Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gotovnost_rebenka_doshkolnogo_vozrasta_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности
Л. И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная.
Интеллектуальная готовность включают в себя:
1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);
2) представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;
3) достаточный уровень развития познавательных интересов — интереса к новому, к самому процессу познания;
4) определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:
- сформированность сенсорных эталонов;
- качества восприятия — умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства;
- качества-мышления — умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
- высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности;
- сформированность символической функции мышления и воображения;
6) развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать ход своих мыслей.
Эмоционально-волевая сфера.
Проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, включают следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе;
2) формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого развития;
3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;
4) новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда даже маскировать его. Он становится более уравновешенным.
5) позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.
Личностная готовность.
Особое внимание уделяется данному структурному компоненту психологической готовности к школьному обучению, поскольку исследования и практический опыт позволяют считать, что стержнеобразующим (системообразующим) компонентом, скорее всего, является личностная готовность ребенка. Ее можно описать через анализ отношения ребенка к школе, взрослым сверстникам, самому себе.
Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Данное новообразование выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.
Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, красивые разноцветные пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие). Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
Таким образом, все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Уважаемые родители! Я желаю Вам, что бы ваши дети росли умными, здоровыми, успешными и помните:
- Ребёнок формируется под влиянием той обстановки, в которой он растёт.
-Ребёнок, растущий в обстановке критики, научится осуждать.
- Ребёнок, растущий в обстановке враждебности, станет агрессивным.
- Ребёнок, растущий в страхе, будет всего бояться.
- Ребёнок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать самому себе.
- Ребёнок, растущий в обстановке насмешек, станет застенчивым и робким.
- Ребёнок, растущий в атмосфере зависти, будет завидовать.
- Ребёнок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в себе.
- Ребёнок, растущий в атмосфере терпимости, научится быть терпеливым.
- Ребёнок, растущий в атмосфере любви, научится любить.
- Ребёнок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться самому себе.
- Ребёнок, растущий в атмосфере признания, научится быть целеустремленным.
- Ребёнок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...
Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологи выделяют 4 типа темперамента. Каждый темперамент имеет свои особенности, которые влияют на обучение ребенка в школе, его социальную активность....
"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"
Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...
Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
Материал для родительского собрания о готовности к школе....
интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...
«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовно...