Сущность пересказа и его зачение для развития речи и мышления ребенка.
консультация по теме
Учить ребенка расказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_pereskaza_i_ego_znachenie_dlya_razvitiya_myshleniya_i_rechi_detey.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Воспитатель Васильева Е.О.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи -сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном".
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, несвойстве-нных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к перво-источнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.
Требования к тексту для пересказа:
Сюжет произведения:
•Должен иметь воспитательное значение.
•Доступен по содержанию
•Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
•С ярко выраженной последовательностью действий.
•Четкой композицией
•Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
•Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
•C доступным детям словарем.
•С небольшими короткими и четкими фразами.
•С отсутствием сложных грамматических форм.
•С несложными формами прямой речи.
•С наличием ярких и точных определений.
•С ярко окрашенными выразительными средствами языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...
Стихотворные упражнения для развития речи и мышления ребенка
Данные короткие стихотворные текст с заданиями помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений....
"СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Консультация для педагогов...
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка
Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и нала...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...