Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
консультация (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей

 Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой учителя-логопеда. Поэтому довольно часто педагогам детского сада, а также начальной школы приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?»

        Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.

        Родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним. Родители должны иметь хотя бы самое общее, а лучшее конкретное представление о логопедическом массаже и развитии мелкой моторики. Особое внимание следует уделить фонематическому восприятию и тем этапам развития ребенка, которые связаны с этим процессом: неречевые, гласные звуки, постановка звуков, их закрепление, введение в речь, автоматизация и дифференциация звуков.

        Проанализируем эффективность занятий с ребенком в зависимости от степени участия родителей. У логопеда в детском саду занятия с детьми редко превышают 2 часа в неделю. Количество времени, которое ребенок проводит дома в контакте со взрослыми, существенно превышает эту цифру. Ниже приведена таблица, составленная в результате наблюдений за процессом коррекции речи у детей, посещающих детский сад и прошедших курс занятий у учителя-логопеда. В ней показана зависимость времени коррекции для относительно простого случая — постановки звука [л'] и рассмотрены результаты сложной и трудоемкой работы, требующей значительных усилий и от учителя-логопеда, и от родителей, и от самого ребенка (постановка звука [р] ).

                        Коррекция речи у детей с ФФНР

Возраст            ребенка

Время работы с логопедом (количество часов в неделю)

Уровень работы родителей с детьми по заданию логопеда

Общее время,

необходимое для достижения

pезультата, мес.

                                             Постановка звука [л']

      4 — 5

2

Низкий

Средний

Высокий

6

5

3

      5 — 6

2

Низкий

Средний

Высокий

4

3

2

                                             Постановка звука [р]

      4 — 5

2

Низкий

Средний

Высокий

12

8

6

      5 — 6

2

Низкий

Средний

Высокий

10

7

4

        Как видно, даже для относительно простого случая коррекции речи разница во времени весьма существенна, в сложном случае она возрастает, причем в основном за счет отсутствия или слабой работы родителей с ребенком.

                Методы проведения занятий в домашних условиях

        Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «великое сидение» на уроке. После 5, максимум 10 минут занятий их внимание рассеивается и никакими мерами поднять результативность занятий невозможно. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне очень прост и давно известен: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.

        Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную учителем-логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств ребенка (зрение, осязание, обоняние, вкус).

        Не следует полагаться на «чужие» источники информации и зрелищ. Прежде всего, это касается  телевидения. Большое количество времени, проводимое у экрана, оказывает пагубное влияние не только на здоровье ребенка. Отсутствие правильной речи (и фонетически и стилистически) у героев многочисленных современных мультфильмов, а также в рекламных роликах неизбежно приводит к невнятной, нечеткой, невыразительной речи ребенка, искаженной многочисленными, часто нелепыми, восклицаниями и чужеродными заимствованиями.

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком

        Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.

        Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, а зачастую и активная поддержка, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, или говоря научным языком, наличие обратных связей, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи.

         Основные рекомендации повышения эффективности  выполнения заданий учителя-логопеда должны быть связаны прежде всего с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением. Не меньшее значение имеет четкое, может быть, даже несколько усиленное интонационное произношение окончаний, связанное с произносимым предлогом или производимым действием.

Виды игры и ее значение при проведении занятий

        Наиболее эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Высшей формой таких игр, по нашему мнению, предстает умение ребенка самостоятельно распределить роли в игре и выдать задания взрослым участникам: маме, папе, бабушке. Игры могут быть связаны со знакомством, например, с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.

        Так, как игра с предлогами может быть проведена в варианте «шкаф и игрушка»: игрушка в шкафу, игрушка на шкафу, игрушка за шкафом, игрушка под шкафом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка с обязательной демонстрацией предметов. При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетания понятий «одна-много»: одна ложка — много ложек, одна кружка — много кружек и т.д. И все это можно обыграть с ребенком, накрывая на стол.

Наберитесь терпения,  попробуйте сделать процесс обучения увлекательным!

Учитель-логопед Серкунова Клара Рауфовна

Январь 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа

Семинар - практикум для воспитателей и родителей...

Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."

Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей....

Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...

Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

      Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....