Особенности организации взаимодействия педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной образовательной среды
консультация (младшая группа)

Демченко Зинаида Яковлевна

Как создать благоприятные условия для работы с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

    Особенности  организации взаимодействия  педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной  образовательной среды

          «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные    

              учреждения, самыми  главными  мастерами,   формирующими  

              разум и мысли малышей, являются отец и мать»

                                                             В. А. Сухомлинский.

 Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

  Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

 Для каждого человека семья выполняет эмоциональную функцию, защищающую человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Но современная семья утрачивает свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение: члены семьи стали меньше общаться друг с другом.  Люди очень много работают, сосредотачивают внимание только на финансовой стороне своей жизни. А дети из-за этого остаются без  внимания родителей…

 Родители с радостью ждут момента, когда ребенок будет посещать детский сад. Но  малыша к этому не готовят, в результате у ребенка психологический стресс: он без мамы в чужом месте. Все мечты родителей рухнули и в этом виноват только воспитатель.

 Актуальность проблемы.

  • Дефицит знаний у родителей, как подготовить ребенка к детскому саду.
  • Недостаток информации у родителей о методах работы с детьми в детском учреждении.
  • Нежелание родителей заниматься с детьми в домашних условиях.

Цели.    

  • Организация разнообразного по форме и содержанию сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания детей.
  • Активизировать и обогащать знания родителей о воспитании детей и побуждать использовать приобретенные знания и умения в домашних условиях.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Задачи.        

  • Охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  • Разработка содержания работы с родителями. (Планирование работы, открытые занятия для родителей, развлечения, перечень игр и т.д.).

Принципы в работе:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе взаимодействия с окружающим миром;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи;
  • учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Изучение семьи.

  • Диагностика на выявление уровня знаний у родителей о режиме дня в ДОУ.  
  • Работа с родителями по теме «Ребенок в детском саду»

                       СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................5

Глава I. Роль родителей в семейном воспитании……………………………… 6

 1.1.Типичные ошибки родителей в воспитании детей……………………………6

Глава П. Особенности  организации взаимодействия  педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной  образовательной среды

2.1.1.  Ряд особенностей влияние семьи на ребенка ……………………………….7

2.1.2. Программа «Мамина школа»,…….…………………………………………....8

 

Заключение..................................................................................................................10

Литература...................................................................................................................11

     

                               ВВЕДЕНИЕ

Ведущая идея системы работы каждого педагогического коллектива   с родителями (законными представителями)  - установление партнерских отношений с семьей обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.

Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с семьями  с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей) и их детей.

 Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. 

Проблема семейного воспитания считалась крайне важной и актуальной во все времена, так как данная форма воспитания поистине оказывает огромное влияние на развитие и формирование каждой личности.  Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.  Семья -  это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья - это система с определённым морально-психологическим климатом, являющаяся для ребёнка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, об уважительном отношении к нравственным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности. И только в здоровой семье могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

При этом, успешное воспитание детей во многом зависит от согласованности взаимодействия ДОУ и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. 

Глава I. Роль родителей в семейном воспитании  

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Именно в семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно для ребенка.

 Согласно ФЗ РФ №273 "Об образовании в Российской Федерации" ст. 44 пп. 1-2, родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...», именно они являются первыми педагогами для своих детей, и на них лежит ответственность в воспитании личностных качеств ребенка».

 О роли семейного воспитания в развитии личности ребенка писали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

 Великий педагог К. Д. Ушинский (1824-1870) считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами.

 Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был сторонником семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей: «здоровый семейный уклад будет тогда, когда есть согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми».

 Николай Иванович Пирогов (1810-1881), известный врач-хирург считал первоначальное семейное воспитание той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек. «Неоценимое счастье, -  писал он, - быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего признания».

 Отечественные психологи: Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В. посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я - концепции. Так опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией, характеризуя личность ребенка.

 Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.  

 Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного, активного действия. У ребёнка должно быть счастливое детство без этого условия, человек не сможет научиться любить.

1.1.Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Каждая женщина, выходя на работу, меньше общается с ребенком. Вечером, когда  собирается  вся семья, ребенку дают телефон или смартфон, чтобы себя развлекал. Живого общения родителей и детей из года в год становится все меньше и меньше.  Происходит дефицит времени воспитания и внутрисемейного общения, а порой родители не знают, как надо общаться с ребенком.

Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

  • неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  • недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;
  • недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Мы поставили перед собой задачу, помочь родителям  в воспитании детей.  

 Глава II Особенности  организации взаимодействия  педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной  образовательной среды

 

 Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья.

 Научить детей играть, находить интересное занятие - это немаловажная задача родителей и педагогов.

 Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

 Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность.

 Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

 В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

2.1.1.  Ряд особенностей влияние семьи на ребенка

 Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыты в работах Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Г.Н. Ганичевой, Л.В. Загик, Т.А. Куликовой и др. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей:

  • по своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно-личностную связь, единство с родителями. Нежность, ласка, забота, великодушие, умение прощать — эти чувства дают ребенку ощущение счастья, радости бытия. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи;
  •  семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в ней существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций;
  • в семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности;
  • воздействие семьи на ребенка постоянно, и диапазон его очень широк. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.

 Выражение «дети — зеркало семьи» удивительно точно передает ориентацию ребенка на  духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.

 Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, третьи - не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОУ.

 Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка. Следует отметить, что педагоги ДОУ не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.  Воспитатели рассуждают примерно так: «Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера, поэтому не страшно, если родители воспитывают его неправильно». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я знаю его лучше всех, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим».

  Таким образом, две стороны, очень близкие к дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Положительных результатов это не дает.

2.1.2. Программа «Мамина школа

 Мы продумали все проблемы и создали программу «Мамина школа», в которой раскрыли пути разрешения проблем: строить взаимоотношения с родителями по двум направлениям.

1. «Просветительское», которое необходимо начать со знакомства с программой. Чтобы родители заинтересовались ею, устраиваем нетрадиционные родительские собрания, которые проходят в игровой форме, начинают работать клубы интересов, открывается страница в группе контактов «Спрашивайте – отвечаем», работает почтовый ящик, в который родители могут поместить самые каверзные, проблемные вопросы.

2. «Практическое»  

  • Приглашаются родители на совместную деятельность с детьми в ДОУ,
  • Родители выполняют определенную работу дома (поделки,  рисунки, страницу «Мой ребенок», в которой родители рассказывают о сильных сторонах развития своего ребенка)

 В обоих направлениях взаимодействия с родителями  строятся в форме доверительных контактов. Все предстоящие мероприятия оговариваются заранее.

 Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников.

 Все формы работы с семьей можно разделить на две группы:

  • традиционные,
  • нетрадиционные.

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей:

  • семейные посиделки, на которых родители делились секретами не только воспитания, но и из области кулинарии, шитья…
  • вечера «Игрушек, сделанных своими руками», «Откровений», где родители разрешают свои проблемы.  
  • День семьи «Мы вами гордимся», «Семейный праздник» (подготовка сюрпризов друг другу), 
  • Просмотр, обсуждение фильмов.
  • Выпуск газеты «Юные таланты»  

Для повышения эффективности мы использовали ряд специальных оценочных показателей:

- появился интерес,

- задают вопросы,

- самостоятельно стремятся узнать, спрашивают соответствующую литературу,

- изменилось отношение родителей к своему ребенку,

- родители оценивают свои педагогические способности,

- обсуждают с педагогами новинки педагогической литературы.

В работе с родителями мы использовали теорию А.В. Петровского, который предлагает такую форму, как «доверительный деловой контакт», который включает в себя три этапа:

  1.  трансляция родителям положительного образа их ребенка. Для этого надо проявлять искренний интерес к родителям, уметь выслушать их, обсудить интересующие их вопросы;
  2. трансляция родителям педагогических знаний (данные диагностики по их ребенку);
  3. тесное взаимодействие с родителями по воспитанию и развитию ребенка.

