Программа социального партнерства с семьей
методическая разработка на тему
В этой программе отражены все аспекты работы с родителями за три года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik_programmy.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МБДОУ
детского сада №5 «Улыбка»
_______________Сорокина Н.М.
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка
Семейный детский сад «Ягодка»
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ
Выполнила: Снегова Л.Е.
2012 – 2015 уч. года
г.Семенов
-2015 г.-
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Принципы взаимодействия с родителями.
В связи с выше изложенным, можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Планирование работы с родителями воспитанников
2012 – 2013 уч. год
Первая младшая группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Анкетирование | «Давайте познакомимся» | Собрать и уточнить сведения о детях и родителях | Сентябрь |
2 | Папка - передвижка | «Наша группа, наш детский сад» | Познакомить родителей с сотрудниками, Традициями детского сада и группы | Сентябрь |
3 | Оформить стенд для родителей | «Режим дня», «Правила для родителей», «Мы занимаемся» | Познакомить родителей с режимом дня, Жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома | Сентябрь |
4
| Консультация | «Адаптационный период» | Дать рекомендации для быстрейшего привыкания ребенка к д /с | Сентябрь |
5 | Индивидуальные беседы | «Погода и одежда» | Дать понятие родителям ,что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка | Октябрь |
6 | Конкурс на лучшую осеннюю композицию | «Красавица осень» | Раскрыть возможности родителей | Октябрь |
7 | Оформление альбома | «Моя семья» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
8 | Конкурс рисунков | Волшебные ладошки «Золотая осень» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
9 | Обновить родительский уголок статьей | «Грипп и его осложнения» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
10 | Родительское собрание | «Особенности развития детей 2-3 лет . Возможности самообслуживания детей этого возраста» | Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития, Какие задачи решаются в д/с по формированию у детей КГН | Ноябрь |
11 | Посещение семей | «Когда все дома» | Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье | Ноябрь |
12 | Анкетирование | «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? » | Выяснить отношение родителей к книге в Процессе воспитания | Ноябрь |
13 | Консультация | «Как справляться с детскими капризами» | Дать родителям возможность задуматься о поведении ребенка | Ноябрь |
14 | День открытых дверей | «Водичка, водичка, Умой мое личико ….» | Познакомить с художественным словом во время формирования КГН | Декабрь |
15 | Индивидуальные консультации | «Если ребенок плохо ест» | Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка | Декабрь |
16 |
Консультация | «Телевизор друг или враг?» | Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора | Декабрь |
17 | Папка-передвижка | «Самостоятельность прививаем и про нее не забываем» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | Декабрь |
18 | Праздник | «В гости к Деду Морозу» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
19 | Выставка | «Елочка красавица» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах | январь |
20 | Консультация | «Роль родителей к приобщению ребенка к чтению» | Повысить компетентность родителей в выборе художественной литературы, формировании традиций семейного чтения, развивать навыки общения с детьми, вести беседу, задавать вопросы | Январь |
21 | Памятка в родительском уголке | «Читаем детям» | Январь | |
22 | Посещение семей | «Когда все дома» | Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье | Февраль |
23 | Интервьюирование родителей | «Какое значение имеет питание для здоровья детей?» | Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе | Февраль |
24 | Презентация семьи | «Здоровье детей зависит от нас» | Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению детей | Февраль |
25 | Индивидуальные консультации | «Способы реагирования на негативное поведение ребенка» | Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу | Февраль |
26 | Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка | «Мешочки для метания» | Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе | Февраль |
27 | Праздник | «Мамочка на праздник к нам пришла» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
28 | Участие родителей в изготовлении поделок на 8 марта | «Портрет моей мамы» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери | Март |
29 | Папка- передвижка | «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет» | Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга | Март |
30 | Открытое интегрированное занятие с элементами рисования | «Корзинка малинки» | Показать, каких результатов достиг ребенок | Март |
