Родительское собрание в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга»
Камышловского городского округа
Родительское собрание на тему:
«Формирование положительной самооценки у детей»
(старшая группа А)
Воспитатели:
К. В. Жаркимбаева,
Н. М. Калугина
Камышлов, 2014
Родительское собрание
«Формирование положительной самооценки у детей»
(старшая группа А)
Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье своего ребенка; содействовать формированию потребности к совершенствованию детско-родительских взаимоотношений.
Форма - проведения: семинар-практикум.
Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.
План:
- Вступительное слово;
- Упражнение для родителей;
- Проблемная мини-лекция;
- Упражнение для родителей;
- Памятка для родителей;
- Рефлексия.
Оборудование: магнитофон, бумаги, карандаши.
Ориентировочное время проведения: 40 минут.
Ход собрания:
- Вступительная часть.
Вступительное слово ведущего:
- Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо своих неприятностях, а мама его нежно гладит по голове, прижимает к себе, целует…Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.
Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшее своему ребенку) постоянно одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли… Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, занижена самооценка. Такие дети нередко становятся замкнутыми или агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению.
- Основная часть (практическая).
1.Упражнение для родителей «Слабые и сильные стороны моего ребенка»
Воспитатель: Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны напишите слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны – сильные.
Вопрос:
- Какие личностные качества было писать легко, а какие вызвали затруднение?
Выслушиваются ответы родителей.
Воспитатель: Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, c одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, а с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.
2.Выступает педагог-психолог Марина Анатольевна Саласкевич. Проблемная мини-лекция «Факторы воспитания и психологического микроклимата семьи».
- Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете что-то подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.
- Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивы.
- Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, - это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.
- Соперничество с братом или сестрой. Нарушение психологического микроклимата семьи может быть связано с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть равное отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
- Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т.д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелась бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в таком случае? Во-первых, родителям необходимо прийти к единому согласию, а во-вторых, убедить ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.
- Неадекватные требования. От малыша хотят всегда сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают ненужные ему интересы (спорт, музыку, танцы). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.
Вывод: итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные ваши ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.
3.Упражнение для родителей.
«Идеальный родитель»
Воспитатель. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества должны присутствовать в идеальном родителе.
Вывод: при оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
«Семья»
Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего.
- Несколько участников (6-8 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти.
Комментарий ведущего: «в семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья »
- Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад не отпуская рук) – это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.
- Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным.
«Ребенок» виснет на руках родителей, других родственников.
Ведущий спрашивает у родителей «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится несладко.)
- А бывает, когда кто-то из членов семьи выбивает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга), ребенок продолжает всех изводить.
Комментарий: нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи.
- А сейчас опять прошу всех встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.
- спасибо за участие, прошу занять свои места.
Вывод: Круг это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним.
4.Памятка «В помощь родителям».
Воспитатель: - чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:
-безусловно принимать его;
-активно слушать его переживания и потребности;
-бывать вместе (читать, играть, заниматься);
-не вмешиваться в его занятия, с которым он справляется;
-помогать, когда просит;
-делиться своими чувствовами (значит, доверять);
-поддерживать успехи;
-конструктивно разрешать конфликты.
-использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Я по тебе соскучилась. Давай поиграем, посмотрим…Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой (моя) хороший».
-обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.
- Заключительная часть.
- Чем помогла вам сегодняшняя встреча?
- Какая часть вызвала особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.
Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального настроя у...
Родительское собрание в старшей группе на тему:"Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"
Родительское собрание в старшей группе...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»
Задачи:1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе.Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....
Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)
Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...
"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе
Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....