Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
статья по коррекционной педагогике на тему
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животных. Непосредственно через общение детей с другими детьми они реализуют себя как личность. Мы не можем судить , без оценки речевого развития, о личности ребенка.
Когда мы с детьми оказавшись на пляже, сразу же начинаем увлекательно погружать руки в песок, нам взрослым как и детям нравится строить замки из песка, рисовать на песке. Совместные занятия с песком особенно помогает родителям наблюдать и изучать особенности поведения и развития ребенка.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Когда мы строим картины из песка, придумываем различные истории, в такой наиболее органичной форме для ребенка мы передаем ему наши знания и жизненный опыт, также события и законы окружающего мира. Мы еще при этом и врачуем собственную душу, как бы раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
На сегодняшний день многие дошкольные учреждения имеют песочные столы. Но как использовать их, в своей работе мало кто знает. Часто задаваемые вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие педагоги отвечают: «Песок нужен, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Мы интуитивно подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность, которая проявляет индивидуальность детей в песочных играх.
Такой принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Метод один из самых интересных, который разработан в рамках данного направления. Способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Cтатья | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала!
Простейший ящик из стола
Покрасим голубой мы краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой!
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животных. Непосредственно через общение детей с другими детьми они реализуют себя как личность. Мы не можем судить , без оценки речевого развития, о личности ребенка.
Когда мы с детьми оказавшись на пляже, сразу же начинаем увлекательно погружать руки в песок, нам взрослым как и детям нравится строить замки из песка, рисовать на песке. Совместные занятия с песком особенно помогает родителям наблюдать и изучать особенности поведения и развития ребенка.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Когда мы строим картины из песка, придумываем различные истории, в такой наиболее органичной форме для ребенка мы передаем ему наши знания и жизненный опыт, также события и законы окружающего мира. Мы еще при этом и врачуем собственную душу, как бы раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
На сегодняшний день многие дошкольные учреждения имеют песочные столы. Но как использовать их, в своей работе мало кто знает. Часто задаваемые вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие педагоги отвечают: «Песок нужен, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Мы интуитивно подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность, которая проявляет индивидуальность детей в песочных играх.
Такой принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Метод один из самых интересных, который разработан в рамках данного направления. Способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития. Песочная терапия дает такую возможность, прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, интегрировать свою самость, собрать свой уникальный образ, картину мира. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Может быть, естественная потребность возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь , как мы знаем песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Мы знаем , что игра с песком не только любимая игра детей, но отличный способ развивать мелкую моторику рук, мышления, творческие воображения, налаживать взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет нам решать множество психологических проблем у детей, родители с которыми не могут справиться самостоятельно.
Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира». Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.
Как мы знаем, что основная деятельность дошкольника – игра. В игре дети познают себя и окружающий мир. В песочнице мы лепим , рисуем, а также оставляем на песке свои отпечатки. Когда мы наблюдаем как дети играю в песке , то видим как он позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это прекрасное средство для развития и саморазвития ребенка. Технология песочной терапии сама многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия на эмоциональное состояние , также позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Метод игры с песком ,способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Для каждого ребенка игра с песком, естественная и доступная форма деятельности. Как мы часто видим из наблюдения и опыта своей работы, что дети часто словами не могут выразить свои переживания, страхи, и тут им на помощь приходят игры с песком. С помощью игрушечных фигурок, мы проигрываем ситуации взволновавшие ребенка, создавая картину собственного мира из песка, мы помогаем детям освободится от напряжения.
У детей усиливается желание к самостоятельной работе, развивается тактильная чувствительность, также познавательные функции, а главное мы помогаем развивать речь.
С помощью таких игр на песке мы можем решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с нарушениями речи. Перенос такой коррекционной деятельности в песочницу нам даёт большой образовательный эффект, нежели чем стандартные формы обучения. Возрастает интерес к занятиям, так дети превращаются в сказочных волшебников , которые создают свой мир на песке. Коррекционная деятельность проходит интересно, дети себя чувствуют более успешными и уверенными .
Такая работа по коррекции речевых нарушений посредствам песочной терапии всегда дает свои положительные результаты. Проводя работу с песком мы помогаем активизировать у детей работу мозга, способствуем развитию движений пальцев рук, речи. Рисования песком в речевой деятельности имеет большой ряд преимуществ. Песок дает возможность не только воплощать свои творческие замыслы, но и изменять их, быстро и продуктивно достигать желаемого результата. Вся эта техника хороша тем, что рисуя мы можем менять изображаемое, не боясь, что задуманное не получится. В процессе всего рисования у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, которая стимулирует в свою очередь развитие речи, что особенно важно проблемами для детей с речевыми отклонениями. Рисуя песком, мы погружаемся в сказку, мир своих фантазий, придумываем причудливые образы, изображаем рисунки извилистыми линиями . Главное детям дать волю своим действиям и фантазиям и они превращаются в добрых сказочных волшебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста
В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...
Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"
Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра...
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками....
Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
актуальность использования песочной терапии на занятиях с детьми ЗПР...
Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Игры с песком позитивно влияют на речевое развитие , эмоциональное самочувствие, и это делают их уникальным средством для развития детей....