Что делать, если Ваш малыш не говорит!
статья на тему
Материал может быть полезен родителям, которые имеют детей в возрате 2 - 3 лет с проблемами в развитии речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delatesli_malysh_ne_govorit.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?
Для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет,
с проблемами развития речи при нормальном слухе
и нормальном развитии двигательной сферы
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Конечно, нужно в первую очередь посоветоваться со специалистом, в частности, обратиться к логопеду, работающем в вашем микрорайоне, и следовать его советам.
К сожалению, в последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами и чем раньше ребёнку будет оказана логопедическая помощь, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Специалисты называют наиболее чувствительным, или сензитивным периодом для развития речи – это возраст от 1 года до 5 лет.
Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребёнка. Если во время не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Коррекция – это исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
Ранняя коррекция – система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребёнка, проводимой в период раннего детства (до 3 лет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребёнка, если будут носить систематический и направленный характер.
Мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть те методы работы с детьми, имеющих лепетную речь, которые Вы можете применять общаясь и играя с ребёнком в домашних условиях.
- Это дети раннего возраста (от рождения до трёх лет);
- Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети», использующих ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Лепетные слова – состоящие из одного - трёх одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни.
Звукоподражания – слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), би-би (машина) и т.п. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (например до 1,5 – 2 лет).
Вокализации – протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).
КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ
Как известно, процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1 года до 3 – 4 лет.
К 3 – 4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Однако, известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Они позднее осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».
Прислушайтесь к речи своего ребёнка и не спешите волноваться!
Может быть, ваш малыш всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи Вашего ребёнка.
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
- Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;
- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;
- Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;
- Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;
- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;
- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
- Ребёнок развивается с задержкой;
- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;
- У ребёнка есть неврологические заболевания;
- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);
- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;
- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;
Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!
ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:
- несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
- недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка;
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Фонематическое восприятие – способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата – возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объёме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребёнка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Диагноз – не приговор,
диагноз – это успешный старт
на пути к воспитанию полноценной речи!
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.
Основными задачами коррекционной работы с ребёнком, имеющим начатки лепетной речи, которых иногда ещё называют «безречевые дети» (или «всё понимает, но не говорит) являются:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- формирование имитативных способностей;
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Мотивация – побудительная причина, повод к какому – либо действию, поступку;
Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.
Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.
Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:
- расположиться с ребёнком где – нибудь в уютном уголке и создать доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться.
- Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка. Организуйте простейшую игру, которая должна стать совместной с ребёнком деятельностью; сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями.
- Попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!
Помните, нельзя использовать прямые инструкции:«скажи», «повтори»!
- Общаясь с ребёнком, используйте приёмы вызывания отражённой речи – имитации речи взрослого ребёнком. Проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
- Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Со временем, простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребёнка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий; ребёнок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Не бойтесь перехвалить ребёнка.
Если у ребёнка не получается, никогда не ругайте его.
- Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша;
- Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов;
- Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5 – 10 слов. Работа проводится аналогично.
- Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.
- Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.
- Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2 – 3 раз перед её выполнением. Если у ребёнка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чём я тебя попрошу: сделай так, как я скажу».
- Постепенно начинайте формировать пространственное понимание предложно – падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребёнку удовольствие!
- Категорически избегайте оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи ещё раз!», «Следи за собой…» и т.д. Такая коррекция должна проводиться мягко, с опорой на положительные эмоции ребёнка. Постарайтесь выполнить основную задачу этого этапа – научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
- Постепенно включайте в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. И не беда, что, повторяя целые фразы из сказок, они носят заученный характер и не всегда грамматически оформлены.
- Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи. Можно предложить такую игровую ситуацию, в которой ребёнку необходимо использовать речевые средства. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребёнка, ссылаясь на свою занятость. Важно, чтобы ваш отказ понимать ребёнка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.
- Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.
Если Ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.
Не конфликтуйте с ребёнком, если от этого
не зависят его жизнь и здоровье!
Вам ещё долго растить вашего ребёнка
и вместе решать много проблем!
Сохраняйте добрые доверительные отношения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Что делать, если Ваш ребёнок не говорит?"
Консультация предназначена для родителей....
Что делать, если ваш ребёнок не говорит?
Эта пособие адресовано родителям воспитателям логопедам и всем тем кого интересует как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий направленн...
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
В консультации рассмотрены этапы развития речи ребенка. Динамика формирования речи в онтогенезе. Перечислены признаки благополучия и неблагополучия развития речи детей....
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...
Что делать, если наш малыш не говорит?
Подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте...
Что делать, если Ваш ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по развитию речи малышей....
"Что делать, если ваш ребёнок не говорит?"
советы родителям неговорящих детей....