой.

Упражнения-настрои

У воспитателя  не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые воспитатель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

Настрой на работу

"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".

Настрой в течение рабочего дня

"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

"Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом".

"Я люблю своих ваоспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими воспитанниками".

Настрой перед сложным разговором

"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".

Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности

"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".

Настрой на уверенность в себе

"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".

Настрой на любовь к профессии и детям

"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".

Утренние и вечерние настрои

"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".

"Я люблю своих воспитанников Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками".

Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.

Звук "О"– воздействует на сердце, легкие;

Звуки "Я", "М"– воздействуют на работу всего организма;

Звук "ХА"– помогает повысить настроение.

Упражнение "Голосовая разрядка"

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание.
На выдохе издать резкий звук "Ух!"

Учебно-оздоровительная программа "Мироток"

В 1993 г. И.Э. Бендицкий, хирург, ортопед-травматолог, реабилитолог, разработал учебно-оздоровительную программу "Мироток", направленную на восстановление здоровья человека.

"Мироток"позволяет обучить человека методикам самостоятельного восстановления и поддержания стабильного состояния здоровья. С помощью визуального восприятия сюжета, цвета и формы живописных полотен Бендицкого запускается образный творческий процесс по восстановлению здоровья.

Картина "Отраженная осень"

Зеркальное отражение жизненных процессов требует от нас соблюдения правила: "не обманывай самого себя и принимай реальность бытия". Живописное полотно нормализирует ритмические процессы в организме при стрессовых ситуациях.

Картина "Горное озеро"

Глубина синей воды и чистый горный воздух создают пространство для гармонии внутреннего мира человека.

Картина "Роза и янтарь"

Гармония с прошлым, сегодняшним и будущим дарит энергию жизни и здоровья.

Картина "Морской берег"

На картине – балтийский берег, горячий песок и холодные воды моря. Переход цвета на картине отражает оптимальный ритмический процесс в организме. Картина помогает в поддержании стабильного здоровья каждого человека.


КОНКУРС С ШАРИКАМИ

Масла эфирные и ароматерапия

   Ароматерапия - это метод терапии с применением натуральных эфирных масел, она безвредна и проста в применении. Практически все масла обладают ярко выраженными антисептическими, антивирусными, бактерицидными, противовоспалительными и омолаживающими свойствами. Положительно воздействуют на центральную нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процесс саморегуляции и иммунитета, нормализуют гормональный обмен, улучшают работу всех систем организма, восстанавливают гармонию души и тела. Эфирные масла не имеют негативного побочного эффекта, не вызывают привыкания, и, следовательно, снижения уровня действия, не нарушают естественный гомеостаз человека.

Ароматерапия.

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых необходимо знать:                                                 

1) индивидуальная непереносимость масла (аллергия)                        

2) беременность        

3) эпилепсия                                                

4) при болезнях почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

Способы распространения эфирных масел различны: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, в том числе точечный.

Рекомендации по применению даются вместе с маслом в аптеке.

Ароматизация помещения: 3-5 капель в аромалампу, заправленную водой и зажечь свечу. длительность процедуры – 15 – 30 минут.

ароматы, которые применяют при:

  • переутомлении – апельсин, бергамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза
  • депрессивных состояниях – корица, лаванда, пихта, роза, шалфей
  • раздражительности – анис, ель, кипарис, мандарин, мелисса, можжевельник, розмарин
  • повышенной эмоциональности – жасмин, лаванда, ладан, мелисса, мята, роза, сандал, сосна

УПРАЖНЕНИЕ «КИНОПРОБА» (на развитие собственной значимости)

1.Перечислите 5 моментов своей жизни, которыми вы гордитесь

2.Выбирите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего

Встаньте и произнесите, обращаюсь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но…..»

КОЛЛАЖ НА ТЕМУ «СТРЕСС И БОРЬБА СНИМ» В МАЛЫХ ГРУППАХ

      МАТЕРИАЛ: листы ватмана, клей, журналы

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  • не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
  • планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
  • быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению;
  • в каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
  • представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после музыки  и т. д., а не потому, что они не уважают воспитателя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не "застревать" на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1.Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2.Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

КОЛЛАЖ НА ТЕМУ «А сейчас я хочу….»

МАТЕРИАЛ: листы ватмана, клей, журналы

Просмотр АЛЬБОМА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.

Повторение всего комплекса МЧС

 УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

       Цель: снятие напряжения. Создание теплой, дружеской обстановки, основанной на  доверии и понимании окружающих для завершения семинара.

      МАТЕРИАЛЫ: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.

      ИНСТРУКЦИЯ: Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы с находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на  нашу солнечную поляну.

        Посмотрите. Какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойдете к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов.

Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого".

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов " Симптомы нервно- эмоционального напряжения у детей"

О   том, что  ваш   ребенок  находится  под  воздействием  сильного  нервно-  эмоционального  напряжения,  вы  можете  судить  по ...

Статья "Роль релаксационных упражнений для снятия нервно -психического напряжения у взрослых и детей"

Научить взрослых и детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и беречь свой организм....

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами...

Лекция с практическими занятиями на тему:" Способы снятия нервно - психического напряжения"

Вам  нужно  любить  все,  что  вы  делаете.  Или,  иначе,  делайте  то,  что  можете  делать  с  любовью.  Так  гла...

Снижение нервно-психического напряжения у детей с ОВЗ через игры-релаксации

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Консультация "Способы снятия нервно-психического напряжения"

Советы по снятию нервно -психического напряжения...

Памятка для родителей «Как снять нервное напряжение у детей» Упражнение на снятие нервного напряжения у детей ЗПР

Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства....