Практикум «Воспитание нравственно – патриотических чувств через народные игры»
материал

Гузь Галина Васильевна

Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народанародному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_original_28.09.22.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Практикум

«Воспитание нравственно – патриотических чувств через народные игры»

Подготовила: Гузь Галина Васильевна

Актуальность:

Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народанародному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми народными играми

2. Закрепить знания участников мастера-класса об организации и проведении народных игр.

3. Вызвать у педагогов желание проводить и организовывать народные игры.

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), нравственно-патриотическое воспитание детей рассматривается как одно из важнейших направлений.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается: образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди. 
- Какие атрибуты используются в русских народных играх?
(палочка, платочек, мяч, игрушка) 
- Главная роль в народной игре? (водящий) 
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей?
(правила игры) 
- Для чего нужна считалка в игре?
(чтобы выбрать водящего) 
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок) 
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) 
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир  народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Хороводная игра 2 «Жаворонок»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста основы культуры русского народа при знакомстве с бытом и жизнью народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями

Задачи:

1.Воспитывать уважение и интерес к русскому народу

2.Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам

22 марта по народному календарю — праздник прилета птиц или Жаворонки.

Главным атрибутом праздника считается выпечка булочек в виде жаворонков. На празднике всем раздают печёных жаворонков и они бегут на улицу и говорят заклички зазывают весну.

Ну и конечно играют в различные игры.

(Пригласить педагогов для игры)

Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.

Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают

(Предложить воспитателям по считалке выбрать водящего)

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

(Рассказать участникам правила игры)

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Русская народная игра «Жаворонок» 

(водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Башкирская народная игра «Юрта»

В Башкирии очень дружно живут русские, башкиры, татары и люди многих других национальностей. У народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. Они любят танцевать и петь. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы и играют в башкирские национальные игры.

 Юрта представляет собой переносное жилище. Переносной дом должен был обладать сразу несколькими особенными характеристиками: быстро собираться и разбираться; быть достаточно легким для переноски; быть удобным для жилья; сохранять тепло зимой и прохладу в летний зной.

Конструкция юрты максимально проста и удобна в сборке. 2-3 человека могут справиться со сборкой буквально за час. Перевозить ее в разобранном состоянии можно на лошадях или верблюдах.

«Юрта» (башкирская)

Дети разбиваются на несколько команд по 4 человека. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один стул и один платок, повешенный на стул. Дети встают в круг каждая четверка вокруг своего стула и, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы весёлые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Затем дети встают в общий круг, и пока будет звучать музыка, водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.

 

Татарская народная игра «Хлопушки»

Цель и задачи: Упражнять в быстром беге, умении ускоряться и

финишировать; развивать скоростные качества, быстроту реакции,

ловкость.

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Вывод:

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны,  создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б.    Исторически сложилось так, что любовь к Р...

Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

« Воспитание патриотических чувств через народные подвижные игры.»

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят г...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через сюжетно-ролевые игры

   Работа по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает в том числе использование сюжетно-ролевой игры, как значимого средства в этом направлении, так как сюжетно-ролевая игр...

Мастер-класс для воспитателей "Воспитание патриотических чувств через народную игру"

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят г...