Семинар - практикум «Грамматический строй речи: Давайте поиграем»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Данный семинар-практикум призван помочь родителям детей старшего дошкольного возраста проникнуться проблемой плохо говорящих или не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, и вызвать стремление помочь своим детям сформировать грамматически правильную, лексически богатую и фонетически чёткую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_grammaticheskomu_stroyu_rechi_starshiy_vozrast.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Грамматический строй речи: Давайте поиграем»
Цель: оптимизация процесса становления грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи воспитанников посредством активного привлечения родителей к закреплению освоенных дошкольниками навыков через игру.
Форма проведения: практикум.
План проведения:
1. Теоретическая часть:
- Об успешности в школе.
- Основные задачи речевого развития
2. Практическая часть:
- Демонстрация процесса звукового анализа слова ребенком (видеозапись)
- Непосредственное ознакомление с речевыми играми
- Ознакомление с выставкой литературы, дидактических материалов и пособий.
4. Обсуждение и выводы.
Оборудование:
- мяч
- мольберт (для демонстрации)
- столы (для выставки методических пособий)
- мультимедийная установка
Список использованной литературы:
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» М. – 2001.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.
- Ушакова О.С. «Речевые игры для дошкольников» М.ТЦ «Сфера» – 2002.
- «Скажи по-другому»: Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ушаковой О.С. – Н. Новгород, 1995г.
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1991г.
Выступление:
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Работа над грамматической стороной должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. Поэтому я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития, которые обеспечат вашему ребенку максимальный шанс на успешное овладение чтением, письмом и другими науками в школе.
Основные задачи развития речи у старших дошкольников формулируются следующим образом:
- расширение словарного запаса
- правильное звуковое оформление речи
- освоение навыков звукового анализа
- развитие связной речи.
В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Каждый из нас улыбнется, вспомнив как говорится «народное» правило русского языка «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно – вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем. И здесь необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука (исправить ее поможет только логопед), но и на умение ребенка выделять, т.е. слышать каждый звук в слове. Это навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателя, как на занятиях, так и в игровой деятельности.
И сейчас я предлагаю вам посмотреть на видеозаписи, как должен выполнять звуковой анализ слова ребенок подготовительной к школе группы к концу учебного года.
Просмотр видеозаписи.
Обращу ваше внимание: ребенок не только самостоятельно дифференцирует и обозначает цветом гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, но и делит слово на слоги, определяя ударный слог. Мудреная наука, верно?! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят.
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем-то, непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Я настаиваю на вашем участии в предлагаемых мною играх. Сначала я буду пояснять цель и ход игры, а потом возьму в руки мяч и мы вместе поиграем несколько минут.
Игра 1. «Поймай звук»
Цель: уметь выделять заданный звук в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А» далее взрослый медленно и четко произносит: О… А… В… У…А…Б… Л…О…А и т.д.
Игра 2. «Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
Игра 3. «Назови первый звук в слове»
Цель: упражнять в умении определять первый звук в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий – твердый), а так же назвать последний звук в слове.
Игра 4. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменить определенный звук в слоге на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
Игра 5. «Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять в умении подбирать подходящие по смыслу слова в предложении. Например: воспитатель начинает предложение: «Бабушка у видела, что у нее закончилось молоко и пошла в…»
Не такие уж и простые это игры, не правда ли? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим мало читающим и много сидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
А сейчас я приглашаю вас подойти и познакомиться с имеющимися на сегодня методическими пособиями и играми на формирование и закрепление навыков звукового анализа в рамках подготовки к обучению в школе.
Демонстрация и обсуждение.
Более подробно я готова осветить эту тему и ответить на вопросы относительно особенностей Вашего ребенка в ходе индивидуальных консультаций. Подводя итог нашего практикума, скажу, что так хотелось бы, встретившись с вами через несколько лет, услышать «А у моего Матвея по русскому языку пятерка!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Формирование грамматического строя речи у детей 4-5 лет" (поиграйте с детьми дома)
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст –5-6 лет- период активного словотворчества. У малыша появля...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Семинар-практикум «Условия формирования грамматического строя речи»
семинар для воспитателей, рассказывающий об условиях формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах...
Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами...
семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста"
Грамматический строй речи – это система един...
«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...