Роль попевок в певческой деятельности
консультация (средняя группа) на тему
Консультация как для воспитателей, так для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к пению детей большие требования. В подготовительной группе дети должны правильно передавать мелодию песни, брать дыхание между музыкальными фразами, петь напевно, легким подвижным звуком. Выразительно исполнять знакомые песни, с оттенками. Диапозон их голоса за время обучения должен вырасти приблизительно до октавы. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методически правильной работы в течение всего срока пребывания детей в детском саду.
Обучение пению проводится на репертуарном материале, указанном в программе для каждой возрастной группы. Однако разучивание этих песен не всегда проходит гладко, часто в мелодии песен дети встречают различные затруднения. Многократное повторение песен иногда приводит к тому, что дети быстро теряют интерес к обучению и отвлекаются. Для преодоления певческих трудностей нужны специальные приемы, одним из которых является использование попевок.
В каждом выпуске «Музыка в детском саду» репертуар по пению включает несколько коротких песенок народного характера. Текст их – одно-два четверостишия, чаще всего русская потешка, прибаутка, небылица юмористического содержания, мелодия простая – в пределах кварты, квинты, реже большего интервала. Это и есть попевки, которые даются для подготовки детей к пению более сложных песен, для придания подвижности голосу. Аккомпанемент к попевкам должен быть простым, чтобы не отвлекать внимание детей от мелодии и не затруднять транспонирование. Попевку следует пропевать несколько раз в разных тональностях с постепенным повышением на полтона – такой прием оказывает исключительно благотворное влияние на развитие диапазона голоса детей и музыкального слуха.
Однако использование попевки на музыкальных занятиях может быть шире. Внимательно анализируя песенный материал, музыкальный руководитель может уверенно сказать, какое затруднение возникает у детей при исполнении данной песни. Здесь и приходит на помощь правильно подобранная попевка. Вот несколько примеров.
Известно, что чисто спеть восходящую мелодию труднее, чем низходящую. Только что поступивших в детский сад 3-летних малышей затрудняет пение поступенно восходящей мелодии уже в пределах терции (песня «Осенняя песенка» А.Александрова). Попевки, предложенные программой для малышей группы, не заключают в себе подобного мелодического хода и не могут подготовить детей к пению этой трудной для них песни, которая исполняется в начале учебного года. Для преодоления этого затруднения полезно уже с первых занятий воспроизводить голосом восходящую мелодическую последовательность, используя для этого сначала попевку «Тили-бом» (с повторяющейся мелодией в пределах секунды), а затем попевку «Цветики» В.Красевой с поступенным ходом вверх в пределах терции. Сначала попевка должна пропеваться только в удобном для большинства детей диапазоне, но по мере расширения диапазона звучания их голосов транспонироваться в более высокие тональности, чтобы в конечном счете подвести детей к исполнению намеченной к разучиванию песни.
Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения при исполнении скачков в мелодии на кварту или квинту вверх, особенно если верхняя нота подходит к границе их диапазона. Тут хорошую помощь оказывают такие попевки, как «Труба» Е.Тиличеевой, где мелодия сначала постепенно подходит к верхнему звуку, а потом трудный интервал повторяется несколько раз. При обучении детей любого возраста нужно придерживаться правила постепенного подхода к трудному интервалу или к высоким звукам, не допуская нечистого пения или перегрузки голосового аппарата.
Можно вкратце перечислить еще несколько певческих навыков, обучение которым облегчается с помощью различных попевок.
Подвижность, легкость звучания приобретаются исполнением программных попевок «Скок – поскок», «Патока с имбирем» (русские народные), «Конь» Е.Тиличеевой. Они хорошо готовят детей к исполнению песен в быстром темпе:»Голубые санки» М.Иорданского, «Зимняя песенка» М.Красева и др.
Напевные «Вальс» Е.Тиличеевой и «Колыбельная зайчонка» В.Красевой подводят детей к протяжному пению окончания фраз, к широкому дыханию.
Если дети не чисто интонируют повторяющийся звук ( например, начало «Зимней песенки» М.Красева ), хорошо дать попевку «Жук» Н. Потоловского исполняют ее хор и солист в виде диалога, а при индивидуальном обучении – руководитель и ребенок.
Все попевки оказывают исключительно благотворное влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха и др.), часто встречающиеся в попевках.
В соответствии с изложенным становится ясным, что место попевки в музыкальном занятии совершенно определенное: она дается перед песней, в которой встречаются какие-либо затрудняющие детей особенности.
Попевки должны усложняться в зависимости от возраста детей. Мелодическая линия попевки для детей старшей и подготовительной групп может быть немного богаче, ее диапазон шире, интервалы сложнее, чем в попевке для малышей. Примером такой трудной попевки может служить «Труба» Е.Тиличеевой.
Нужно помнить, что папевка всегда должна оставаться простой, дегкой для разучивания. У попевок вспомогательная роль, время, отводимое на них, не должно превышать 1,5- 2 минуты. Обучение певческим навыкам с их помощью не нужно форсировать, оно должно идти постепенно, от занятия к занятию.
Иногда, обычно к концу учебного года, попевку дают только для распевания, не преследуя более конкретных певческих задач. В этом случае возможно применение различных игровых приемов, вносящих в музыкальное занятие оживление, добавочный интерес. Так. дети по своему желанию могут выбрать попевку из уже пройденных или узнать предложенную по мелодии или музыкальному сопровождению. С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они когда-то разучивали их.
Попевка является излишней на музыкальном занятии, если разучивают мелодии песни, не затрудняющей детей, особенно если это разучивание проводится без текста, просто на различные слоги. Можно заменить попевку и исполнением хорошо знакомой детям нетрудной песни из пройденного репертуара.
Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться:
- очень полезно давать слушание попевки в исполнении чисто поющих детей с последующим повторением ее хором в той же тональности;
- при подходе к трудному интервалу или к высокому звуку можно петь попевку без аккомпанемента, подыгрывая только мелодию, которая помогает контролировать пение;
- правильно звучащую попевку полезно пропевать и без сопровождения – «a capella». Здесь обычно необходима помощь голоса руководителя;
- попевка незаменима для индивидуального обучения пению детей с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.
В некоторых случаях место попевки может занять вокальное упражнение; наиболее известным является «Лесенка» Е.Тиличеевой. Поступенное движение вверх хорошо подводит к начальному звуку песни, если заучиваемая песня начинается с высокой ноты. Это полезное упражнение можно расширить на текст «Вот бегу я вверх, вот бегу я вниз»- дети легко и подвижно пропевают по ступеням воображаемой лестницы.
Такие упражнения, как «А-у» ( «В лесу»), «Где ты?» («Позвать отсутствующего»), учат дошкольников петь интервалы.
Дети любого возраста с удовольствием поют попевки. Однако нужно помнить, что попевка на музыкальном занятии не самоцель, - она должна отвечать певческим задачам данного или последующих занятий и приносить конкретную пользу развитию музыкальных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Певческая деятельность в дошкольном возрасте.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет дете...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/05/picture-479633-1567675725.jpg)
"Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности"
Данный проект запланирован с целью повышения эффективности вокально-хоровых навыков детей. Проект разрабатывался с учетом личностных особенностей детей. Основоной задачей является максимально при...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-560777-1420798871.jpg)
Тема: «Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста».
Наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития способностей в песенном творчестве. Имен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-374764-1388439050.jpg)
Специфика организации певческой деятельности на музыкальных занятиях с детьми 4-6 лет
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает усло...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-620360-1667971255.jpg)
Певческая деятельность детей как способ формирования музыкальности ребёнка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, созда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-192493-1364126530.jpg)
«Индивидуальный подход в певческой деятельности к детям старшего дошкольного возраста через проектирование"
Певческая деятельность, как самая активная исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, способствует доступно постигать мир музыкальных звуков. Благодаря развитию музыкально-сенсорн...