КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
учитель-логопед Тыщенко Галина Ивановна
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз, и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.
Требования к тексту для пересказа:
Сюжет произведения:
- Должен иметь воспитательное значение.
- Доступен по содержанию
- Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
- С ярко выраженной последовательностью действий.
- Четкой композицией
- Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
- Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
- C доступным детям словарем.
- С небольшими короткими и четкими фразами.
- С отсутствием сложных грамматических форм.
- С несложными формами прямой речи.
- С наличием ярких и точных определений.
- С ярко окрашенными выразительными средствами языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...
Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...
"СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Консультация для педагогов...
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...
Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
Консультация для воспитателей "Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей"....
Консультация для родителей «Роль музыкально - ритмических пальчиковых игр в развитии мышления и речи ребёнка»
Консультация для родителей«Роль музыкально - ритмических пальчиковых игр в развитии мышления и речи ребёнка»Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов...
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
В тексте говорится о том, что такое пересказ и какое значение он имеет в развитии мышления и речи детей....