Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа
учебно-методический материал на тему
Семинар - практикум для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
«Коррекция дефектов
речи у детей с помощью дыхания и массажа»
Семинар – практикум для воспитателей и родителей
Педагог - дефектолог
Золотарева Е.А.
Образование высшее
2 квалификационная категория
Стаж работы 3 года
пгт Кикнур,2011
«Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа»
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над которым вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
Вдох и выдох носом.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко»
При этих упражнения нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо
Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф
Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул – улетела.
Можно подуть на ватку, полоски бумаги.
Упражнение «Лодочка»- дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.
Следующие упражнения развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Забей гол»:
- плавный выдох, губы трубочкой;
- плавный выдох, губы в улыбке;
- плавный выдох, язык лопаткой;
- язык лопаткой, выдох толчками.
Для углублённого вдоха детям предлагается «Понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами. Во время вдоха нужно следить, чтобы голова приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.
Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живо надувается, грудная клетка и плечи е поднимаются.
Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психологическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.
Попробуйте подышать дома с ребенком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно пожить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «Волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее.
Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушением речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.
Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.
Дыхательную гимнастику не рекомендуют проводить после еды. Между занятиями и приемами пищи должен пройти ходя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника массажа в работе с детьми имеющими речевые нарушения.
Массаж – совокупность приемов механического, дозированного действия в виде трения, давления, вибрации. Проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную струю, водную или другую среду.
Методика массажа или самомассажа оставленная с учетом клинико – физиологических принципов, - эффективное средство лечения, восстановление работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.
Рассмотрим один из видов массажа - самомассаж, который активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела, можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.
Длительность одного массажа 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).
Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.
«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре. Провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).
« Наденем шапочку» - и.п. рук тоже, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» - двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Рисуем ёлочки» - двигать пальцами ото лба к вискам.
«Пальцевой душ» - легко постукать пальцам по лбу.
«Глазки спят» - закрыть глаза и легко прикрывать пальцами веки, удерживать 3-5с
«Нарисуем усы» - двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» - двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» - легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Для мышц языка.
«Непослушный язычок» - пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя»
«Покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.
«Поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта.
Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.
- Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;
- Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным усилением;
- Растирать ладони движениями вверх – вниз;
- Боковые поверхности сцепленных пальцев;
- Разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;
- Надавливать не заточенным карандашом на боковые точки ладони, затем вращать карандаш вправо – влево;
- Разминать кисти правой руки пальцами левой. И наоборот, затем поочередно их растирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года....
Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."
Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей....
Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...
«Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей...
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...
"Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей "
роль семьи в преодалении дефектов речи у детей дошкольного возраста....
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть в...