«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Баранова Тамилла Петровна

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема:

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Литература:

  1. О.З. Неверович «Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».
  2. Т. Сенько «Особенности взаимоотношений на занятиях по труду».
  3. Воспитание дошкольника в труде.
  4. Васильева; Гербова; Комарова «Воспитание и обучение в детском саду»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Для того, чтобы обеспечить полноценное воспитание необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержание дисциплины, достижения успехов в различных видах деятельности, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим.

Очень важно, чтобы в пору детства ребята приобретали опыт общения со сверстниками. Это необходимо для будущей жизни в коллективе.

Проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, относится к числу таких, которые никогда не устареют, будут всегда иметь особый смысл и актуальность.

В дошкольном возрасте создаются психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Особое значение в решении этой задачи имеет игра.

Анализ ответов на вопрос, какой вид труда более всего привлекает, показал: хозяйственно-бытовой. Очевидно, причину можно отыскать в его доступности, в том, что дети освоили необходимые умения и навыки, в том, что имеют возможность видеть результат своего труда.

Для того, чтобы это произошло, надо, начиная с младшей группы, работать с детьми целенаправленно. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Совместно со взрослым и под его контролем учить дежурить, а в дальнейшем и самостоятельно дежурить.

В помещении и на участке помогать ухаживать за растениями и животными. Воспитывать уважение к людям, любой профессии. Поддерживать желание детей принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности труда способствует и то, если воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчёркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом.

Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнить свои обязанности лучше, быстрее, вовремя.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим.

Хозяйственно-бытовой труд создаёт большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление.

Очень важно продумать расположение всего необходимого инвентаря. Учитывать надо и размеры, чтоб удобно было работать.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует тщательно продумывать его организацию и приёмы.

Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, радоваться общим результатом труда. Во время проведения хозяйственно-бытового труда всей группой, уже в старших - подготовительных группах, воспитатель распределяет работу и решает несколько задач. Учитывая трудоёмкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребёнка оказался примерно одинаковый объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания; надо организовать труд детей так, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда. Расставлять детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребёнком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый…

Перед педагогом стоит задача научить детей не только выполнять работу, но и договариваться между собой.

Так же воспитатель разъясняет детям, что прежде всего следует тщательно приготовить своё рабочее место, как расположили всё необходимое оборудование.

Постепенно, внося нужные правила, воспитатель достигает того, что дети перед школой умеют:

  1. Поддерживать порядок в группе и на участке.
  2. Протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе со взрослыми ремонтировать книги, игрушки.
  3. Подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице.
  4. Самостоятельно убирать постели после сна.
  5. Дежурить полностью сервировать стол, раздавать второе блюдо, убирать посуду, подметать пол.
  6. Организовать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детскомвозрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а такжепредставители других, смежных наук. В настоящее время такие ученые какЛ....

Воспитание трудолюбия у детей средней группы через организацию хозяйственно – бытового труда

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей средней группы/...

Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду

Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду...

Сообщение "Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего дошкольного возраста"

Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего возраста...

Презентация «Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию хозяйственно – бытового труда»

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Ист...

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Конспект организации хозяйственно-бытового труда детей в средней группе (4 - 5 лет)

Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретиче...