Что делать, если ваш ребенок не говорит?
консультация по логопедии ( группа) на тему
В консультации рассмотрены этапы развития речи ребенка. Динамика формирования речи в онтогенезе. Перечислены признаки благополучия и неблагополучия развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?»
Как формируется речь?
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.
Динамика формирования речи в онтогенезе
1-2 мес. - Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)
1,5-3 мес. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)
4-5 мес. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)
8 мес. — 1 год 2 мес. Лепетные слова (ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. Активный рост словаря (ребенок спрашивает, как это называется)
2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. Появление грамматических форм слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)
2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Признаки благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
- На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили, хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы
Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....
Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».
Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз "дизартрия"...
Консультация "Что делать если у ребенка плоскостопие"
Стопа ребенка образована хрещями, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распостраненных заболеваний у детей.По статистике этот диагноз ставится каждому 3ему ребенку. ...
Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?
Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...
Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
Советы родителям, как поступить в такой ситуации....
"Что делать, если у ребенка проскостопие"
Советы родителям по профилактике плоскостопия....