Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."
консультация по логопедии на тему
Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley_v_korrektsii_defektov_rechi_u_detey.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.
(Всеобуч для родителей)
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей.
Коррекционные приёмы формирования правильной речи.
I Развитие ручной умелости.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование правильной речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук:
Пальчиковые физминутки:
1. Пальцы-дружная семья, друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний. Безымянный и последний-
Наш мизинец малышок! УУУ! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять
И движенья выполнять…
2. Мы рога козы покажем и рога оленя даже…
Мы про зайку не забудем- ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4-5 лет:
- рисует карандашами, мелками;
- собирает постройки из 9 кубиков;
- складывает бумагу более чем 1 раз;
- шнурует ботинки, лепит из пластилина.
Для развития ручной умелости дети дома должны:
- разминать пальцами глину, пластилин;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
- выполнять пальчиковые игры и упражнения;
- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
- вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;
- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
(Выкладывание родителями геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, треугольник, схема «рожица»)
II Учимся правильно дышать.
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинают с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
(Показ по таблице «Ротовое, носовое дыхание»)
Упражнение «Хомячок»: пошмыгать носом, рот закрыт.
Упр. «Собачке жарко» (при этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота).
Упражнения на развитие длительного выдоха:
«Согреть руки»: выдох со звуком хххо.
«Остудить воду»: выдох со звуком ффф.
«Сдуть бабочку»: «Бабочка на цветке сидела, ветер дунул – улетела».
«Ветерок» (на ватку, полоску бумаги, снежинки и т. д.)
«Лодочки» (из пенопласта, бумаги).
«Футбол» (на ватный шарик или через соломинку на горошинку)
«Подводная лодка» (в стакане воды через соломинку)
Упражнения на развитие направленной воздушной струи и укрепляющие язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков:
«Фокус»: язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
«Забей гол»: язык лопаткой, выдох толчками.
Упражнения для углублённого вдоха:
«Понюхать цветок», «Узнать фрукт по запаху» и т. д.
- Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух долго и медленно через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются (выполняют все)
Это диафрагмальное дыхание, т. е. дыхание животом, самое правильное и полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам.
Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу после еды (через 1 ч).
III Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.
Рассмотрим 1 из видов массажа – самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Длительность сеанса 5-10 мин., каждое упражнение 4-6 раз, сидя или лёжа.
- Для мышц головы и шеи.
«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, через уши к плечам (движения медленные, поглаживание).
- Для лицевой мускулатуры.
«Рисуем дорожки»- двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Рисуем ёлочки»- то же.
«Пальцевый душ»- легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят»- закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживая 5с
«Нарисуем усы»-двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Весёлый клоун»- двигать указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики»- похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико»- лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
- Для мышц языка.
«Непослушный язычок»- пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя».
«Покусывание»- легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.
«Погладим язык губами»- просунуть язык как можно дальше сквозь щель между губами, расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
- Расслсбляющий самомассаж кистей и пальцев рук.
- растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;
- растирать ладони движениями вверх-вниз;
- боковые поверхности сцепленных пальцев;
- разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;
- делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с 2-мя грецкими орехами;
- разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочерёдно их растирать.
Массаж биологически активных зон:
Ра-ра-ра, погляди-ка, детвора.
(Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.)
Ря-ря-ря, взошла красная заря.
(Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.)
Ре-ре-ре, растет рябина на горе.
(Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.)
Ри-ри-ри, клюют рябину снегири.
(Пальцами легко пробежаться по щекам.)
Массаж лица.
Носик, носик! Где ты носик?
(Провести кулачками по крыльям носа 4 раза)
Лобик, лобик. Где ты лобик?
(Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза)
Щёчка, щёчка! Где ты щёчка?
(Пальцами погладить сверху вниз 4 раза)
Где ты щёчка? Будет чистенькая дочка.
(Погладить ладонями шею.)
Будет чистенький сынок.
(Растереть ладошками уши)
И котёнок-малышок.
(Потереть ладони друг о друга.)
Массаж «Кисонька»
СА-са-са, кисонька-краса (погладить ладонями шею).
Сы-сы-сы, есть у кисоньки усы (кулачками провести по крыльям носа 7 раз).
Исы-исы-исы, молоко для кисы (провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз).
Иса-иса-иса, бантиком играет киса(ладонями растереть уши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дефектов речи у детей с помощью дыхания и массажа
Семинар - практикум для воспитателей и родителей...
Мастер - класс «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет».
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не до...
Статья "Сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР".
Статья освещает вопрос сотрудничества логопеда с родителями в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Консультация учителя-логопеда для родителей. "Какие бывают нарушение речи у детей"
.Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамма...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть в...
Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателей и родителей по коррекции нарушения речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей по коррекции речи у дошкольников. Подробно расписаны 6 стадий взаимодействия воспитателей и родителей в коррекционном обучении детей с ОНР....