Специфика организации певческой деятельности на музыкальных занятиях с детьми 4-6 лет
статья по музыке (средняя группа) на тему
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ – более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_organizatsii_pevcheskoy_deyatelnosti.docx | 18.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика организации певческой деятельности на музыкальных занятиях с детьми 4-6 лет
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ – более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Поэтому сильный поток воздуха не может пройти по такому дыхательному пути и вызвать яркое, сочное, громкое пение.
Голосовые связки ребенка очень тонкие, в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и 2,5 раза короче. Легкоранимые, богато снабженные сосудами, они быстро перенапрягаются. Сила звука достигается дошкольниками (если его заставляют петь громко) не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением голосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, образованию на голосовых складках узлов.
В отличии от дыхания взрослых, которое является диафрагмальным, нижнерёберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника- верхнерёберное, поверхностное, автоматическое.
У ребенка дошкольного возраста развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полётностью.
Легкое эмоционально-выразительное пение ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием группы специальных певческих умений:
-певческая дикция – умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.
-дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникают чистота интонирования, напевность, легкость пения. Во время пения дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
-звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, протяжным пропеванием долгих звуков, постепенным расширение диапазона детских песен.
-чистота интонирования – умение интонационно точно воспроизводить мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию возможно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.
Подчеркнем, что важнейшим условием развития специальных певческих умений является:
-музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;
- целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
В связи со всем выше сказанным, необходимо особенно тщательно относиться к выбору репертуара для детей 4-6 лет. При отборе репертуара необходимо следовать определенным принципам:
-принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть не явное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация данного принципа в исполнительской деятельности предполагает изучение детских предпочтений, особенно в пении; анализ педагогом любимых ребенком песен. В том случае, если интересующий ребенка репертуар не вполне удовлетворяет требованиям, задача педагога заключается в подборе сходных по характеру, но доступных ребенку произведений.
-принцип учета деятельностной природы ребенка дошкольного возраста. Этот принцип может быть реализован путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность осуществления желания участвовать в том или ином виде деятельности независимо от успешности результатов этой деятельности. Это предполагает подбор педагогом специального репертуара, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями.
-принцип учета эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки заключается в подборе музыкальных произведений, учитывающем эмоциональное состояние и переживания ребенка. Особенно это касается песенного репертуара. Текст песни должен быть близок эмоциональному и жизненному опыту детей. Разъяснения педагогом значения и смысла музыкального песенного образа - основное условие выразительности пения.
-принцип учета индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком. Особенности исполнения музыки определяются индивидуальными психотипом ребенка. Одни дети комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, другие предпочитают ансамблевое пение. Заметим, что позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей.
Для реализации этих принципов в подборе репертуара мы рекомендуем использовать музыку, специально сочиненную для детей. Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые были специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. в первую очередь это относиться к песенному репертуару. Помимо высокой художественности, доступности текста, данный репертуар должен соответствовать ряду условий:
-учет диапазона детского голоса. Диапазон голоса дошкольника невелик и колеблется в пределах 6-8 звуков;
-учет направления мелодии. Мелодия в песни может иметь разные виды направления: горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В возрасте 4-6 лет рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное, нисходящее и волнообразное направление;
-учет продолжительности музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания музыкальные фразы в песнях для детей дошкольного возраста непродолжительны: 2-3 такта;
- учет интервалики. Детям среднего и старшего дошкольного возраста доступны интервалы: секунда, терция, кварта. Сложными считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата;
-учет вокального текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т.е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
В развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в процессе обучения пению очень важно развивать танцевально-ритмические и инструментальные умения.
Танцевально-ритмические умения. Движения под музыку так же естественны для дошкольника, как и пение. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Очень часто движение становится для ребенка средством восприятия музыки. понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ. делая его понятным в первую очередь самому себе. Уникальность двигательных реакций на музыку у дошкольника обусловлена также временным характером музыкально-песенного искусства. Изменяя характер движений вслед за меняющимся характером музыки, а именно песни, ребенок накапливает опыт взаимодействия с этим сложным видом искусства.
Благодаря движению ребенок 4-6 лет может воспринимать особенности музыкального произведения:
-жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);
-характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);
-средства музыкальной выразительности, в первую очередь ритм и метр.
Инструментальные умения. Игра на детских музыкальных инструментах - еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольников. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных музыкальных инструментах. не имеющих звукоряда. на 6-м году жизни дети начинают овладевать умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд, - металлофонах, ксилофонах. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных навыков. которые крайне необходимы для развития интонационного слуха, а значит и для лучшего обучения пению.
Работа с детьми 4 - 6 лет
Цель: развитие певческих умений и эмоционально - выразительного исполнения песенного репертуара детьми дошкольного возраста.
Условия реализации:
- методика развития эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в процессе обучения пению реализуется музыкальным руководителем в сотрудничестве с воспитателем;
- место и время реализации методики: музыкальные занятия.
Этапы педагогической работы:
I этап: играем в музыкально-дидактические игры, тем самым обогащая музыкально-слуховые представления детей;
II этап: развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений;
III этап: активизируем проявления эмоционально - выразительного исполнения песенного репертуара и певческих умений детей на музыкальных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика организации игровой деятельности в ДОУ
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношени...
План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."
Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....
Специфика организации интегрированной деятельности педагога и детей в предшкольный период
Данный материал поможет воспитателю ДО организовать интегрированную деятельность в своей группе....
Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
Статья на тему важности развития творческих способностей у детей на музыкальных занятиях....
План работы по самообразованию «Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» на 2019 – 2020 учебный год
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занят...
Специфика организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
В статье описываются педагогические условия, которые рекомендуется учитывать воспитателям при организации проектной деятельности с младшими дошкольниками....
Доклад с элементами практикума для музыкальных руководителей на тему: «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности на музыкальных занятиях»
Данный материал был подготовлен и представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей...