"Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности"
учебно-методический материал на тему
Данный проект запланирован с целью повышения эффективности вокально-хоровых навыков детей. Проект разрабатывался с учетом личностных особенностей детей. Основоной задачей является максимально приблизить уровень овладения певческих способностей детей к требованиям прграммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Солнышко»
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности»
Выполнила:
музыкальный руководитель
Прыгунова Татьяна Георгиевна
Вурнары 2009
Введение
Идеи гуманистической системы образования как генерального направления развития современной образовательной парадигмы предопределяет акцентирование внимания на развитие компонентов личности ребенка и педагога, поскольку субъекта учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества.
Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.
Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, помять, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных ачеств6 чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне.
К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого поколения
Падение уровня исполнительского мастерства, который зависти от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.
Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
В ДОУ | |
-Соответствие деятельности образовательного учреждения с нормативно-правовым актам: РФ, региона, города, РОО. -В ДОУ разработаны и действуют положения по организации работы педагогического совета, методических объединений ,конкурсов, творческих групп. Регулировка жизнедеятельности ДОУ внутренними локальными актами; -ДОУ активно сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями: -МОУ «ВСОШ» №1. Преемственность с целью непрерывности образовательного процесса, дети подготовительной группы посещают уроки в начальной школе и принимают посильное участие в них; проведение совместных выставок, театрализованных праздников, интеллектуальных игр с учащимися первых классов; -Детская музыкальная школа: выпускники ДОУ, обучающиеся в музыкальной школе выходят в ДОУ с концертами для детей дошкольного учреждения; -Детская модельная библиотеку: дети старших групп выходят на экскурсии в библиотеку; -Детская школа искусств: организация совместных художественных выставок; -Построение взаимоотношений образовательного учреждения и родителей на договорной основе; -Частичное освоение педагогами ДОУ проектирование, как механизмами управления образовательным процессом. | -Отсутствие системы работы по привлечению внебюджетных дополнительных ресурсов; - Отсутствие системы работы по построению договорных отношений, регулирующих внешние связи с образовательными и культурными учреждениями; -Недостаточное привлечение информационно-комуникативных технологий; -Не оборудован кабинет логопеда; -Редко устраиваются концерты действующего вокально-хорового кружка «Улыбка»; -Не разработан цикл конспектов занятий по вокально-хоровому пению, музыкально-дидактические игры, творческие задания; |
В музыкальном зале | |
-подготовка педагога к использованию многообразия вокально-хоровых техник; -наличие музыкального уголка; - наличие и доступность разнообразного музыкально-педагогического материала; -привлечение родителей к совместной работе; -примерное тематическое планирование занятий по обучению вокально-хоровым навыкам, примерные конспекты занятий; -использование различных форм занятий (комплексные, основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация концертов силами детей); -сотрудничество с Детской музыкальной школой; -наличие музыкального центра, телевизора , DVD-проигрывателя для музыкального оформления деятельности детей; -наблюдения, чтение художественной литературы, прослушивание произведений классической музыки, праздники, просмотр мультфильмов, творческие задания, музыкально-дидактические игры и т.п. -возрастная несформированность голосового аппарата детей; -небогатый выбор музыкальных произведений; -отсутствие некоторого инвентаря для музыкального зала (микрофонов, мольбертов, и др.); -ограниченное разнообразие детских музыкальных инструментов (металлофонов, ложек, колокольчиков, и др.); -недостаточная просвещенность родителей в вопросе обучения пению, незнание строения голосового аппарата; -не разработана система мероприятий по развитию вокально-хоровых навыков детей и детского песенного творчества. | |
Что делать? | |
Разработать цикл занятий по песенному творчеству и вокально-хоровой работе, творческие задания, приемы; -привлекать ИКТ (создать сайт ДОУ); -приобрести в продаже некоторую методическую литературу по данной теме (в методический кабинет, в музыкальный зал); -разработать систему мероприятий по развитию вокально-хоровых навыков детей; -укреплять связь ДОУ с близлежащим социумом; -постоянно сотрудничать с родителями и просвещать их в вопросах развития детского песенного творчества; -чаще выходить с детьми за приделы ДОУ (посещать концерты, выставки, цирк, детские театрализованные представления, на экскурсии, и тд.); -приобретать новинки методической литературы по вокально-хоровой работе, обучающие диски; -изучать и использовать в работе новые технологии, методики; -посещать мастер-классы, семинары, консультации по музыкальной деятельности детей в районе и в ЧРИО. |
Анализ социального и образовательного заказа
Группа заказчиков | Что заказывает группа заказчиков | Внутренняя среда на мои услуги |
1.Государство | Реализацию образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей и их родителей | Отбор художественно-эстетического содержания в соответствии с основными задачами развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами |
2.Родители ( законные представители) | Обучение детей новым способам вокально-хоровой работы во всех видах музыкальной деятельности | Создания динамичной предметно-развивающей среды, обеспечение необходимыми инструментами и материала |
3. Органы местного самоуправления | Повышение профессионального мастерства педагога | Прохождение курсов повышения квалификации |
Анализ моих достижений
Сильные стороны | Слабые стороны |
Я работаю музыкальным руководителем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №1 «Солнышко» п. Вурнары, Вурнарского района, Чувашской республики. Педагогический стаж работы составляет 3 года. Имею высшее педагогическое образование. Недавно начала работу над проблемой развития вокально-хоровых навыков детей. Использую программу «Детство» /Под ред. Бабаевой Т.И. Я являюсь руководителем вокально-хорового кружка «Улыбка» в ДОУ. Содержание предметно-развивающей среды в музыкальном зале, где я работаю, основано на концепции построения предметно-развивающей среды для организации жизни и взрослых в системе ДО и удовлетворяет потребности актуального ближайшего окружения, перспективу развития каждого ребенка, становление творческих способностей детей.
| Не достаточно глубоко и широко мною изучен вопрос развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста, можно и нужно еще много работать в данном направлении. Я не владею некоторыми новыми технологиями и методиками, которые хотела бы изучить и применять в своей работе с детьми. В ДОУ нет новинок по проблеме, над которой работаю. Не достаточно хорошо изучены мной новые специальные программы музыкального развития Не училась на курсах повышения квалификации ЧРИО. Не посещала семинары, мастер-классы по ИЗО в ЧРИО. |
Анализ проблем
Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры.
Моя музыкально- педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить петь ребенка хорошо, четко, внятно с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Потому что, песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.
Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.
По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей-фониаторов «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике», то есть пению!
«Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти» (В.В. Каменский)
Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть - неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия - и в первую очередь занятия пением - более всего нужны и приносят пользу!
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
Пение - одно из наиболее эмоционально переживаемых рабочих действий!
Таким образом, на настоящем этапе задача развития детского голосового аппарата приводит педагогов к необходимости поиска новых способов вокально-хоровой работ, так как к использованию в процессе обучения дошкольников пению рекомендуется не большой выбор методических приемов по пению , что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования специальных технологий по обучению детей пению, и недостаточностью теоретической и методической разработанностью данного вопроса. Оно обусловило проблему проекта.
Цель проекта:
1.Оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, развитие способности к самовыражению и самореализации.
Задачи проекта:
- Изучить теоретические аспекты проблемы развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста, возрастные особенности слуха и голоса детей данного возраста.
- Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
- Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
- - учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- - петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
- - исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
- - развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- - правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
- - отмечать правильное и неправильное пение;
- - расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
Методы:
- анализ теоретических источников по изучаемой теме;
- наглядные, практические, словесные;
- анализ процесса обучения;
-анализ продуктов детского творчества, полученных в специальноорганизованных условиях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской;
- Уметь эмоционально исполнить ее;
- Расширить певческий диапазон на 2-3 тона;
- Петь выразительно, правильно передавать мелодию;
- Петь индивидуально, подгруппами и коллективно;
- Использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.
Для педагогов:
- Создание системы работы с детьми по пению с использованием разнообразного музыкального материала.
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах развития вокально-хоровых навыков детей в певческой деятельности.
- Объединение педагогов ДОУ и Вурнарской детской музыкальной школы.
Для родителей:
- Отметить для себя необходимость и пользу пения;
- Познакомится с детским песенным репертуаром;
- Поддерживать интерес детей к песне в целом.
Перспектива развития проекта:
1 .Работа в данном направлении позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные особенности и вокально-хоровые способности каждого ребенка.
- Полученный багаж знаний и умений позволяет каждому ребенку творческую инициативу, поддержать в дошкольнике интерес к вокально-хоровой деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2009 г.).
- Деятельностный (декабрь-февраль 2010 г.).
- Оценочный (март-май 2010 г.).
Реализация проекта
- Подготовительный этап проекта
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ возрастных особенностей слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить особенности развития вокально-хоровых навыков детей.
Проблема формирования вокально-хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б.Безбородовой, Л.Г.Дмитриевой, В.М.Никитиной, Г.А.Стуловой, Н.М.Черноиваненко и др.
Авторы отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д.Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, "звучащую зону" (в пределах звуков ми - си первой октавы). Е.И.Алмазов, Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина, А.Д.Войнова, Р.Т.Зинич, А.И.Катинене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре - си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводит и более высокие звуки.
Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до ). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать. Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И.Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Таблица диапазонов | |
Возраст детей | Диапазоны |
2 - 3 года | ми - ля |
3 - 4 года | ре - ля |
4 - 5 лет | ре - си |
5 - 6 лет | ре - си (до) |
6 - 7 лет | (до) - ре - до) |
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий. Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса уделяю в своей работе достаточное внимание. Слежу сама и предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Провожу соответствующую работу с родителями. Показываю им песни, которые они могут разучить с детьми дома. Объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы и до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания ограничен звуками "ми - си" первой октавы. |
Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д.Б.Кабалевский писал: " Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка. Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период его развития. "Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему" (Джордж Гершвин). Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н.А.Ветлугиной, - мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. "В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения" - писал видный психолог Б.М.Теплов. "Доказано, что музыка, которую слушает или поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения". Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства" и подчеркивал, что пение "первоначально и существенно подобно разговору". По сути, песня - это синтез слова и музыки. П.П.Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, "от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке". Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора и педагога Золтана Кодая и его последователей. Он придавал особо важное значение хоровому пению во всей системе образования - в детском саду, в школе, в высшем учебном заведении. Человеческий голос, считает Кодой, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодой считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий "путем их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия".
Видный ученый и психолог В.М. Бехтерев одним из первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки. В своих работах, посвященных периоду "первого детства", он писал, что музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Он полагал, что от "правильно организованного" музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.
Так в чем же состоит основная идея решения данной проблемы? Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в песенном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка. Это в равной степени относится как к младшему, так и старшему возрасту. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Нередко на прогулках и в группе дети играют в "концерт по заявкам", поют песни, разученные не только на музыкальном занятии, но и услышанные по радио и телевидению, звучащие в быту. Детям, известно, свойственно подражание взрослым, и они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли.
II. Деятельностный этап:
Задачи:
1. Проанализировать и выявить уровень развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Осуществлять разработку, проектирование и реализацию педагогических условий для развития вокально-хоровых навыков старших дошкольников.
Так как личностно-ориентированный подход в воспитании детей - самое актуальное направление в педагогических методиках, то на мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) я стараюсь использовать в работе самые разнообразные приемы.
Для удобства в своей работе я пользуюсь памяткой "Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальных занятиях" (см. Приложение).
Начинаю свои занятия со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем "по трезвучию" (припеваем: " Здравствуйте, ребята", "Здравствуйте"_.
Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Стараюсь, как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей. Как форму углубленной работы над певческими данными детей провожу занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе я даю материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: "Сорока-воровка" русская народная припевка, "Андрей-воробей" фольклорная прибаутка (из сборника "Музыкальный букварь" Н.А.Ветлугиной). Время для занятий с этими детьми увеличивается. Помимо того, что я уделяю им больше внимания на музыкальных занятиях в индивидуальной работе, я стала с ними заниматься после занятия. У детей закрепляются ранее сформированные представления о регистрах (высоком и низком), знания о высоких и низких звуках. Дети стали слышать звуки в пределах квинты и петь их более уверенно. Не все дети равномерно осваивают эти квинтовые попевки. Диме пришлось предложить попевку на интервал кварту "Скок поскок", "Зайчик" (сборник "Русские народные песни и прибаутки"), а с Аней начали работать даже с терцовой попевкой "Ладушки" (русская народная прибаутка из сборника Н.А.Метлова "Песни для детского сада"). А вот Миша затрудняется в чистоте интонирования мелодии лишь в отдельных мелодических ходах. Я предложила ему дополнительные упражнения "Труба" и "Конь" Е.Тиличеевой, где ребенок должен не просто спеть упражнение, но и сымитировать игру на трубе.
Элементы ролевой игры, образное воображение и представление, ощущение новизны внутреннего состояния ("я сильный, смелый") значительно помогли ребенку, принесли пользу в развитии слуха и голоса. Миша сумел преодолеть трудности в звукоизвлечении сложного для него интервала.
Для выявления хорошо поющих детей использую прием пения "цепочкой" знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия.
В своей работе я также использую попевки по релятивной системе - пропевании имен детей с определенных ступеней в виде больших и малых терций.
Варианты пения торцовых интервалов самые разнообразные. Можно петь отдельно только малые терции (3 м), либо только большие (3 б), а можно чередовать их в различных последовательностях. Но я не останавливалась только на определенном интервале. Данную работу над попевками я пробовала и на других интервалах (секунды, кварты, примы).
Дети самостоятельно участвуют в творческом процессе, сами придумывают мелодии, ритмический рисунок, который бывает очень сложным (- синкопа, - пунктирный ритм), что позволяло им расширить сферу ритмических представлений. Полученные новые знания закрепляются ритмическими хлопками, ритмическими движениями (притопы), шумовыми звуками ( бубны, погремушки, деревянные ложки).
Для формирования ладотонального слуха, что, помимо, звуковысотного, тоже очень важно для пения, использую творческие здания: "Что ты хочешь, кошечка?", "Зайка, где бывал?" музыка С.Скребковой.
На каждом занятии задания незаметно для детей, но постепенно усложняются путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д.
Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными.
Учитывая особенности ребенка к подражанию, я с успехом применяю прием "пение в транспорте", т.е. транспонирую, поднимаю мелодию верх на секунду, терцию. Дети начинают подражать и петь более высоким голосом (как "кошечка" как "зайчик", "волк"). Особенно заметных успехов в этом упражнении достигла Катя.
Большую пользу детям приносит игровое упражнение "Музыкальное эхо" (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, "зажимы".
Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают детям экспериментальной группы активизировать внутренний слух, развить творческое начало. Дети стали уверенней придумывать свои ответ, сохраняя мажор или минор в песне. Но пение у многих еще прерывистое, дыхание короткое. Поэтому, учитывая индивидуальные возможности и певческие навыки у детей, на каждом занятии я даю короткие попевки. Объясняю, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох - медленным. Учу брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова. Конечно, не у всех детей правильное дыхание. Например, у Саши хорошее дыхание, но он не может управлять им. Индивидуальный подход к ребенку, учет особенностей его психики постоянно присутствуют в моей работе. К примеру, Дима чисто интонирует, но часто отвлекается. Для воспитания внимания и сосредоточенности предложила ему задание выложить на фланелеграфе попевки "Мы идем с флажками, с пестрыми шарами", "Смелый пилот" с различными усложнениями: долгие звуки - широкие полоски, короткие звуки - узкие полоски; выбрать полоски с рисунками, характеризующими соответствующую высоту звука; придумать свою попевку. Даше, медлительной девочке, предложила найти карточку с попевкой "Небо синее" и простучать палочками ее ритм. На другом занятии непоседе Саше нужно было сыграть на металлофоне попевку "Петушок", а флегматичному Мише это время шагать в ритм песни, высоко поднимая ноги, а все дети под сопровождение Саши пели попевку хором. Это воспитывает согласованность в действиях, ответственность друг перед другом, чувство локтя, объединяет детей общим настроением и прочно закрепляет мелодию, ритм, звуковысотное восприятие.
В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию ("послушайте и скажите…"). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания - подпевание песни детьми. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…) , нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, я опираюсь на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи "о" звучит в пении как "а" ("карова", "актября"), звук "я" микшируется и произносится как "е" ( в октябре - в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят "е", заменяя ее на "и" (питушок, дикабре, рибят), а букву "я" заменяют на "и" (в октибре, маслина головушка).
Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому я слежу, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараюсь добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего ("Бе-жи-тру-чье-мво-да). Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Примеры:
" Курочка чернопестра - уточка с носка плоска",
" Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком"",
"Наш Полкан попал в капкан",
"Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: "Хорошо, что побит". Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а капелла). Как правило, я разучиваю с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Стараюсь во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Детям предлагаю маленькие песенки-попевки, русские народные песни.
Использую следующий прием: в сопровождении металлофона, короткое, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети стали лучше слышать.
С удовольствием использую прием "тактирования", в котором в непринужденной форме работаю над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").
В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижерские жесты: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показываю рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни дирижирую сама одной рукой, другой играю. Когда поем песню с музыкальным сопровождением, дирижирует воспитатель. При помощи таких приемов добиваюсь слаженного пения, общего темпа, динамических оттенков.
Работая над песней, я возвращаюсь к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки. Так на осеннем празднике дала в сольном исполнении песню"Журавушка" музыка Зарицкой. Песня была детям знакома, а в исполнении Ксюши дети слушали с еще большим удовольствием. Кроме того, знакомая и любимая песня способствует творческой активности детей в самостоятельной деятельности, и нередко робкие, застенчивые дети проявляют свои способности. Например, Маша, робкая и застенчивая девочка, очень эмоционально исполнила с Юлей русскую народную песню "Где был, Иванушка?", а на развлечении "Осенняя ярмарка" все дети пели естественно, свободно, подыгрывая себе на ложках, трещотках, бубенцах.
Я, как педагог, ставлю перед собой задачу: научить детей в первую очередь выразительному и эмоциональному пению. Эту задачу я выполняю обязательно с учетом всех важнейших поэтапных особенностей восприятия песен детьми (сначала выслушать высоко художественное исполнение песни, эмоционально откликнуться на нее, потом через интерес и появление желания выучить ее, а затем самостоятельно исполнять во всех видах своей деятельности). В применении того или иного приема обучения детей пению я исходила из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности.
Тактика проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1.Игры-занятия в вокально-хоровом кружке «Улыбка». | В течение учебного года |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов развития голосовых возможностей детей с использованием различных технологий обучения пению. | 2 раза в год (октябрь-апрель) | |
3. Посещение детьми концертов учащихся Детской музыкальной школы и Дома детского творчества. | В течение учебного года | |
4. Музыкально-дидактические игры « Почему мишутка пищал», «Птичка на проводе», « Сколько нас поет?» с целью развития у детей звуковысотного слуха в процессе увлеченной игры. | 2 раза в неделю | |
5. Цикл бесед по темам: «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Звукообразование», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?» с целью доступным, понятным языком объяснить детым. О правильном звукоизвлечении, заложить основы певческой установки. | В течение учебного года | |
6. Продуктивная деятельность детей. | В течение учебного года | |
7. Применение различных приемов по пению (пение вслух и про себя; «цепочка»; хлопаем и маршируем; пение «по секрету»; «музыкальная лесенка»; использование элементов дирижирования и тд.). | В течение всего года | |
8. Занятия-игротеки. | 1-2 раза в месяц | |
9. Занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, изменение форм дальнейшей деятельности). | В течение года | |
10. Творческие задания по пению, создание собственных импровизаций. | В течение года В течение года | |
11. Артикуляционные и пальчиковые игры. | ||
2. Сотрудничество с родителями | 1. Анкетирование родителей. | 1 раз в год |
2. Совместная работа родителей и детей по теме проекта. | В течение учебного года | |
3.Оформление фотоальбома кружка «Веселее нотки» | В течение учебного года | |
4.Участие в конкурсах и концертах. | В течение года | |
5.Помощь в оборудовании и оснащении материалом для музыкального зала. | В течение учебного года | |
3.Методическое сопровождение | 1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с развитием вокально-хоровых навыков детей. | В течение реализации проекта |
2. Картотека методических приемов по пению. | Май 2010 г. | |
3.Подборка музыкально-дидактических игр для детей. | В течение реализации проекта | |
4. Конспекты занятий по хоровому пению. | В течение реализации проекта | |
5. Сценарии развлечений. | В течение года | |
6. Консультационный материал для педагогов. | В течение реализации проекта | |
7. Консультационный материал для родителей. | В течение реализации проекта | |
8. Обобщение и распространение наработанного материала. | В течение года | |
9.Изучение авторских методик по данной теме. | В течение реализации проекта | |
4. Работа с педагогами | 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. | В течение реализации проекта |
2. Консультации для педагогов. | В течение реализации проекта | |
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). | В течение реализации проекта | |
4. Взаимопосещения. | В течение учебного года | |
5. Мастер класс для педагогов « Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день» | Декабрь 2009 г. |
III. Оценочный этап проекта:
Задачи:
- Провести итоговый диагностический срез.
- Сформулировать выводы по реализации данного проекта.
