Что делать, если Ваш ребенок не говорит?
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Рекомендации для родителей по развитию речи малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_esli_vash_rebyonok_ne_govorit.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если Ваш ребенок не говорит?
Как формируется речь.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением грамматических норм. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.
Динамика формирования речи в онтогенезе
№ | Форма речи | Примерный возраст появления |
1 | Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. |
2 | Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес. |
3 | Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
4. | Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух,трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражании (би би, гав- гав,, пи пи и проч. ) | 8 мес. — 1 год 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например, дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. |
6 | Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. |
7 | Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) | 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. |
8 | Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. |
9 | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 1 мес. — 1,5 мес. |
10 | Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать «Дай!», а девочка - «Мячик!».
Признаки благополучного развития речи у ребенка
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
Почему речь ребенка формируется с задержкой?
Речь не является врожденной способностью, а формируется в процессе развития параллельно с физическими и умственными способностями ребенка, служит показателем его общего развития. Почему же в одних случаях речь ребенка формируется с задержкой?
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи.
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
В первом случае при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания происходит быстрая и полная коррекция. Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то у ребенка проявляется стойкий речевой негативизм (отказ от речи). Ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как будто пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение многих месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному, со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков общения и о наличии стойкого речевого негативизма.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!
Занятия нужно начинать как можно раньше.
К сожалению, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. Лучше предупредить, чем исправлять. Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте. Это нарушение процесса общения, трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально - волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Все эти негативные последствия можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая ребенку в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет
Как помочь ребенку.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи, являются:
• развитие мотивационной основы речевой деятельности,
• формирование имитативных способностей.
Таким образом, в ходе коррекционной работы, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте доверительную обстановку, говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру.
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.
Можно переходить к реализации следующей задачи — формированию отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка), должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!
Рассмотрим приемы вызывания отраженной речи — имитации речи взрослого ребенком.
Взрослый (педагог) отбирает для подражания простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа, мышь — пи – пи, кошка — мяу или киса и др.
Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Что мы достали? — Шубу.
Что это такое? — Шуба.
Что сейчас мы надели? — Шубу. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:
Взрослый. Принеси чашку. Что ты принес? ...
Правильно, чашку. Это чашка...
Что это?.. Это чашка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на его артикуляцию. Например:
Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «чашка».
Еще раз «чашка».
Давай вместе «чашка». Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.
Взрослый. Еще раз вместе «чашка». Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Взрослый проговаривает слова медленно и четко.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься — говорить слова. Скажи «чашка».
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
Требования ужесточаются постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед, как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов. Также полезно употреблять в пищу твердые продукты. Выполнять дыхательные упражнения (надувать шары, играть на детских музыкальных инструментах, пускать мыльные пузыри).
Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично.
Таким образом, постепенно увеличивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
• Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или мишку?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать — чашку или ложку?» Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы является использование только тех слов слов, который уже освоены ребенком.
• Во-вторых, общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает искомое.
• В-третьих, опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки -матери», «В гостях у куклы Кати» взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку, Дай, Катя, чашку», «Уложи куклу в кровать. Споем ему песенку Баю - бай, кукла, баю-бай», Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.
Полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для куклы: «Баю бай, кукла, баю бай».
В ходе работы знакомим детей не только с названиями предметов, но с глаголами (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.); прилагательными, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов.
Во время повседневного общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.
На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать в качестве подсказки интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» — низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.
Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу, сделай так, как я скажу». Использование этого приема более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому, что увлечен чем-то более ему интересным.
В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно- падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
Ребенку даются задания «Положи пирамидку в ящик», «Положи пирамидку на стул», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.
Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.
Постепенно инструкции усложняются, увеличивается количество действий, которые должен произвести ребенок. Например, «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т. п.
По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания. «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой(ую) ты принес?» и т. п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, а также стимулируется использование речевых средств.
На этом этапе формирования речи не проводится специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Многие звуки появляются спонтанно (самостоятельно), по мере накопления словаря. Основная задача— научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
Очень полезными на этом этапе является чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с повторяющимся сюжетом («Репка», «Колобок», «Теремок», и т. д.) Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок заостряет внимание на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте нарисованное.
Приведем примерный ход беседы при чтении сказки «Репка».
Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед.
Дети (отвечают хором или вразнобой). Де, дет, дядя.
Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите где у деда глаза?
Взрослый. Что это?
Дети. Азя
Взрослый. Хорошо. Послушайте и посмотрите, как я вам скажу. Гла-за.
Дети. Газя.
Взрослый. Какие молодцы! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.) Выросла репка большая-пребольшая. (Рассматривают картинку с репкой.)
Занятия подобного типа не должны проводится дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах.
После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.
Взрослый. Сейчас вы мне поможете рассказать сказку. Я начну, а вы продолжите рассказывать. Внимательно смотрите на картинку. Посадил... (Показывает на деда.)
Дети. Дед.
Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)
Дети (хором). Епку.
Взрослый. Молодцы! Посадил дед репку. Смотрите следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест руками, имитируя размеры репы.)
Дети. Басая.
Взрослый. Умницы! Большая-пребольшая. И т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из этих сказок, хотя эти фразы грамматически неоформлены и носят заученный характер.
Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к употреблению таких конструкций как, «Дай что- либо», «На что- либо», «Хочу что- либо сделать» постепенно увеличивая количество слов в предложении.
Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев. Если улучшения не отмечается, обратитесь за консультацией к невропатологу или логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы
Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....
Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».
Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз "дизартрия"...
Консультация "Что делать если у ребенка плоскостопие"
Стопа ребенка образована хрещями, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распостраненных заболеваний у детей.По статистике этот диагноз ставится каждому 3ему ребенку. ...
Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?
Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...
Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
Советы родителям, как поступить в такой ситуации....
"Что делать, если у ребенка проскостопие"
Советы родителям по профилактике плоскостопия....