«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»
материал
Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические аспекты готовности детей
дошкольного возраста к обучению в школе»
Проблема готовности к школьному обучению традиционно является одной из самых актуальных для родителей дошкольников. Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем многие родители делают акцент на развитии мышления ребёнка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. При этом в современном обществе существует тенденция растить малыша дома, в лучшем случае определяя его в детский сад в последний год перед школой. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается следующая картина – мышление развито на высоком уровне, ребёнок умеет писать и читать, но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно. Ребёнок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину; кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация оказывается не сформирована, как и столь характерная для детского возраста способность к фантазии и моделированию. В социальном плане у детей зачастую отсутствуют коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми и представления о вежливости. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, «не дотягивают» до них в личностном и социальном развитии.
Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностную готовность: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; интеллектуальную готовность: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; и социально-психологическую готовность: новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе возникает только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать оценить свою деятельность.
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоят...
Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологи выделяют 4 типа темперамента. Каждый темперамент имеет свои особенности, которые влияют на обучение ребенка в школе, его социальную активность....
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Методики , позволяющие определить уровень социально – психологическую и интеллектуальную зрелости и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста , нужные для обучения....
интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО. Методики диагностики психологическая готовность к школе....
«Психолого–педагогическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Консультация для воспитателей детского сада.Данный материал может быть использован в период подготовки детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению в школе....