- Определить перспективу дальнейших разработок в данной проблемной области.
Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приемов, я считаю, что начинать любую исследовательскую работу необходимо с выявления общих музыкальных способностей ребенка: наличие музыкального слуха, ладотонального и ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, подключая затем выявление вокальных особенностей и певческих данных.
Я начала работу с детьми с начала учебного года по выявлению их музыкальных данных с тестирования, причем сразу по трем направлениям. Я предложила детям тесты на звуковысотный слух (определять высокие, низкие звуки), гармонический слух (слышать один или два звука) и ладо-тональный (чувствовать грустную, веселую музыку, мажор-минор). Но потом пришла к выводу, что три вида тематического тестирования одновременно освоить детям трудно, поэтому я решила остановиться на одном - звуковысотном. Тестирование предполагает разнообразные подходы к самой исследовательской деятельности. Это может быть беседа, вопрос - ответ, использование рисунков, картин, наглядных пособий, атрибутов. Но я проводила тестирование через карточки). Ребенку предлагалась карточка с тремя рисунками, изображающими птицу, человека, медведя, указывающими, соответственно на высокие, средние, низкие звуки. При проигрывании музыкальных отрывков, ребенок должен определить высоту звуков через ощущение разных регистров. Такой анализ певческих данных у детей дал мне возможность определить основную задачу для дальнейшей работы, а именно: разнообразить методы и приемы обучения пению с учетом индивидуальных особенностей детей. Если при обследовании детей я первоначально в тестировании делала упор на развитие звуко-высотного слуха, то сейчас я несколько изменила направление своей мониторинговой деятельности в сторону развития певческого диапазона и твердо пришла к выводу, что именно певческий диапазон может быть критерием развития вокальных возможностей ребенка.
Я взяла на обследование 10 детей старшей группы. В конце года составлю графики на каждого ребенка, что поможет наглядно выявить положительную динамику развития этого певческого навыка.
И исходя из этих результатов, сделаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем-то затрудняется - помочь ему преодолеть трудности, заниматься индивидуально. Диагностика развития каждого ребенка даст возможность увидеть какие вокальные возможности имеются у него, какие способности развиваются и на основе диагностики планировать работу, варьировать и искать новые приемы и формы работы с детьми.
В будущем планирую продолжить работу по обучению пению, по развитию всех вокальных навыков, по расширению диапазона певческого голоса каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт; создать ансамбль из хорошо поющих детей (2-х голосие); принимать участие в различных конкурсах.
Заключение
Окружающая нас действительность не дает реального приобщения детей к хорошей песне. С экранов телевизоров, приемников, магнитофонов звучат такие песни, которые приносят огромный вред ребенку. А музыка, в частности «тяжелый рок», будоражит и расшатывает
психику ребенка, провоцирует неврозы, истерические состояния и другие психические заболевания. Все это можно было бы восполнить посещением симфонических концертов, песенных праздников, выступлений хоровых коллективов. Однако, для многих родителей
это не возможно по разным причинам. Тем не менее, мы в своем детском саду стараемся приглашать детские хоровые коллективы Детской музыкальной школы и Дома детского творчества.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуару, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – все это позволит достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.
2. Асафьев Б.В. "О народной музыке". Л. 1987 г.
3. Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 19/6.
4. Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.
5. Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.
6. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Петелин А. С. Праздники и развлечения в детском саду, - М.: ВАКО, 2004.
7. Копелева Г. П. Дошкольное музыкальное воспитание детей, - М.: Просвещение, 1998.
8. Костина Г. П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста/ Э. П. Костина – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.
- Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева.- М.: Просвещение, 1985.
- Методика музыкального воситания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»./ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Просвещение, 1982.
- Михайлова М.А. "Поем, играем, танцуем в доме и в саду". М. 1997 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева.- М.: Просвещение, 1985.
- Программа воспитания ребенка- дошкольника.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.
- Учите детей петь: Песни и упражнения для развития глосса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина.- М.: Просвещение, 1988.
- Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Хрестоматия по методике музыкального воспитания/ Сост. О.О.Апраксина. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...
Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Согласно ФГОС ДО среди задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчи...
«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности...
Консультации для родителей "Развитие волевых коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые родители! Из этой консультации вы узнаете как психологически подготовить ребенка к школе....
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...
Картотека хороводных игр на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Катротека хороводных игр старший возраст...