Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
консультация (подготовительная группа)
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.
Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_uchitelya-logopeda_i_roditeley_v_korrektsii_defektov_rechi_u_detey.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.
Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой учителя-логопеда. Поэтому довольно часто педагогам детского сада, а также начальной школы приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?»
Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.
Родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним. Родители должны иметь хотя бы самое общее, а лучшее конкретное представление о логопедическом массаже и развитии мелкой моторики. Особое внимание следует уделить фонематическому восприятию и тем этапам развития ребенка, которые связаны с этим процессом: неречевые, гласные звуки, постановка звуков, их закрепление, введение в речь, автоматизация и дифференциация звуков.
Проанализируем эффективность занятий с ребенком в зависимости от степени участия родителей. У логопеда в детском саду занятия с детьми редко превышают 2 часа в неделю. Количество времени, которое ребенок проводит дома в контакте со взрослыми, существенно превышает эту цифру. Ниже приведена таблица, составленная в результате наблюдений за процессом коррекции речи у детей, посещающих детский сад и прошедших курс занятий у учителя-логопеда. В ней показана зависимость времени коррекции для относительно простого случая — постановки звука [л'] и рассмотрены результаты сложной и трудоемкой работы, требующей значительных усилий и от учителя-логопеда, и от родителей, и от самого ребенка (постановка звука [р] ).
Коррекция речи у детей с ФФНР
Возраст ребенка | Время работы с логопедом (количество часов в неделю) | Уровень работы родителей с детьми по заданию логопеда | Общее время, необходимое для достижения pезультата, мес. |
Постановка звука [л'] | |||
4 — 5 | 2 | Низкий Средний Высокий | 6 5 3 |
5 — 6 | 2 | Низкий Средний Высокий | 4 3 2 |
Постановка звука [р] | |||
4 — 5 | 2 | Низкий Средний Высокий | 12 8 6 |
5 — 6 | 2 | Низкий Средний Высокий | 10 7 4 |
Как видно, даже для относительно простого случая коррекции речи разница во времени весьма существенна, в сложном случае она возрастает, причем в основном за счет отсутствия или слабой работы родителей с ребенком.
Методы проведения занятий в домашних условиях
Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «великое сидение» на уроке. После 5, максимум 10 минут занятий их внимание рассеивается и никакими мерами поднять результативность занятий невозможно. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне очень прост и давно известен: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.
Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную учителем-логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств ребенка (зрение, осязание, обоняние, вкус).
Не следует полагаться на «чужие» источники информации и зрелищ. Прежде всего, это касается телевидения. Большое количество времени, проводимое у экрана, оказывает пагубное влияние не только на здоровье ребенка. Отсутствие правильной речи (и фонетически и стилистически) у героев многочисленных современных мультфильмов, а также в рекламных роликах неизбежно приводит к невнятной, нечеткой, невыразительной речи ребенка, искаженной многочисленными, часто нелепыми, восклицаниями и чужеродными заимствованиями.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком
Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.
Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, а зачастую и активная поддержка, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, или говоря научным языком, наличие обратных связей, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи.
Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-логопеда должны быть связаны прежде всего с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением. Не меньшее значение имеет четкое, может быть, даже несколько усиленное интонационное произношение окончаний, связанное с произносимым предлогом или производимым действием.
Виды игры и ее значение при проведении занятий
Наиболее эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Высшей формой таких игр, по нашему мнению, предстает умение ребенка самостоятельно распределить роли в игре и выдать задания взрослым участникам: маме, папе, бабушке. Игры могут быть связаны со знакомством, например, с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.
Так, как игра с предлогами может быть проведена в варианте «шкаф и игрушка»: игрушка в шкафу, игрушка на шкафу, игрушка за шкафом, игрушка под шкафом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка с обязательной демонстрацией предметов. При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетания понятий «одна-много»: одна ложка — много ложек, одна кружка — много кружек и т.д. И все это можно обыграть с ребенком, накрывая на стол.
Наберитесь терпения, попробуйте сделать процесс обучения увлекательным!
Учитель-логопед Серкунова Клара Рауфовна
Январь 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"
Дефекты речи и их устранение. Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...
Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа
Семинар - практикум для воспитателей и родителей...
Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."
Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей....
Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....