Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Материал для родительского собрания о готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления. | 22.42 КБ |
Презентация к выступлению о готовности к школе. | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №68»
Выступление на родительском собрании на тему:
«Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе».
РТ, г. Нижнекамск
2015 г.
Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада.
К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Часто родители бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе и совершенно забывают о других критериях готовности.
Ребенок при поступлении в школу должен быть ЗРЕЛЫМ :
• Физически
• Умственно (Интеллектуально)
• Эмоционально
• Социально
Таковы критерии школьной зрелости.
Рассмотрим их более подробно.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Включает в себя:
• Общее развитие ребенка (заболеваемость, физ.развитие (рост, вес и т.д.), наличие заикания и др.невротических проявлений);
• Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки;
• Выносливость, работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.
Ну, а теперь вопросы для размышления.
Готов ли организм часто болеющего ребенка для школьных нагрузок?
Готов ли ребенок с заиканием и другими невротическими проявлениями переживать тревожные ситуации: самостоятельные ответы, выход к доске, повышенный голос учителя, чтение вслух и отстаивание своего мнения среди сверстников с его речевыми или поведенческими проблемами?
Уютно ли будет в школе ребенку с нарушением речи или это может привести к замкнутости и заниженной самооценке, несмотря на то, что уровень интеллекта этих детей может быть намного выше сверстников?
Дети с общим нарушением движений (ловкость, точность, координация, скорость) смогут ли они красиво и понятно писать?
Ребенок, который быстро утомляется и легко отвлекается на посторонние раздражители, если после 1 урока он уже устал. Тогда что же будет на остальных 3-4 уроках? От учителей такие дети получают много замечаний и нареканий. Будет ли такому ребенку интересно в школе?
Готовы ли такие дети каждый день сталкиваться с этими трудностями и как это отразится на их здоровье?
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Все знакомы с понятием Кризис 7 лет. В данный период ребенок должен найти баланс между сотрудничеством и соперничеством, независимостью и послушанием. Именно в данный период у ребенка происходит окончательное формирование:
• Мотивационной сферы (какой мотив будет преобладать - игровой или познавательный, формируется внутренняя позиция)
• Социальной сферы (отношение к чужому взрослому и сверстникам. Степень доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе и собственная САМООЦЕНКА)
• Эмоционально - волевой сферы (умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое дело до конца)
И снова вопросы для размышления:
Ребенок, у которого нет внутренней позиции такой как: «Я пойду в школу, потому что я уже большой. Там я узнаю много нового и стану умным», если у него нет понимания, зачем он здесь и что от него хотят, то каким он будет школьником?
У ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, преобладает игровой мотив, а значит его сложно будет чему-то научить.
А если ребенок тяжело переживает контакт с чужим взрослыми или даже сверстниками. А школа просто рассадник этих чужих взрослых (другие учителя, администрация, старшеклассники и разные родители), да и сверстников изо всех дверей по звонку вылетает тьма тьмущая. Ребенку дискомфортно, легко ли ему сосредоточится на учебной задаче?
А сложно ли будет ребенку, который не умеет собрать волю «в кулак» и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца. А задания как раз следующие: дочитать до конца (предложения, абзаца, страницы), дописать до конца строчки.
Кто-то постучал в дверь, что-то треснуло за окном, сзади неожиданно и громко захлопнули книгу, резко и громко зазвонил звонок – тревожное состояние и страхи поглотят ребенка раньше, чем он сможет узнать что-то новое.
Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:
Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?
Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?
А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?
Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?
Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?
Чтобы узнать ведущий мотив (игровой или познавательный), в комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. В этот набор нельзя включать любимые игрушки ребенка.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, предлагаем послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть.
Эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе вы можете определить с помощью обычного наблюдения. Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Выполняет ли требования и просьбы взрослых или же игнорирует и выражает протест? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ включает в себя умение:
• Копировать образец (координация «глаз-рука» + моторика)
• Удерживать в памяти задание и выполнять « цепочку действий»
Это школьно-необходимые функции.
Вопросы для размышления:
Сможет ли ребенок, который не умеет копировать образец успешно повторить элемент письма в прописи (а пропись построена на копировании) или списать правильно с доски?
А всем ли легко удерживать в голове сразу несколько заданий: записать домашнее задание и убрать дневник, а затем открыть букварь на 25 стр. и прочитать текст
Помните, ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счету.
Прежде чем обучить письму, нужно обучить вырезанию ножницами, шнуровке, нанизыванию бусин, лепке и т.д.
Чтобы научить копировать давайте детям больше заданий таких как: дорисовать пропущенную часть рисунка, сделать предметы одинаковыми.
Давайте ребенку задания, состоящие из нескольких действий. «Возьми листочек и карандаш. Сядь за стол и нарисуй человечка. Карандаш оставь на столе, а рисунок принеси мне». Проследите, что в цепочке он упустит.
Ну, вот в общем-то все, на что мы хотели обратить Ваше внимание. Мы пропустили критерий «Интеллектуальной (умственной) готовности», т.к. о нем в ярких красках пишется везде и всюду.
Мы просто хотели Вам рассказать, что в определении готовности ребенка к школе интеллект имеет значение, но отнюдь не решающее! И если умственно развитый ребенок, не имеет проблем по вышеперечисленным пунктам, т.е. зрел физиологически, здоров эмоционально и адаптирован социально, то это успешный ученик, здоровый ребенок и счастливые родители.
Но если же какой-то из критериев «хромает», то давайте поможем ребенку осознать, развить, укрепить то в чем он нуждается, и распрощаться с тем, что ему мешает. А когда успешно справимся со всем, тогда скажем «Здравствуй школа!»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
Выступление на родительском собрании "Старший дошкольный возраст: какой он?" (старшая группа)
В представленном материале рассмотрены психологические особенности детей 5-6 лет, новообразования данного возраста....
Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....
"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"
Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...
Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»
Советы учителя — логопеда родителям будущих первоклассников....