31 | Индивидуальное консультирование | «Режим дома» | Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребенка | Апрель |
32 | Консультация с папами | «Роль папы в воспитании ребенка» | Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы | Апрель |
33 | Субботник | «Цвети наш сад» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
34 | Круглый стол | «Учите детей говорить правильно» | Повышать педагогический опыт родителей с целью формирования правильной речи |
Май |
35 | Семинар-практикум |
| ||
36 | Фотосессия с привлечением родителей | «Весенняя прогулка» | Познакомить родителей с содержанием прогулки | Май |
Планирование работы с родителями воспитанников
2013 – 2014 уч. год
Вторая младшая группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Анкетирование | «Основы здоровье сбережения ребенка» | Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению детей, учитывая индивидуальные особенности | Сентябрь |
2 | Папка - передвижка | «Здоровый малыш» | Познакомить родителей с основными способами закаливания | Сентябрь |
3
| Консультация | «Воспитываем здорового ребенка» | Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни | Сентябрь |
4 |
Схема | «Порядок одевания на прогулку» | Познакомить с порядком одевания на прогулку | Сентябрь |
5 | Участие родителей в изготовлении поделок на выставку | «Овощная фантазия» | Раскрыть возможности родителей | Октябрь |
6 | Оформление альбома | «Семейный отдых» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
7 | Участие родителей в изготовлении нестандартного оборудования по оздоровлению детей | «Массажные коврики» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
8 | Оформить стенд | «Осенняя прогулка» | Создать радостное настроение от совместного творчества с ребенком | Октябрь |
9 | Обновить родительский уголок статьей | «Профилактика простудных заболеваний» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
10 | Родительское собрание | «Детские капризы» | Поиск совместных путей решения проблем воспитания | Ноябрь |
11 | Посещение семей | «Когда все дома» | Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье | Ноябрь |
12 | Анкетирование | «Почему капризничает мой ребенок?» | Выяснить мнение родителей о причинах капризов детей | Ноябрь |
13 | Выставка программных книг | «Ребенок и книга» | Познакомить родителей с художественной литературой для детей 3-4- лет | Ноябрь |
14 | Рекомендации о способах развития тонкой моторики детей | «Наши пальчики» | Познакомить родителей со способами развития тонкой моторики | Декабрь |
15 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
16 | Папка-передвижка | «Учим стихотворения к Новому году» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | Декабрь |
17 | Праздник | «Как Дед Мороз подарки искал» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
18 | Консультация | «Поиграем с детьми дома» | Повысить компетентность родителей в общения с детьми, вести беседу, задавать вопросы | Январь |
19 | Памятка в родительском уголке | «Отвечаем почемучкам» | Январь | |
20 | Участие родителей в обшивании кукол по профессиям | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Январь |
21 | Зимнее оформление участка | «Терем Деда Мороза» | Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка | Январь |
22 | Интервьюирование родителей | «Дорога - опасность» | Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе | Февраль |
23 | Участие родителей в изготовлении макета | «Дорожное движение» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Февраль |
24 | Оформление альбома | «Физкультура и спорт в моей семье» | Привлечь родителей к созданию альбома | Февраль |
25 | День открытых дверей | «Побудка. Закаливающие мероприятия после сна» | Познакомить родителей с оздоровительными мероприятиями в группе, подвести понимание родителей о необходимости проведения их дома | Февраль |
26 | Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка | Флажки, ленты, косички | Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе | Февраль |
27 | Праздник | «Милая моя мамочка» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
28 | Конкурс поделок | «Подарок любимой мамочке» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери | Март |
29 | Папка - передвижка (фото репортаж с праздника) | «Интересные моменты» | Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника | Март |
30 | Участие родителей в пополнение мини музея | «Матрешки» | Участие родителей в жизни группы | Март |
31 | Папка - передвижка | «Что такое народная игрушка?» | Просветить родителей в вопросе о народной игрушке | Апрель |
32 | Консультирование | «Какие растения лечат?» | Проинформировать родителей в народной медицине | Апрель |
33 | Индивидуальное консультирование | «Учебные навыки» | Повысить уровень осведомленности родителей в области учебных навыков на конец года | Апрель |
34 35 | Субботник Презентация | «Цвети наш сад» «Мы выросли! | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке Вызвать эмоциональный отклик у родителей | Апрель Май |
