Родительское собрание"Патриотическое воспитание через народные игры и забавы".
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании
«Патриотическое воспитание через народные игры и забавы»
Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений в патриотическом воспитании.
В национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается: образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Главным моментом являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и любят ее наши предки.
Целью в военно-патриотическом направлении является воспитание в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Здесь мы проводим спортивные досуги. Так у нас в этом году прошла «Богатырская сила» в рамках спортивного развлечения.
Познакомили детей с российским гербом, флагом, гимном, олимпийскими символами нашей страны, отметили и прошлые олимпийские события, таким образом, привив интерес к историческому прошлому Россию.
В мае планируется проведение акции «Бессмертный полк», приуроченной к «Дню победы».
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
У наших детей есть прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Для этого в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно–оздоровительная среда: спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок, стандартное и нестандартное оборудование, картотеки народных игр.
Патриотическое воспитание на занятиях Физкультуры проходит через физические упражнения, русские и татарские народные игры.
Утреннюю гимнастику и ОРУ периодически провожу под фольклорные мелодии.
Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в физических упражнениях.
Называем мы ее «веселой гимнастикой», упражнения основаны на использовании мелодий русских народных песен т. к. именно русские народные песни знакомы детям с самого раннего дошкольного возраста, практически с колыбели, возле которой их пела им мама.
«Веселая гимнастика» решает такие задачи:
- формирует познавательный интерес к музыке и движению под музыку;
- развивает общую моторику, координацию, двигательную память;
- развивает память, речь, чувство ритма, чувство темпа.
Практически каждое упражнение из комплекса «веселой гимнастики» можно использовать на утренней гимнастике.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены своими руками, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой нужно начинать ещё с младшего дошкольного возраста.
Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
Дальше стоит задача - познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную перед ним задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходит по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры надо привлекать внимание детей к ее содержанию. Задав один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. В конце игры обращать внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
Предлагать способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады.
Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки, на золотом крыльце сидели… кулачки).
Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.
Существуют и другие жеребьевки — угады. Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!»
Ребята уже этого возраста уже сами могут проводить простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого: «Бабка-ёжка», «Жмурки», «В углы»…
Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток.
Также на занятиях по Физкультуре я использую подвижные игры народов.
Народные игры, речевки, упражнения, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических спортивно - развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Патриотическое воспитание дошкольников" (конспект, презентация) - 2015 г.
Патриотическое воспитание в средней группе....
«Патриотическое воспитание через народное творчество»
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности родного языка, б...
протокол родительского собрания " Патриотическое воспитание"
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички – все это Родина.Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны ...
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Народные игры в укреплении и сохранении здоровья детей»
Повышение уровня знаний родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей....
Практикум «Воспитание нравственно – патриотических чувств через народные игры»
Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубоча...
Мастер-класс для воспитателей "Воспитание патриотических чувств через народную игру"
Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят г...