Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
консультация на тему
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_chto_delat_esli_rebenok_ne_govorit.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме:
«Что делать, если ваш
ребенок не говорит?»
Подготовила и провела
воспитатель группы №7
Колядко Алиса Михайловна
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?
КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ
Известно, что процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 - 1 года до 3 - 4 лет.
К 3-4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 - 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты азов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».
Я предлагаю Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи.
Признаки благополучного развития речи:
Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;
У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;
Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;
Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;
Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;
Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;
Признаки неблагополучного развития речи;
Ребёнок развивается с задержкой;
Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;
У ребёнка есть неврологические заболевания;
Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);
Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;
Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;
Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!
ПОЧЕМУ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи: несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; недостаточность сенсомоторнои или неврологической базы речи ребёнка;
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.
Основными задачами коррекционной работы с «безречевыми детьми» (или «всё понимает, но не говорит») являются: развитие мотивационной основы речевой деятельности;
формирование имитативных способностей.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Мотивация – побудительная причина, повод к какому - либо действию, поступку.
Имитация — подражание, способность воспроизводить речь.
Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.
Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:
- создайте доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться;
- возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, и организуйте простейшую игру;
- сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями;
- попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» - растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!
Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «скажи», «повтори»!
Общаясь с ребёнком, проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производится оречевляемые действия.
Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша.
Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов.
Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5-10 слов. Работа проводится аналогично.
Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.
Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.
Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью.
Основная задача этого этапа - научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
Включайте постепенно в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию.
Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи.
Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 - 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.
Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?
Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру «0».
№ | Утверждение | Баллы |
1 | У членов нашей семьи есть недостатки произношения | |
2 | Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года | |
3 | Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пишу (морковь, яблоко и др.) | |
4 | Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке | |
5 | Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит | |
6 | Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать | |
7 | Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо) | |
8 | У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова | |
9 | Малышу с трудом удаётся заучивать стихи | |
10 | Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону | |
11 | Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы | |
12 | В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко.) | |
13 | Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки | |
14 | Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! | |
15 | Наш ребёнок заикается | |
16 | Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш | |
17 | Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль |
Общее количество баллов:
Если Вы набрали от 0 до 4 -у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9-рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!
10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
- Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
- Используйте короткие слова, простые и понятные!
- Не говорите слишком быстро!
- Проговаривайте вслух все, что Вы делаете!
- Читайте ребёнку книги!
- Ограничивайте просмотр телевизора!
- Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
- Поощряйте двигательную активность ребёнка!
- Развивайте мелкую моторику!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что делать если ваш ребенок балуется?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"...
Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребенок сквернословит?»
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей....
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка нет друзей?"
Общение со сверстниками - важнейшая состовляющая жизни ребенка в дошкольном детстве.Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей - сделать его...
консультация для родителей "Что делать, если ваш ребенок жалуется на воспитателя".
Первый год в саду, как правило, является адаптационным для ребенка – он привыкает находиться без родителей долгое время в окружении множества других детей и, конечно, воспитателей и нянечек, с к...
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка задержка речи?"
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на ...