Формируем у детей самостоятельность и ответственность.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Самостоятельность - это умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятельности, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Именно воспитание ответственности в дошкольном возрасте считаем первостепенным в процессе становления личности. Ответственность - это развитое чувство долга, обязательность при выполнении поручений, обещаний, умение противостоять соблазнам. Ответственность определяет признание и успешность ребенка сначала в коллективе сверстников, а в будущем в социуме. Анализ источников показал: проблема формирования ответственности имеет давнюю историю (К.А. Альбуханова-Славская, К. Роджерс, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, С. Шварц, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.). В исследовании Е.Н. Даньковой (2008) дано следующее определение ответственности: «...личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой». Однако нравственные и социальные качества - это не всегда одно и то же, ответственный человек может быть, а может и не быть добропорядочным. Убеждены, ответственность - это социальное качество личности, для воспитания которого, прежде всего важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответственность - это еще и волевое качество.
Известно, именно в дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, играют в подвижные народные игры, которые способствуют воспитанию морально-волевых качеств. Эти игры являются традиционным средством педагогики: в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть ловкими, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей в процессе взаимодействия в игре со сверстниками.
Правильно организованные и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические. Именно подвижным народным играм мы отводим серьезную роль в социальном воспитании старших дошкольников, его рациональной организации. Недостаточно научить детей движениям, необходимым для их нормальной жизнедеятельности; надо, используя подвижные народные игры, формировать ценностные социальные качества, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.
Однако эти качества формируются в подвижной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: создание самими детьми детских коллективов - это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений.
Игра с правилами интересна в том числе своим влиянием на формирование рассматриваемых нами социальных качеств. Итак, как уже было сказано, интересы дошкольника связаны прежде всего с играми подвижного характера. В.Н. Аванесова, Л.А. Артёмова, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокина, Е.Л. Тимофеева дают некоторые рекомендации по формированию у детей самостоятельности в играх с правилами, но в целом данная проблема еще не решена и требует дальнейшего изучения. Известно, младшие школьники почти не играют в игры, которым их научили в детском саду; именно поэтому мы и решили выяснить: какое место игры с правилами занимают в ДОУ? в какой мере старшие дошкольники самостоятельно используют подвижные игры? какое влияние имеют взрослые на организацию этой деятельности?
В настоящее время в педагогической литературе постав лены задачи формирования у детей умения организовывать подвижные игры самостоятельно. Однако на практике самостоятельность часто ограничивается ответом на
предложение воспитателя: «В какую игру вы хотите поиграть?». Таким образом, главным инициатором и организатором игры все-таки выступает педагог.
Мы предположили, что формирование самостоятельности, ответственности и содействия у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
1) приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми;
2)взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с музыкальным руководителем и воспитателями;
3)владение методикой проведения подвижных народных игр на прогулке (разные по способу организации игры, направленные на развитие различных групп мышц; игровые задания, требующие точной координации движений, силы, ловкости, выносливости, быстроты и красоты движений, а также смекалки, выдержки, воли, самостоятельности, ответственности и содействия, оказания помощи другим играющим);
4) активизация детской самостоятельности посредством стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка и создания благоприятных условий для проявления эмоциональных и морально-волевых качеств в подвижных
народных играх;
5) системное планирование подвижных народных игр на прогулке;
6) создание диагностического инструментария по выявлению уровня сформированное самостоятельности, ответственности и содействия;
7) обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в подвижную игру.
Рассмотрим некоторые из вышеназванных педагогических условий.
Приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми. Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.
• Родители стремятся как можно раньше научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая. (Без игрового периода не будет успешного обучения в школе, не произойдет развития полноценной личности.)
• Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизора, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров; подчас выплескивая не только свою энергию, но и агрессивность в безопасное для них пространство.
• Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению; именно поэтому они не играют со своими детьми, не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми, хотя именно родители должны стать первыми участниками игр своих малышей. И чем активнее будет общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.
В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?
• Наличие правил и требование их соблюдения ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоционально положительных контактов между родителями и детьми.
• Имеют значение и простота, и доступность организации народных игр. Они не требуют специального оборудования, специального времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, во время путешествия.
• Если родители не только организуют игры, но и сами включаются в них, это приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
• В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание-поиск, загадывание-отгадывание, придумывание нелепиц и каламбуров, смешные движения, жесты, «выкуп» фантов и др.) вызывает у детей целую гамму веселых чувств и переживаний. Шуткам и юмору присуща безобидность. Доброжелательный смех партнеров действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
• Не только наличие правил и требование их соблюдения, но и частая сменяемость водящих делают всех участников игры равноправными партнерами, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Пожалуй, единственный язык, который легко дается детям, - это язык игры, поэтому именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие проблемы, учатся самостоятельности и в процессе организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры. При этом именно родитель демонстрирует достойный пример: как можно выиграть или проиграть, не уронив своего достоинства. Роль же педагогов состоит в обучении родителей взаимодействию с детьми в процессе игровой деятельности, в их привлечении к организации и проведению развлечений и занятий, построенных на народных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_u_detey_samostoyatelnost_i_otvetstvennost_dlya_roditeley.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формируем у детей самостоятельность и ответственность.
Самостоятельность - это умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятельности, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Именно воспитание ответственности в дошкольном возрасте считаем первостепенным в процессе становления личности. Ответственность - это развитое чувство долга, обязательность при выполнении поручений, обещаний, умение противостоять соблазнам. Ответственность определяет признание и успешность ребенка сначала в коллективе сверстников, а в будущем в социуме. Анализ источников показал: проблема формирования ответственности имеет давнюю историю (К.А. Альбуханова-Славская, К. Роджерс, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, С. Шварц, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.). В исследовании Е.Н. Даньковой (2008) дано следующее определение ответственности: «...личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой». Однако нравственные и социальные качества - это не всегда одно и то же, ответственный человек может быть, а может и не быть добропорядочным. Убеждены, ответственность - это социальное качество личности, для воспитания которого, прежде всего важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответственность - это еще и волевое качество.
Известно, именно в дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, играют в подвижные народные игры, которые способствуют воспитанию морально-волевых качеств. Эти игры являются традиционным средством педагогики: в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть ловкими, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей в процессе взаимодействия в игре со сверстниками.
Правильно организованные и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические. Именно подвижным народным играм мы отводим серьезную роль в социальном воспитании старших дошкольников, его рациональной организации. Недостаточно научить детей движениям, необходимым для их нормальной жизнедеятельности; надо, используя подвижные народные игры, формировать ценностные социальные качества, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.
Однако эти качества формируются в подвижной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: создание самими детьми детских коллективов - это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений.
Игра с правилами интересна в том числе своим влиянием на формирование рассматриваемых нами социальных качеств. Итак, как уже было сказано, интересы дошкольника связаны прежде всего с играми подвижного характера. В.Н. Аванесова, Л.А. Артёмова, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокина, Е.Л. Тимофеева дают некоторые рекомендации по формированию у детей самостоятельности в играх с правилами, но в целом данная проблема еще не решена и требует дальнейшего изучения. Известно, младшие школьники почти не играют в игры, которым их научили в детском саду; именно поэтому мы и решили выяснить: какое место игры с правилами занимают в ДОУ? в какой мере старшие дошкольники самостоятельно используют подвижные игры? какое влияние имеют взрослые на организацию этой деятельности?
В настоящее время в педагогической литературе постав лены задачи формирования у детей умения организовывать подвижные игры самостоятельно. Однако на практике самостоятельность часто ограничивается ответом на
предложение воспитателя: «В какую игру вы хотите поиграть?». Таким образом, главным инициатором и организатором игры все-таки выступает педагог.
Мы предположили, что формирование самостоятельности, ответственности и содействия у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
1) приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми;
- взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с музыкальным руководителем и воспитателями;
- владение методикой проведения подвижных народных игр на прогулке (разные по способу организации игры, направленные на развитие различных групп мышц; игровые задания, требующие точной координации движений, силы, ловкости, выносливости, быстроты и красоты движений, а также смекалки, выдержки, воли, самостоятельности, ответственности и содействия, оказания помощи другим играющим);
4) активизация детской самостоятельности посредством стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка и создания благоприятных условий для проявления эмоциональных и морально-волевых качеств в подвижных
народных играх;
- системное планирование подвижных народных игр на прогулке;
- создание диагностического инструментария по выявлению уровня сформированное самостоятельности, ответственности и содействия;
- обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в подвижную игру.
Рассмотрим некоторые из вышеназванных педагогических условий.
Приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми. Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.
- Родители стремятся как можно раньше научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая. (Без игрового периода не будет успешного обучения в школе, не произойдет развития полноценной личности.)
- Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизора, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров; подчас выплескивая не только свою энергию, но и агрессивность в безопасное для них пространство.
- Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению; именно поэтому они не играют со своими детьми, не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми, хотя именно родители должны стать первыми участниками игр своих малышей. И чем активнее будет общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.
В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?
• Наличие правил и требование их соблюдения ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоционально положительных контактов между родителями и детьми.
- Имеют значение и простота, и доступность организации народных игр. Они не требуют специального оборудования, специального времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, во время путешествия.
- Если родители не только организуют игры, но и сами включаются в них, это приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
- В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание-поиск, загадывание-отгадывание, придумывание нелепиц и каламбуров, смешные движения, жесты, «выкуп» фантов и др.) вызывает у детей целую гамму веселых чувств и переживаний. Шуткам и юмору присуща безобидность. Доброжелательный смех партнеров действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
- Не только наличие правил и требование их соблюдения, но и частая сменяемость водящих делают всех участников игры равноправными партнерами, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Пожалуй, единственный язык, который легко дается детям, - это язык игры, поэтому именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие проблемы, учатся самостоятельности и в процессе организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры. При этом именно родитель демонстрирует достойный пример: как можно выиграть или проиграть, не уронив своего достоинства. Роль же педагогов состоит в обучении родителей взаимодействию с детьми в процессе игровой деятельности, в их привлечении к организации и проведению развлечений и занятий, построенных на народных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.
Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин...
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...
Как формировать у детей ГКП самостоятельность
В статье пойдёт речь о том, как формировать элементарные навыки самостоятельности у детей ГКП...
Формируем инициативность, самостоятельность и ответственность (технология)
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-7 ЛЕТТехнология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Формировать у детей ответственность (организация дежурства)
Научить детей дежурить,формировать чувство ответсвенности...