36 | Оформление стенда на летний период | «Здравствуй, лето!» | Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени | Май |
Планирование работы с родителями воспитанников
2014 – 2015 учебный год
Средняя группа
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Групповое родительское собрание | «Здравствуй, детский сад!» | Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно начать работу в новом году | Сентябрь |
2 | Консультация в родительский уголок | « Особенности развития ребенка 4-5 лет» | Познакомить родителей с особенностями развития ребенка 4-5 лет | Сентябрь |
3 | Беседа с родителями | «Ребенок и родитель» | Познакомить родителей о роли всех членов семьи в воспитании ребенка | Сентябрь |
4
| Консультация в уголок здоровья | «Витаминный календарь. Осень» | Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни | Сентябрь |
5 |
Участие родителей в изготовлении поделок на выставку | «Цветочная композиция» | Раскрыть возможности родителей | Октябрь |
6 | Консультация в родительский уголок | «Учим личным примером» | Сформировать знания у родителей по данной проблеме | Октябрь |
7 | Анкетирование | «Во что играют наши дети?» | Выявить занятость детей в домашних условиях | Октябрь |
8 | Участие родителей в изготовлении нестандартного оборудования по оздоровлению детей | «Гимнастика для глаз и пособия для дыхательной гимнастики» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
9 | Дополнение в родительский угол информацией | «Грипп. Прививать или нет» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
10 | Родительское собрание | «Мы выросли!» | Поиск совместных путей решения проблем воспитания | Ноябрь |
11 | Праздник | «Осенние посиделки» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Ноябрь |
12 | Помощь в оформлении уголка | «Наш город самый лучший» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Ноябрь |
13 | Консультация | « Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет» | Дать родителям возможность задуматься о воспитании культурно – гигиенических навыков у детей | Ноябрь |
14 | Беседа | «Принципы правильного общения с ребёнком» | Познакомить родителей со принципами правильного общения с ребенком | Декабрь |
15 | Совместная художественная деятельность родителей и детей | «Снегуркины подарки» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Декабрь |
16 | Анкетирование | «Домашние праздники и традиции» | Выявить праздники и традиции в семьях | Декабрь |
17 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
18 |
Проектная работа | «Коровушка – матушка» | Вовлекать родителей в накоплении учебного материала в группе | Январь |
19 | Консультация в родительский уголок | «Нравственно-патриотическое воспитание детей» | Расширить представления родителей по данной теме | Январь |
20 | Информация | « Тренинговые игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительских взаимоотношений.» | Познакомить с практическими упражнениями | Январь |
21 | Внутригрупповой конкурс рисунков | «Зимние забавы» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе | Январь |
22 | Консультация в уголок | «Папа самый , самый!» | Привлечь внимание родителей рассмотреть информацию вместе с ребенком | Февраль |
23 | Анкетирование | «Моя семья и спорт» | Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе | Февраль |
24 | Информация | «Что должно беспокоить родителей в ребенке?» | Поделится советами по данному вопросу | Февраль |
25 | Участие родителей в изготовлении макета | «Дикие животные» | Создать радостное настроение от совместного творчества | Февраль |
26 | Праздник | «Федорино горе» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
27 | Консультация в родительский уголок | «Играем с детьми в сюжетные игры» | Предоставить родителям информацию о сюжетных играх, влияние их на развитие детей | Март |
28 | Беседа | «Волшебный слова» | Прививать уважение и вежливое обращение взрослых и детей | Март |
29 | Информация | «Витаминный календарь. Весна» | Повысить уровень знаний родителей по этому вопросу | Март |
30 | Консультирование | «Развитие творческих способностей у детей». | Проинформировать родителей в вопросе развития творческих способностей у детей | Апрель |
31 | Индивидуальное консультирование | « Профилактика детского травматизма» | Повысить уровень осведомленности родителей в области травма опасных предметов в быту | Апрель |
32 | Беседа | «Соблюдаем режим дня дома» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
33 | Родительское собрание | «Подведем итоги совместной работы!» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей | Май |
34 | Консультация в родительский уголок | «Скоро лето. Безопасное поведение дошкольника». | Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени | Май |
35 | Консультация для родителей | «Здоровье ребёнка .Советы по профилактике» | Май | |
36 | Беседа | «Развивающие игры летом». | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг
Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...