  Результатом взаимодействия становятся положительные, искренние отношения, построенные на открытости ДОУ как системы. Пример открытости начинается с нас, педагогов.  

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам оказывает сильное воздействие на родителей, существенным образом меняет отношение к педагогу, ребенку, к заботам.

 В беседах с родителями мы помогаем увидеть в ребенке личность, распознать его индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать «умение жить», развить способности, помогать детям   совершенствоваться и состояться. Подводя итоги, хочется пожелать всем родителям стать компетентными, способными воспитать успешных в жизни детей

                       

                               Заключение

 

Приходит ребенок первый раз в детский сад. Он открыт, доверчив. Мама и папа возлагают на воспитателя  все свои ошибки в воспитании, надеясь на то, что педагог быстро и легко все разрешит. Но только терпеливый труд педагога, такт, умение заинтересовать родителя воспитанием ребенка, помогают создать одну команду, один дружный коллектив, который сможет разрешить все проблемы.

Вот теперь родители понимают, что у них было  ложное мнение о том, что главным воспитателем детей является ДОУ. Сожалеют родители, что  самоустранились от процесса воспитания, ослабело внимание к личности своего любимого ребенка, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере. Теперь родители понимают, что они  источник эмоционального тепла, образец и пример для подражания, самые верные друзья и советчики. Теперь, когда общаясь с ребенком, получая от этого радость, взрослые осознали, что отдаляясь от воспитания детей,  знают и помнят о том, что в этот самый момент происходит изменение в сознании ребенка, что, несомненно, отразиться на формировании его личности в будущем.

Как хочется донести до всех родителей: «Воспитание детей в семье осуществляется наиболее успешно, если между воспитателями и родителями существует тесный контакт. Приходите! Учитесь! Пробуйте играть  с детьми! Не лишайте себя радости общения!».  

  Мы рады, что многие  родители изменили свои взгляды на воспитание собственных детей, постарались уделять им больше времени, поняли, что если ребенок пошел в ДОУ, то это далеко не значит то, что ребенок уже стал самостоятельным.

  Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа  пытается заложить основы способностей.

  • Принимать и осуществлять перемены;
  • Осуществлять выбор.
  • Проявлять творчество, фантазию, изобретательность.
  • Быть Человеком, умеющим помогать ближнему

Привлекая семьи к участию в жизни детского сада, и педагоги, и сами родители, и дети получили от этого процесса удовольствие. Взрослые стали общаться с детьми, вместе делать поделки, рисовать и помогать друг другу, а значит стали партнерами и единомышленниками.

Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогло нам:

-  увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к ребенку как равному;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

- радоваться его личному росту,  если он что-то делал сегодня лучше, чем вчера;

- узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

                           

Каждый родитель пропустил слова В. А. Сухомлинского  через себя и понял, что какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми  главными  мастерами,   формирующими разум и мысли малышей, являются отец и мать.

Список литературы.                       

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской  Федерации»- М.: Издательство «Омега – Л», 2015. – 141с.
  2. Н.М. Метенова День открытий Ярославль, ИПК «Индиго». 2011г
  3. Н.М. Метенова Родителям о детях Ярославль, ИПК «Индиго». 2011г
  4. О.Л Зверева Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80с
  5. Научно-практический     журнал     Управление     Дошкольным Образовательным Учреждением №№5,8 2008. 
  6.  Климова - Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск: Педагогика, 2001

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

«Поклонимся великим тем годам» (сценарий музыкально-литературной гостиной с привлечением к участию воспитанников старшей группы, их родителей, работников ДОО и представителей общественности 2015г.)

«Поклонимся великим тем годам» (сценарий музыкально-литературной гостиной с привлечением к участию воспитанников старшей группы, их родителей,  работников ДОО и представителей общественности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...